Тема 2. История политических учений

Библиографический список

Темы рефератов

1. Реформы в России и политическая наука.

2. Политическое прогнозирование: мифы и реальность.

3. Важнейшие тенденции современной политологии.

4. Политика как объект социологического исследования.

5. Политическая наука на Западе: история и современность.

6. Генезис и развитие категорий политологии.

 

1. Александров Н.Д., Сулимов В.Е. О некоторых методологических основах политологии // Социально-политические науки.- 1991. - № 3.

2. Белов Г.А. Политология. Учебное пособие. – М.: ЧеРо.- 1996.- 304 с.

3.Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан: Очерки политической социологии капитализма. – М.: Мысль 1985.

4. Бутенко А.И. Политология как наука и учебная дисциплина в современной России // Социально-политический журнал. – 1993.- № 9-10.

5. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Новое время.- 1990.- № 21.

6. Вятр Е. Социология политических отношений. – М.: Прогресс, 1979.

7. Гаджиев К.С. Политическая наука: Учеб. пособие.- 2-е изд. – М.: Междунар. отношения, 1995.- 400 с.

8. Ильин М.В., Коваль Б.И. Что есть политика и что – наука о политике? // Политические исследования.- 1991.- № 4.

9. Истон Дэвид. Новая революция в политической науке // Социально-политический журнал. – 1993.- № 8.

10. Основы политической науки: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Под ред. В.П. Пугачева. – М.: Знание.- 1993. Ч. 1-2.

11. Политология. Курс лекций. Учеб. пособие/ под ред. М.Н. Марченко. – М.: Изд-во МГУ.- 1993.- 255 с.

12. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений.- 2-е изд.- М.: Аспект Пресс.- 1995.- 320 с.

13. Поздняков Э.А. Политическая наука сегодня // Социально-политический журнал. – 1992.- № 10.

14. Федун Л.А. О предмете и методе политологии // Социально-политические науки. – 1991.- № 3.

15. Филатов В.А., Полканов В.Д. Планы семинарских занятий по курсу «Основы политологии». – Омск, 1992.- 47 с.

16. Филатов В.А. Организация учебного процесса по курсу «Основы политологии» с учетом рейтинговой оценки занятий студентов. – Омск, 1993.

17. Филатов В.А., Агарков А.А. Политология: Учебно-практическое руководство. – Омск: Изд-во ОмГТУ.- 2001.- 60 с.

18. Шаран П. Сравнительная политология. – М., 1992.- Ч. 1-2.

19. Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. – М., 1992.- Ч. 1-3.

План

1. Политические идеи в учениях античных философов (философско-этическая концепция).

2. Социально-политические воззрения Средних веков (религиозная концепция).

3. Политические учения Нового времени (гражданская и социальная концепции).

4. Политическая мысль в России.

 

1. Политические идеи в учениях античных философов (философско-этическая концепция)

Существенную роль во всей истории философии и политико-правовой мысли Китая сыграло учение Конфуция (551-479 г. д. н. э.).

Конфуций развивает патриархально - патерналистическую концепцию государства.

Государство трактуется им как большая семья. Власть императора уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Изображаемая Конфуцием социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей. «Темные люди», «простолюдины», «низкие», «младшие» должны подчиняться «благородным мужам», «лучшим», «высшим», «старшим». Тем самым Конфуций выступает за аристократическую концепцию правления, поскольку простой народ полностью отстранялся от участия в управлении государством. Конфуций призывает строить свои отношения на началах добродетели. Этот призыв обращен к правящим. Отвергая насилие Конфуций замечает: «Зачем управляя государством избивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа подобна ветру, мораль низкого человека подобна траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер. Основная добродетель подданных состоит в преданности управителю, в послушании и почтительности ко всем старшим».

Политическая этика Конфуция направлена на достижение внутреннего мира между верхами и низами общества и стабилизации правления.

Регулирование политических отношений посредством норм добродетели в учении Конфуция резко противопоставляется управлению на основе законов. Вместе с тем, Конфуций не отвергает полностью значение законодательства, хотя судя по всему, отвел ему вспомогательную роль.

Конфуцианство было влиятельным течением этической и политико-правовой мысли в Китае а во II в. до н.э. даже было признано официальной идеологией, религией.

Платон (427 – 347 г.г. до н.э.) – один из величайших мыслителей не только античности, но и во всей истории философии, политических и правовых учений.

Платон происходил из очень знатного афинского рода, в молодости был учеником и слушателем Сократа. После смерти Сократа Платон покинул Афины, побывал в Мегарах, Египте, Италии, Сицилии. В 387 г. до н.э. приобрел рощу, носившую имя героя Академа и основал там знаменитую академию. Академия просуществовала почти 1000 лет, до 525 г. н. э.

«Идеальное государство» трактуется Платоном в диалоге «Государство», как реализация идей и максимально-возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни – полисе.

В «Государстве» конструируется идеальное справедливое государство. По мнению Платона государство схоже с человеком. Справедливый человек не отличается от справедливого государства, схож с ним.

Трем частям человеческой души – разумному, яростному и вожделенному аналогичны в государстве три схожих начала – совещательное, защитное и деловое, а этим последним соответствуют три сословия – правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев). Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в другие. Справедливость требует соответствующей соподчиненности этих начал во имя целого. По Платону, бог вылепляя всех людей в тех, кто способен править примешал золота, в их помощников – серебра, а в земледельцев и ремесленников – железа и меди.

Чтобы стражи были постоянно на высоте своих задач их быт и вся жизнь организуется на началах солидарности, общности, равенства и коллективизма.

Никто не должен обладать частной собственностью, ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий.

Решающее значение для идеального государства считает Платон, введение для стражей общности жен и детей. Женщины уравнены в правах с мужчинами. Семьи в обычном смысле не существует. Детей воспитывает государство.

