СЕТЕВАЯ этика

Этика виртуальной коммуникации, или, как ее принято называть, сетевая этика (англоязычные синонимы - cyberethics, webethics, netethics) как область практической философии только начинает формироваться.

Можно выделить две основных стратегии обоснования сетевой этики: англоязычную (преимущественно, американскую) и немецкую. Англоязычные авторы делают акцент на культурологических и аксиологических аспектах сетевой этики, рассматривая моральные проблемы виртуальной коммуникации в рамках нормативной этики и, как правило, на основании приложения к ним классических этических концепций (в первую очередь - деонтологизма и утилитаризма).

Немецкоязычные авторы сосредотачивают свое внимание на коммуникационных аспектах сетевой этики и более теоретически значимом, однако чересчур абстрактном вопросе, - о возможности обосновании морали вообще и сетевой морали - в частности, то есть, проводят исследования в метаэтической плоскости, опираясь преимущественно на этику дискурса.

Рассмотрим основных акторов сетевых коммуникаций, которые вступают в отношения, что собственно и приводит к возникновению этических проблем.

1. Создатели информационных и программных ресурсов

3. Провайдеры информационных услуг

4. Потребители информации или пользователи»[2].

5. Работодатели, которые внедряют компьютерные технологии, что оказывает сильное влияние на работников.

6. Государство, призванное регулировать отношения перечисленных агентов и

7. Общество (общественные организации) реагирующие на возникающие проблемы.

Эти субъекты (акторы) вступают в отношения друг с другом, реализуют свои юридические и моральные права и становятся при этом ответственными за свои действия. В результате столкновения прав возникают разные этические проблемы. Для каждого участника отношений характерны свои проблемы, хотя некоторые из них свойственны сразу нескольким участникам.

1. Среди этических проблем связанных с реализацией прав создателей информационных и программных ресурсов наиболее актуальными являются ответственность за последствия (использование ресурса или информации)

3.На провайдеров информационных услуг ложится ответственность за содержание информации. Право и мораль как социальные регуляторы содержания информации.

4. Потребители информации или пользователи так же имеют права и обязанности. Все личные права должны быть распространены на электронные средства информации, доступные с помощью телекоммуникаций. Одна из проблем в этой сфере – это анонимность и конфиденциальность. Другая проблема – это поведение пользователей в сети.

 

5. Работодатели, внедряющие компьютерные технологии, должны понимать, что автоматизация может повлечь безработицу. Одна из этических тем, связанная с этой проблематикой – это право на труд и право на занятость.