Базовая функциональная модель ИТ
Корпоративные ИС
Другие виды АСУ
АСУ - автоматизированная система управления.
Различают два основных типа таких систем:
· системы управления технологическими процессами (АСУ ТП)
· системы организационного управления (АСОУ).
Их главные отличия заключаются в характере объекта управления
· технические объекты
· объекты экономической или социальной природы
Для крупных систем АСОУ могут иметь иерархический характер, включать в свой состав в качестве отдельных подсистем:
· АСУП (автоматизированная система управления производством)
· АСУ ТП (автоматизированная система управления технологическим процессом)
· АС ОДУ (автоматизированная система оперативно-диспетчерского управления),
Системы диспетчерского управления, предназначенные для управления человеко-машинными системами в реальном масштабе времени. (системы диспетчерского управления в энергосистемах, на железнодорожном и воздушном транспорте, в химическом производстве и другие.)
Системы управления подвижными объектами (поезда, суда, самолёты, космические аппараты)
Системы управления системами вооружения.
Корпоративная ИС включает компьютерную инфраструктуру организации и базирующиеся на ней взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие решение задач организации:
· информационно-справочные системы, в том числе гипертекстовые и геоинформационные;
· система управления документооборотом;
· система обработки транзакций (действия по изменению информации в базах данных);
· система поддержки принятия решений.
По способу организации КИС делятся на следующие виды:
· системы файл-сервер;
· системы клиент-сервер;
· системы на основе многоуровневой архитектуры;
· системы на основе интернет/интранет технологий.
В КИС термины клиент и сервер являются базовыми. Сервер ‑ любая система, предназначенная для предоставления некоторых вычислительных ресурсов другим системам (компьютерам или программам), называемым клиентами.
Термин информационная система в настоящее время часто используют в более широком смысле, замещая им в частности и термин АСУ.
При этом под информационной системой понимается любая АС, используемая как средство сбора, накопления, хранения, обработки, передачи и представления информации в целях сопровождения и поддержки какого-либо вида профессиональной деятельности.
Информационные процессы базовой ИТ
ИП получение
Формирование информационного ресурса начинается с процедуры сбора информации, т.е. целенаправленного извлечения и анализа информации о предметной области.
Цель процедур подготовки - обеспечение готовности информации к дальнейшему продвижению в информационном процессе. Они включают структурирование собранной информации и определение ее достоверности, полноты, непротиворечивости и т.д.
Процедура ввода осуществляет перенос информации в память компьютера в форме машинных данных.
ИП накопление
Следующая группа процедур, относящаяся к информационному процессу накопления, обеспечивает длительное и безопасное хранение данных, их поддержание в актуальном состоянии, соответствующем потребностям решаемых задач и быстрое нахождение требуемых данных.
Процедуры, относящиеся к информационному процессу обработки, реализуют алгоритмы решения некоторого класса задач, типы которых определяются спецификой конкретной предметной области, в которой применяется информационная технология, и информационными потребностями пользователей.
Процедуры передачи данных предназначены для обмена информацией по каналам связи, объединяющим некоторое количество ЭВМ в компьютерную сеть. Они включают как процедуры организации сети (коммутация пакетов и их маршрутизация), так и собственно обмен данными.
Процедуры информационного процесса отображения предназначены для преобразования машинных данных в форму, удобную для человеческого восприятия и использования