Петрухинцев Н.Н. XX лекций по истории мировой кльтуры198-235.

Культурология. Под ред. Радугина А. А. М. 1997. С. 184-194.

Малюга Ю.Я. Культурология. Уч.пособие.М. 1999. С. 217-223

Искусство эпохи Возрождения.

Периодизация эпохи итальянского Возрождения.

Социально-экономические предпосылки культурного взлета в Италии в 13-16 вв.

Тема №4. Культура эпохи итальянского Возрождения.

2. Гуманизм – ценностная основа культуры Возрождения.

Литература:

4. Культурология. Под ред. Г.В. Драча. Ростов н/Д. 1997.

Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западно-европейской культуры как переход от средних веков к Новому времени, от общества феодального – к буржуазному. Наступает период первоначального накопления капитала. Появляются первые зачатки капиталистической промышленности в форме мануфактуры. Развивается банковское дело, международная торговля. Зарождается современное экспериментальное естествознание. Формируется научная картина мира на основе открытий, прежде всего, в области астрономии. Крупнейшие ученые эпохи Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей обосновывают гелиоцентрический взгляд на мир.

Ренессанс (возрождение) – это эпоха великих открытий. Цивилизация средних веков называлась морской, поскольку развивалась вокруг морей – Средиземного и Балтийского.

Темпы развития ренессансной культуры в странах Западной Европы различны. Примерно с XIV по XVI вв. в Италии, в других странах с XV по XVI вв. Большего расцвета по уровню материальной и духовной культуры достигли те западно-европейские государства, в которых раньше всего были созданы условия, благоприятные для возникновения капиталистических отношений. Поэтому не случайно родиной нового искусства стала Италия.

В XIII в. итальянские города отстояли свою независимость в борьбе с Германской империей. В Италии уже в XIV веке возникают первые мануфактуры. Здесь раньше чем в других странах Европы происходило интенсивное развитие городов и городской культуры. Торговля (важнейшие пути которой проходили в то время через Средиземное море), ростовщичество, а также эксплуатация рабочих и мелких ремесленников привели к образованию во многих итальянских городах значительной прослойки банкиров, купцов, промышленников. В ряде городов- государств эта прослойка захватила политическую власть. Именно участие третьего сословия в общественно-политической жизни привело к необычайному взлету культуры. Характерно, что и раньше, в эпоху античности (800-200 лет до н.э.) расцвет культуры происходил только в небольших городах-государствах, где значительная часть свободных граждан была политически активна, имела возможность принимать участие в управлении всеми делами своего небольшого государства.

Города Италии были сравнительно небольшими, а накал общественных страстей, водоворот политических событий – столь сильным, что никто не мог оставаться в стороне и жить пассивной дремлющей жизнью; в этой огненной купели формировались и закалялись инициативные, энергичные характеры. Активность личности была столь велика, что казалось, будто от ее волевого усилия зависит все. Уже в XI-XII вв. в Италии происходят антифеодальные революции с установлением во многих городах республиканской формы правления.

Самым ярким примером является Флоренция – крупнейший во всей тогдашней Европе центр производства шерстяных тканей. Новый вольный ветер проносится в этом городе. В 1289 г. (т.е. ровно за 500 лет до взятия Бастилии) Флорентийская республика освобождает крестьян от крепостничества, обосновывая такое решение следующим поразительным для того времени политическим кредо: «Свобода есть неотъемлемое право, которое не может зависеть от произвола другого лица, и необходимо, чтобы республика не только поддерживала это право, но и укрепляла на своей территории»

Флорентийские «пополаны» (купцы, менялы, ремесленники) обошлись очень круто с феодальной аристократией: согласно «Установлениям справедливости»-1293 г., дворяне лишались избирательных и вообще политических прав. Городская коммуна, состоявшая из представителей ремесленных цехов и купеческих гильдий стала полновластным органом. Следовательно, в Италии борьба горожан в отличие от других стар Европы не привела к победе сильной централизованной власти, но зато не произошло и перехода к абсолютизму.

Во Флоренции власть принадлежала богатым горожанам. Политическими правами в республике из 90 тыс. населения в XIV в. обладали 5-6 тыс. человек. Они избирали правительство республики – приорат (или синьорию), состоявшее из 7 человек во главе с гопфалоньером (знаменосцем правосудия). Флорентийское правительство с помощью наемных войск во главе с их предводителями – кондотьерами, вело активную захватническую политику.

Эстетический идеал Ренессанса, образ самогосебя создающего, свободного, универсального человека был не столько прямым отражением эпохи, сколько ее великой мечтой, завещанной грядущим векам. В искусстве этот идеальный образ свободной универсальной личности обрел живую плоть и кровь и получил блестящее воплощение.

 

Гуманизм – ценностная основа культуры Возрождения.

