Абсолютный идеализм В. Ф. Гегель.

Георг Фридрих Вильгельм Гегель (1770-1831) получил богословское образование. Он окончил теологическое отделение Тюбингенского университета. Защитил магистерскую диссертацию по церковной истории, однако от духовной карьеры отказался.

В работе «Жизнь Иисусу» (1795) скрывается четкая философская позиция Гегеля. Христос Гегеля - моралист, он апеллирует к разуму человека. Но «чистый, не знающий пределов разум, есть само божество». В соответствии с ним; упорядочен план мироздания, разум раскрывает перед человеком его назначение, непреложную цель его жизни.

«Феноменология духа» - истинный исток и тайна философии В. Ф. Гегеля. В «Феноменологии духа» (1807) Гегель разворачивает величественную «одиссею духа» и приходит к выводу; форма, в которой существует истина, - научная система.

Предмет «Феноменологии» - описание поступательного шествия сознания от самой низшей его формы - чувственной достоверности - до абсолютного знания. Этот путь ведет через все виды отношения сознания к объекту, и результатом этого шествия сознания является понятие науки.

Настало время для возведения философии в ранг науки. Гегель не против рассудка (общей почвы для науки и обыденного сознания), но сфера науки - разум. Задача «Феноменологии» - проследить проникновение духа в эту сферу.

С первых страниц «Феноменология духа» утверждается идея историзма. Исходный идеалистический принцип философии Гегеля привел к тому, что развивающееся целое он понял как дух. Идея Гегеля о том, что каждое природное и общественное явление (скажем, искусство, философия) можно понять лишь в связи с историей всех форм жизни, а не только из истории этого явления (философии) - эта мысль, безусловно, верна. Но поскольку целое у Гегеля принимает форму духа, то оно теряет свою действительную реальность и конкретность и выступает как нечто крайне абстрактное.

Надо сказать, что реальный исторический процесс у Гегеля поставлен на голову: сущность исторического процесса им мистифицируется. Понятно, что этот процесс должен иметь своего носителя, субъекта. Но субъект у Гегеля возникает как результат. Поэтому этот результат - знающий себя как абсолютное самосознание. Субъект - есть Бог, абсолютный дух, знающая себя и осуществляющая себя идея. «Феноменология» постигает различные образы духа. В результате дух становится чистым знанием, или абсолютным духом. Абсолют - основа всех явлений природы и общества. Это - некое духовное начало: «мировой разум, мировой дух», «абсолютная идея».

Разделы «Феноменологии духа» группируются следующим образом:

1-й раздел включает глады; сознание, самосознание, разум. Здесь - движение индивидуального сознания от чувственной достоверности. (Индивидуальное сознание заключает в себе общественную природу).

2-й раздел - дух. В нем кратко охарактеризованы отдельные этапы истории (Древняя Греция Рим, и т.д.) и соответствующие им типы сознания.

3-й раздел - религия, абсолютное знание (формы общественного сознания).

Первый раздел характеризует «субъективный дух», второй - «объективный дух», третий, - «абсолютный дух». Это три сферы движения мысли.

Гегель за опытное естествознание - царство законов, своеобразный сверхчувственный мир. «Царство законов» переходит в свою противоположность - «торой сверхчувственный мир». Однако Гегель отмечает, что ни один закон науки нельзя принимать за истину в последней инстанции.

Когда объектом познания становится рассудок, сознание переходит в самосознание. Цель самосознания – свобода. Как достичь ее? Простейший вариант - внутреннее освобождение, негативное отношение и к государству, и к рабству, т.е. стоицизм. И здесь Гегель рассматривает «отчуждение». Эта категория у Гегеля является центральной для всей философии в целом.

