Государственная система регистрации прав на Н и сделок с ней

Система регистр-ии предназ-на для рацион-го управл-я любыми компонентами Н.

Как правило, объекты собственности региструют по 3 параметрам:

1. Права соб-ти (для гарантиров-я надёжной защиты прав владения).

2. Ст-ть (для обеспечения объект-го н/о соб-ти и справедливости при изъятии земель).

3. Режим исп-ния земель (для обеспечения эф-го управл-я землепользования).

Основные элементы системы управл-я Н:

1. Базовое законодат-во, кот-е устан-т права относ-но Н (права соб-ти, порядок передачи прав, обеспеч-я гарантии соб-ти, порядок реш-я зем-х вопросов). Всё это реш-т конституция, ЗК и пр.

2. Система регистн-ии Н, прав соб-ти и др-х интересов.

Кадастр – офиц-й реестр Н, кот-й базируется на основе земельного участка.

Искальный кадастр – кадастр, направл-й на обслуж-е целей налогооблаж-я.

Юридический кадастр – для регистр-ии и защиты прав соб-ти.

Многоцелевой кадастр – содержит всё.

2 основные системы регистрации:

1. Система регистрации документов - в реестр внос-ся запись о передаче права на Н, регистр-ся любое частное соглаш-е относ-но Н, гос-во не несёт никакой ответ-ти за соглаш-я (в основном аграрные страны).

2. Система регистрации прав или титулов – регистр-т факт самого соглаш-я, оформл-й соотв-щим образом, регистр-т права и огран-я, кот-е составляли предмет соглаш-я, а также отображ-т Н на спец-х крупномасштабных картах. Гос-во несёт ответ-ть в случае наруш-я прав соб-ти.

Регистрационная система в больш-ве стран состоит из 2-х частей:

· картографическая карта (границы соб-ти),

· сами документы (реестр соб-ти, кадастр).

Роль гос-ва:

· гос-во устан-т какие организации ответ-ны за опред-ю инф-ю и базы данных;

· опред-т каким образом д обеспеч-ся обмен инф-цией м/у этими орган-ми;

· какая инф-я доступна для пользования,

· устан-т процедуру, стандарты, терминологию.

4 блока систем регистрации:

1. Наполеоновская система(Фр, Исп, Ит, Греция). Цель кадастра: налогооблаж-е соб-ти, он не защищает права соб-ти (то есть титул соб-ти надо проверять).

2. Немецкая (Германская) (Герм, Австрия, Швейцария): детально отраб-ные процедуры, гарантии полож-я границ, гарантии зарегистирован-ти прав.

3. Скандинавкая система: централизация реестра соб-ти, повлияла немецкая система, очень точные карты, реестры компьют-ны (наибольший успех у Швеции). Осн-я задача: обеспеч-е гарантии прав соб-ти и своб-го доступа к инф-ии.

4. Блок англоязыч-х стран (Великобритания, США, Канада): Великобр: никаких гарантий, просто запис-ся все сделки в реестр, у гос-ва нет полной инф-ии о всём им-ве в стране. Канада: 10 провинций, в них разл-е виды права, нет единой системы. США: каждый штат имеет свою систему. Добровольная регистр-я соб-ти, текстовые реестры, прав-ть соглашений не правиряется. Созд-ся частные страх-вые компании, кот-е облад-т намного большей инф-й. Система позвол-т созд-ть огромное кол-во профессион-х участников.

5. Система регистрации Торренса (Австралия): с 1850 года. Идеальная система. Цель: она базир-ся на отдел-х участках (а не на всей террит-ии страны), ориентир-на на быструю регистр-ю прав, прав-во гарантирует, что лицо, указ-ное в сертиф-те явл-ся зарегистр-ным соб-ком, при ошибке гос-во компенсир-т потери. Просто, дёшево, быстро.

Российская система стремится к немецкой.

Преимущества от внедрения системы регистрации прав на Н:

1. Эф-ное управл-е обществ-ми и частными землями.

2. Уверенность соб-ков.

3. Защита прав соб-ти.

4. Уменьш-е кол-ва зем-х споров.

5. Усоверш-е системы передачи прав соб-ти.

6. Стимулир-е рынка земли (и, след-но, рынка Н).

7. Безопасность рынка Н и инвест-ций и кредитов.

8. Ускорение зем-й реформы.

9. Эф-ть налоговой политике.

10. Система даёт данные для мониторинга земли.

В полной мере система регистрации прав на Н м выпол-ть роль гаранта лишь в том случае, если она способна подтвердить достовер-ть и полноту сведений об объекте Н, чистоту и полную опред-ть передаваемых прав, полномочия продавца и тем самым гарантировать права на Н для её добросовест-го приобрет-ля.