Учебный план и государственный образовательный стандарт.
Содержание школьного курса истории.
Методика обучения истории в последней четверти XIX в.
Н. И. Кареев, В. О. Ключевский, С. Ф. Платонов, Р. Ю. Виппер, Рожков, Коваленский.
Нет методологической базы.
Складываются 3 методологических подхода в области исторического образования:
1. Официальная учебная литература.
Д. И Иловайский. «Краткие очерки русской истории»(44 издания). М., 1893. «Руководство ко всеобщей истории» (3 книги: Древний мир; Средние века; Новая история). История по царствованиям. Особые характерные черты правления. Нет причинно-следственных связей. Только личные особенности царей.
2. Господствует эволюционный подход к исторической науке.
Н. И. Кареев, С. Ф. Платонов, Виноградов. Ведущее направление содержания исторического образования. История- закономерный процесс, развивающийся по восходящей линии. Изучать его необходимо последовательно, по этапам со всесторонней характеристикой.
3. Естественно-исторический подход социологической школы.
Р. Ю. Виппер. Левое крыло Покровский, Рожков. Нет единой линии развития, есть повтроение одних и тех же социальных типов. Школьный курс истории должен давать типичные явления, характерные для определенной эпохи, должен раскрывать социологические понятия.
В основе 2 и 3 подходов лежат сходные идее. Основные официальные требования для историков неохранительного направления:
1. Школьный курс истории должен вводить учащихся в социально-политическую жизнь современного человечества.
2. История как предмет должна объяснять ход исторического процесса.
Появление специального научного общества по распространению исторических знаний – Историческая секция ОРТЗ (Общество Распространения Технических Знаний). Издаются методические пособия. Организация с 1869 г.
Концепция школьного исторического образования: цели, содержание, методы.
Способы организации самостоятельной работы учащихся:
1) реферативный метод;
2) беседа;
3) игровая технология;
4) конспектирование;
5) экскурсии;
6) диспут;
7) наглядный метод.
Под содержанием исторического образования принципиально понимается строго определенный объем систематизированных знаний, умений и навыков (ЗУМ), обеспечивающих всестороннее развитие учащихся.
Содержание исторического образования регулируется нормативными документами – учебным планом и программой.
Конституция РФ (13 января 1996 г. – новая редакция) – право на бесплатное образование – в объеме общей основной базовой школы.
Федеральный закон «Об образовании». Общие правовые нормы в сфере образования – принципиальные правила всех правоотношений между работниками образования, обучающимися и их родителями.
Журнал «Вестник школы».
С 1994 г. новый тип правовых норм – Государственный образовательный стандарт.
Стандарт образования – система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общий идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижении этого идеала.
Основные объекты стандартизации – структура, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся.
Существуют 2 основных компонента стандарта:
1. федеральный;
2. национально-региональный.
Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.
Государственными органами власти нормируются обязательный минимум содержания основной образовательной программы, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки учеников.
Учебный план – государственный документ, определяющий перечень дисциплин, изучаемых в школе, расположение их по годам, количество годовых и недельных часов. По учебному плану можно судить о нагрузке образования, его характере. Значение – общее концентрирование выраженной концепции образования.
История входит в блок крупных дисциплин, но не является самостоятельной.
На безе соотношения дисциплин можно определить тип школы и профессиональное направление. Объем учебной нагрузки – начальная, средняя и высшая школа.