ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ПЕРЕДАЧ

Передачи целесообразно располагать в вертикаль­ной плоскости с горизонтальным или наклонным (до 45°) расположением линии центров (линией, соединяю­щей оси звездочек). Расположение цепи в других плоскостях нежелательно.

Ведущей в цепной передаче может быть верхняя или ниж­няя ветвь.

Верхняя ветвь должна быть ведущей в горизонтальных передачах с большим межосевым расстоянием (а > 60t) и ма­лыми числами звездочек во избежание соприкосновения звездочек, а также в передачах с а < 30t при и < 2 и в вер­тикальных передачах для предотвращения захвата провисаю­щей верхней ветвью дополнительных зубьев звездочки.

Регулирование натяжения цепей является эффективным сред­ством повышения долговечности цепной передачи. Предвари­тельное натяжение цепных передач устанавливается по стреле провисания f (f0,02а — для горизонтальных и наклоненных к горизонту до 45° передач; f= (0,01 0,015) а - для передач, близких к вертикальным).

Для устранения вредного влияния вытяжки цепей и сох­ранения предварительного натяжения и провисания в процессе эксплуатации производят периодическую регулировку натяже­ния. Для этого предусматривают в конструкции либо воз­можность перемещения опор, либо использование натяжных роликов или звездочек. Натяжные ролики и звездочки жела­тельно устанавливать на ведомой ветви в месте ее наиболь­шего провисания. Если ролики ставят на ведущей ветви, то для уменьшения вибраций они должны быть оттяжными, т. е. устанавливаться с внутренней стороны.

Важнейшими условиями надежной работы передачи явля­ются параллельность валов и тщательное совмещение плоско­стей звездочек.

Смазывание передач может быть периодическим (с по­мощью ручной масленки или капельным способом), а также непрерывным (окунанием в масляную ванну, циркуляционной струей от насоса и т. п.).

Периодическое смазывание допускается при скорости цепи < 6 м/с, масляная ванна при м/с и циркуля­ционное смазывание необходимо при > 8 м/с как для сни­жения интенсивности развития контактной коррозии, так и для охлаждения цепи.

Пример. Подобрать роликовую цепь для привода вала транспор­тера от двигателя и редуктора (рис. 23.8). Передаваемая мощность Р = 8 кВт, частота вращения вала транспортера (ведомой звездочки) п2 = 40 об/мин, частота вращения выходного вала редуктора (ведущей звездочки) п1 = 120 об/мин. Передача работает одну смену, смазыва­ние капельное, нагрузка спокойная, натяжение цепи не регулируется.

Решение. 1. Определяем передаточное отношение и = n1/n2 = 120/40 = 3, находим число зубьев на ведущей звездочке z1 = 29 – 2и = 29 - 2 • 3 = 23 и число зубьев на ведомой звездочке

3 = 69.

2. Вычисляем коэффициент эксплуатации при следующих зна­чениях частных коэффициентов (см. условия задачи и табл. 23.2): kрег = 1,25; kа= 1 (межосевое расстоя­ние неизвестно); kд = kп = kсм = kреж= 1;

Рис. 23.8. К расчету цепной переда­чи привода

3. По формуле (23.2) вычисля­ем шаг цепи при [ри] = 35 МПа (см. табл. 23.1)

мм.

По ГОСТ 13568 — 75 принимаем цепь с шагом t = 25,4 мм, диа­метром валика dB = 7,95 мм и длиной втулки bо = 22,61 мм. Про­екция опорной поверхности шарнира Аоп = 0,28 t2 = 0,28 (25,4)2 = 180,64 мм2.

4. Вычисляем скорость цепи

м/с.

5. Определяем окружное усилие

H.

6. Проверяем давление в шарнире FtK3 6837-1,25

МПа

Таким образом, принятая роликовая однорядная цепь удовлет­воряет условию износостойкости.

7. Принимаем межосевое расстояние

а = 40t = 40• 25,4 = 1016 мм

и находим число звеньев цепи

Округляем до четного значения w = 128.

8. Определяем окончательное межосевое расстояние

и стрелу провисания f= 0,02a = 0,02 • 1024 20 мм.

9. Находим усилия, действующие на вал:

Fr = 1,15Ft = 1,157863 Н.

 

Часть 3. ВАЛЫ, МУФТЫ, ОПОРЫ И КОРПУСА

Валы, муфты, опоры и корпуса являются поддерживающими, соединительными и несущими частями механических передач. Их прочность и жесткость часто существенно влияют на рабо­тоспособность передач.

Эти детали являются наиболее металлоемкими в объеме узла или машины в целом и от правильного конструиро­вания их в значительной степени зависят масса и габариты проектируемой машины.

 

ГЛАВА 24