 

Термин «Возрождение» указывал на связь новой культуры с античностью. Общество Италии начинает активно интересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи античных писателей, так были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия. Усиливаются светские мотивы в европейской культуре, все более самостоятельными и независимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества – искусство, философия, литература, образование, наука. В центре внимания деятелей Возрождения был человек, поэтому мировоззрение этой культуры обозначают термином «гуманистическое» (от лат. человечный). Заимствованный у Цицерона (1 в. до н.э.), который называл гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей, этот принцип наиболее полно выразил основную направленность европейской культуры XIV-XVI вв. Гуманизм развивается как идейное движение, он захватывает купеческие круги, находит единомышленников при дворах тиранов, проникает в высшие религиозные сферы – в папскую канцелярию, становится мощным оружием политиков, утверждается в массах, оставляет глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатыц материал для поисков художников и скульпторов. Складывается новая светская интеллигенция. Ее представители организуют кружки, читают лекции в университетах, выступают ближайшими советниками государей.

Гуманисты привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Они полны веры в безграничные возможности человека и утверждают их в многочисленных речах и трактатах. Для гуманистов не существует более иерархического общества, в котором человек - только выразитель интересов сословия. Они выступают против всякой цензуры, и особенно против цензуры церковной. Гуманисты формируют человека предприимчивого, активного, инициативного. Идеальный человек, по мнению гуманистов, это «универсальный человек», человек – созидатель, энциклопедист. Гуманисты Возрождения считали, что возможности человеческого познания беспредельны, ибо разум человека подобен божественному разуму, а сам человек является как бы смертным богом, и, в конце концов, люди вступят на территорию небесных светил и там обоснуются и станут как боги. Образованных и одаренных людей в этот период окружали атмосфера всеобщего восхищения, поклонения, их чтили, как в Средние века святых (Когда еще в 13 веке знаменитый флорентийский живописец Чимабуэ окончил свою большую «Мадонну», восторг охватил его сограждан в такой мере, что квартал, где он жил, был прозван «кварталом радости».

Т.о., гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широкое общественное течение базируется на антропоцентрической картине мира, во всей идеологической сфере утверждается новый центр – могучая и прекрасная личность.

Краеугольный камень нового мировоззрения закладывает Данте Алигьери (1265-1324) – «последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт Нового Времени (Ф.Энгельс). Привычная для средневековья форма «видения» используется Данте Алигьери для изложения новых политических и моральных воззрений («Божественная комедия, 1321). Вместо ангелов проводником поэта по аду и чистилищу служит Вергилий, а по раю – любимая женщина. Помещая в различные круги ада и рая философов, политических деятелей, священников и влюбленных, поэт свои личные взгляды превращает в новое мировоззрение. Вера в земное предназначение человека, в его способность собственными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте сделать «Божественную комедию» первым гимном достоинству человека. Из всех проявлений божественной мудрости человек для него – «величайшее чудо».

Как и в предшествующих культурах, наиболее ярким проявлением личностного начала явилось искусство, отображающее индивидуальную любовь. В 1292 г. Данте создалнасыщенную стихами повесть "Новая жизнь",посвященную любовным переживаниям поэта и воспевающую его возлюбленную Беатриче.

Второй классический образ возлюбленной (Лауры) возник в сонетах Ф. Петрарки.Петрарка прямо отождествлял себя со святым Франциском, а своим духовным отцом считал Августина ("Моя тайна", 1342-1343 гг.). Проблематику внешнего мира гуманисты почти игнорировали, их интересовала только душа как непосредственное проявление божественного в человеке, самом совершенном творении Господа, и проявление души - человеческая деятельность. Внешний порядок вещей для гуманистов - менее совершенное проявление Бога, всего лишь "фортуна" - судьба, с которой человек может и должен бороться (Ф. Петрарка. О средствах против всякой фортуны. 1358-
1366 гг.; К. Салютати. О фатуме, фортуне и случае. 1396—1399 гг.),
а доблесть сильнее фортуны. Превосходством человека над природой объясняется возможность ее познания (Пико делла Мирандола).

Становление республиканского сознания связано с резким отмежеванием от иерархии, а, следовательно, и от иерархии церковной. Разрыв со старой идеологией не оформляется в богословской критике, но критике подвергаются моральные устои общества. Ценность личности осознается, прежде всего, через признание "законности" ее биологических потребностей. Новеллы Дж. Боккаччо ("Декамерон") поражают обилием забавных любовных историй, в которых не столько осуждается (по обычаю средних веков) сластолюбие, сколько воспевается находчивость и ловкость влюбленных. Традиции народной карнавальной культуры позволяют авторам новелл стереть любые сословные разграничения: дворяне со служанками, аристократки с конюхами и лакеями успешно избегают самых скандальных ситуаций на пути к удовлетворению страсти.

Разрушение сословных барьеров было связано и с ростом национального самосознания. Данте пишет на итальянском языке. Петраркасочиняет патриотические канцоны ("Моя Италия" и др.). Позже превосходство итальянского литературного языка обосновывает П. Бембо, французского — Ж. Дю Белле.

Т.О. истинный гуманизм провозглашает право человека на свободу, счастье, признает благо человека основой социального устройства, утверждает принцип равенства, справедливости, человечности в отношениях между людьми и освобождает их от религиозных пут. Началась новая культурная эпоха – эпоха Возрождения, которая фактически означала конец культуры Средневековья.