Государство Платона – справедливое правление лучших - аристократическое государство.

Платон говорит с соответствии между пятью видами государственного устройства (аристократия, тимократия, олигархия, демократия и тирания) и пятью видами душевного склада.

Вырождение аристократии приводит к появлению частной собственности на землю и далее превращению свободных в рабов. Это тимократия. Платон имеет ввиду критско - спартанский тип государственного устройства. Такое государсто будет вечно воевать, между тем война по Платону «главный источник бед».

Порча тимократического государства приводит в результате скопления богатства у частных лиц – к олигархии. Этот строй основан на имущественном цензе: у власти стоят богатые, бедные не участвуют в правлении. У неимущих зреет ненависть против алчных, приводящая к перевороту и установлению демократии.

Равенство при демократии уравнивает равных и неравных. То, что в порочном государственном строе считают благом и к чему ненасытно стремятся губит (в тимократии – военные успехи, в олигархии – богатство, в демократии - свобода) данный строй. Каждая форма гибнет из-за внутренних противоречий присущих ее собственному принципу и злоупотреблении последним.

Так и демократия упивается свободой и из нее вырастает противоположность – тирания. Тирания – наихудший вид государственного устройства.

Кроме образцового государства правитель которого руководствуется истинным знанием, Платон выделяет три вида правления (монархия, власть немногих и власть большинства), каждый из которых в зависимости от наличия или отсутствия законности делится на два: законная монархия – это царская власть; противозаконная – тирания; законная власть немногих – аристократия; незаконная – олигархия; далее демократия с законами и без них, итого вместе с истинным правлением, всего семь форм государства.

В «Законах» Платон рисует второй по достоинству государственный строй. Основное отличие второго государства от первого состоит в следующем:

5040 граждан второго государства по жребию получают земельный участок и дом, которыми пользуются на правах владения, а не частной собственности. Надел считается общей собственностью. В зависимости от величины имущества граждане делятся на 4 класса. В число граждан не входят рабы и иностранцы, которые занимаются земледелием, ремеслами и торговлей.

Во главе Платоновского государства стоят 37 правителей, избранных путем многоступенчатых выборов. Возраст правителей колеблется от 50-70 лет. Находиться у власти можно не более 20 лет. Создается выборный совет – 360 членов по 90 от каждого класса.

Дальнейшее развитие политических идей связано с именем его ученика и критика Аристотеля (384 – 322 г.г. до н.э.). Родился в городе Стагире, где учился, а затем преподавал в Платоновской Академии. В 347 году покинул Афины, живет в других греческих государствах, в 342 – 340 г.г., занимается воспитанием Александра Македонского. С 335 г. Аристотель снова в Афинах. Здесь он основывает свою философскую школу-ликей (лицей), пишет такие произведения как: «Политика», «Афинская полития» и «Этика». Политика у него связана с этикой. Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое, то же изучает и этика.

Этика предстает как начало политики. Аристотель различал два вида справедливости:

1) уравнивающая;

2) распределяющая.

Критерием уравнивающей является арифметическое равенство; сфера применения – область гражданско-правовых сделок, возмещение ущерба и т.п.

Распределяющая исходит из принципа «геометрического равенства» и означает деление благ по достоинству пропорционально вкладу и взносу того или иного члена.

Государство – продукт естественного развития. В этом отношении оно подобно семьям, но оно – высшая форма общения. Человек – существо политическое. Для Аристотеля, как и Платона государство представляет собой некое целое и единство элементов. Он в отличие от Платона признает право человека на семью, частную собственность. Государство – это совокупность граждан. Гражданин тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти.

Форму государства Аристотель характеризует как политическую систему, которая олицетворяется верховной властью. Государственная форма определяется числом властвующих (один, немного, большинство). Кроме того есть правильные и неправильные формы. В правильном правители имеют ввиду общую пользу, в неправильных – только свое личное благо. Три правильных формы: монархия, аристократия, полития. Неправильные: тирания, олигархия и демократия. Самую правильную форму Аристотель называет политией. В ней правит большинство в интересах общей пользы.

Полития соединяет в себе лучшие формы олигархии и демократии. Полития – средняя форма государства и средний элемент в ней доминирует во всем, в правах – умеренность, в имуществе – средний достаток.

Основную причину возмущений и переворотов в государстве Аристотель видит в отсутствии равенства. Аристотель говорит о большом количестве рабов, гражданских прав лишены ремесленники, толпа матросов, торговцы. Земля делится на две части: одна в пользовании государства, другая – в частном. Законодатели лучшего государства должны стремиться к тому, чтобы доставить досуг и мир. Справедливое совпадает с законным, как у Сократа, Платона.

Учения греческих философов повлияли на политические взгляды римского мыслителя Цицерона. Государство в учении Цицерона представлялось не только как выражение общего интереса граждан, но и как правовое сообщество. В отличие от Платона и Аристотеля, которые не отделяли естественное право и государство, Цицерон утверждал, что естественное право (закон) возникли раньше, чем государство. Цицерон стоял у истоков идеи «правового государства».

Цицерон различал три формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). В книге Диалоги. О государстве. О законах. – М., 1966 г. Цицерон писал, что «благоволением своим нас привлекают к себе цари, мудростью – оптиматы, свободой – народы.» Перечисленные достоинства должны быть представлены в смешанной форме государства, самой разумной, по его мнению.

Таким образом, мыслители античности понимали государство философски и рассматривали его как наивысшее достижение разума. При этом разум не является средством для достижения цели, а сама цель. Мечтая о лучшей жизни людей, философы античности конструируют идеальные модели и формы государства, некой независимой общины, где имеется все необходимое для счастливой жизни.