Проблема охраны общественных и государственных интересов

Проблема свободы информации

Проблема неприкосновенности частной жизни.

Трансформирующий эффект в сфере общения, воспитания, образования.

Вторым типом “невидимого фактора” в компьютерной технологии Дж.Мур назвал присутствие “невидимых ценностей программы” (17, с.273), т.е. ценностей, ненамеренно вводимых в программу, и до поры до времени не известных ни тем, кто программой пользуется, ни даже тем, кто ее составляет.

Здесь Дж.Мур приводит в качестве примера конкретный случай. При создании программы для предварительной продажи авиабилетов в США в80-е гг. программисты использовали алфавитный принцип. Эта “невидимая ценность программы” оставалась незамеченной, пока не выяснилось, что при продаже авиабилетов компания “Америкен эйрлайнз” получала преимущество перед компанией “Брэнифф эйрлайнз”, что привело к банкротству последней и кончилось судебным разбирательством.

Третий тип “невидимого фактора” компьютерной технологии - “невидимый комплекс вычислений”. Дело в том, что компьютер способен выполнять столь сложные расчеты, которые просто не охватываются человеческим сознанием, непостижимы для человеческого понимания и неподвластны контролю (даже если сама программа вполне доступна нашему интеллекту). Отсюда и возникает вопрос, пишет Дж.Мур, насколько можно доверять “невидимому расчету”. (Спортивные соревнования)

В 80-е гг. ХХ века американскими этиками был введен термин “компьютерный профессионал” (КП), что означало “индивида, зарабатывающего на жизнь работой с компьютерами” (16, с.25). Здесь имелись в виду не только программисты, системные аналитики, системотехники, продавцы компьютерного оборудования, но и все те, кто в ходе своей работы используют компьютеры: служащие банковской и конструкторской сфер, работники народного образования, медицинские диагносты, врачи, планировщики и разработчики бюджета и т.д.

Понятие «информационной этики»

Информационная этика оценивает долг рационального индивида в терминах расширения инфосферы, а любое действие, направленное на искажение или сокращение инфосферы, рассматривает как причинение вреда, т.е. откровенное зло (13).

Предмет – этические проблемы, возникающие вследствие опосредованного взаимодействия акторов с помощью создания, распространения и обмена инф.

Информация – объект специального морального отношения.

Ряд исследователей полагает, что все без исключения действия, опосредованные компьютером, имеют информационную природу, а значит, так или иначе, оказывают существенное воздействие на инфосферу, последствия коего как раз и подлежат нравственной оценке. В результате этого информация становится вполне самостоятельным объектом морального отношения, а потому компьютерная этика (и, следовательно, как ее частный случай - этика виртуальной коммуникации) приобретает более философски-значимый статус этики информационной (infoethics). Эта точка зрения представлена в работах таких авторов, как Л. Флориди, Дж. Сойка, Т. В. Байнам, С. Роджерсон.