Дух отчуждает, отпускает себя в чужую среду – в природу и историю. Абсолютная идея существует до реального мира. (природы и общества). Она «отчуждает себя», т.е. превращается в природу. А потом в духе (мышлении и истории) возвращается к самой себе. Под отчуждением Гегель понимал: 1/возникновение всякой предметности из духа, иначе, порождение духом природы и общества (опредмечивание), 2/отношение между субъектом и объектом, всякую целесообразную деятельность человека: дух отчуждает, отпускает себя в чуждую среду – в природу и историю. Но он не может находиться долго в чуждой ему среде и снова возвращается к себе, пройдя различные ступени антропологического, феноменологического, психологического, нравственного, художественного, религиозного духа, и в форме абсолютного знания получает соответствующее себе бытие.

Так осуществляется опредмечивание и распредмечивание духа, отчуждение и снятие этого отчуждения. Следовательно, вся история самоотчуждения сводится у Гегеля к противоположению сознания самосознанию, объекта - субъекту, причем это противоположение движется в пределах мысли. В широком смысле отчуждение для Гегеля - инобытие духа, его опредмечивание, овнешнение, самополагание в форме объекта.

Гегель приходит к выводу, что основой мира является абсолютная идея.

Итак, «Феноменология» постигает различные фазы духа как ступени пути, В результате этого дух становится чистым знанием или абсолютным духом. Последняя истина обретается в религии.

Разум у Гегеля предстает в 3 ипостасях: как наблюдающий, действующий и достигший высшего воплощения в индивидуальности человека. Высшая ступень действующего разума - добродетель.

В работе «Наука логики» (1808-1816). наука в целом делится на три части: логику, науку о природе, науку о духе. Логика-наука о чистом понятии и абстрактной идее, природа - внешняя реальность идеи, дух – возвращение идеи (из природы) к самой себе.

В «Малой логике», в разделе «Предварительное понятие», содержится существенное пояснение к проблеме соотношения рассудка и разума. Речь идет о трех сторонах, о трех формах логического. Первая форма абстрактная, или рассудочная. Мышление здесь «не гибко», но это необходимая ступень логики.

Вторая форма логического – отрицательно-разумная. В негативной диалектике разум выступает в отрыве от рассудка, в результате возникает скептицизм и «голое отрицание». Третья форма – положительно-разумная, разум в союзе с рассудком приводит к положительному результату, к абстракциям, которые вместе с тем содержат нечто конкретное. Спекулятивная логика опирается на рассудочную. «Разум без рассудка - это ничто, а рассудок – нечто».

Согласно Гегелю, система есть форма. В ней понятие обретает контрастность. Задача логики — обнаружить, реально существующую систему отношений, лежащую в основе, как бытия, так и тождественного с ним сознания.

Система категорий дает возможность понять не только мир как целое, но и каждое его наиболее общее отношение, выражаемое той или иной категорией. Конечно, Гегель был далек от мысли, что система философских категорий может передать все богатство реальности; эта система отражает лишь самые основные, самые общие связи развивающейся действительности. Философия изучает не мир в целом, а мир как целое. Гегель не только высказал общую идею субординации категорий, но и правильно указал на общий ее принцип – движение мысли от абстрактного к конкретному, т.е. от одностороннего к многостороннему.

Ошибка Гегеля состояла в том, что движение мысли от абстрактного к конкретному он принял за реальный путь развития самой действительности.

Гегель разрабатывает систему категорий. Противоречие – центральная категория логики и вообще всей философии Гегеля. Противоречие, говорил он, движет миром. Все, что развивается, противоречиво.

Гегель отмечал, что повторяющееся, тождественное в явлениях образует закон. Царство законов есть отображение являющегося мира.

Гегель даёт анализ идеи (истины). Истина, по Гегелю, есть совпадение понятия и объективности. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Мир представляет собой развивающееся целое, истинное знание о нем - система категорий диалектики. Но этого мало. Истина, но Гегелю, есть не только соответствие понятия предмету, но и соответствие предмета своему понятию. Истина предметна, её нужно не только узнать, но осуществить.

Истина как идея познания предстает в двух видах: теоретическом и практическом. Последний выше первого. Практика выше (теоретического) познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредственной действительности. Тем самым достигается вершина логического саморазвития духа. Страницы «Науки логики». Посвященные абсолютной идее, как бы подводят итог, содержат общую характеристику диалектического метода.