Общая характеристика теорий происхождения права.

Логично обратится к основным теориям происхождения права.

Многообразие теорий происхождение права обусловлено тем обстоятельством, что человечество не располагает достоверными данными о том, как именно возникло, формировалось, развивалось в обществе ПРАВО.

Поэтому различные теории происхождения права в некотором роде представляют собой предположения, версии появления права, его природы, признаков, сущности и т.д.

При всем различии между собой эти теории характеризуются общими признаками:

§ неполнотой,

§ односторонностью подхода

к освещению и изложению понимания права.

Отсюда проистекает

Ø замкнутость тех или иных теорий,

Ø гипертрофированная (преувеличенная) уверенность в ее истинности,

Ø нежелание прислушаться к доводом оппонентов.

Однако далеко не все теории внесли одинаковый вклад в понимание права и, в зависимости от того, что является для них исходным в понимании права, все они могут быть распределены по четырем группам.

(1). Естественно-правовая теория. Идея естественного права воз­никла еще в Древней Греции и Древнем Риме и:

* связана с именамиСократа, Аристотеля,

* греческих и римских стоиков, Цицерона, Ульпиана

* и других римских юристов.

В эпоху средневековья она получила развитие в богословских сочинениях Фомы Аквинского.

Однако, как одно из основных направлений правопонимания и самостоятельной научной школы, естественно-правовая док­трина сложилась в период разложения феодализма, подготовки и проведения буржуазных революций XVII—XVIII вв.

Ее видней­шие представители: Гуго Гроций, Т. Гоббс, Д. Локк, Вольтер, Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищеви др.

Естественно-правовая школа в своих воззрениях исходила из существования двух систем права:

* естественного и пози­тивного (или положительного) .

Позитивитская теория права, (Г.В. Шершеневич, К.Бергбом) возникла в значительной степени как оппозиционная «естественному праву». В отличие

v от естественно-правовой теории, для которой основные права и свободы первичны по отношению к законодательству,

v позитивизм вводит понятие «субъективное право» как производное от объективного права, установленного, созданного государством.

Государство делегирует субъективные права и устанавливает юридические обязанности в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему.Позитивизм отождествляет право и закон.

Положительным здесь нужно признать:

v возможность установления стабильного правопорядка,

v детального изучения догмы права – структуры правовой нормы, оснований юридической ответственности, классификации норм и нормативных актов, видов интерпретации (толкования).