Международное морское право.


Дата добавления: 2014-01-11; просмотров: 5; лекция была полезна: 0 студентам(у); не полезна: 0 студентам(у).
Опубликованный материал нарушает авторские права? сообщите нам...

Тема №7.

  1. понятие, источники, принципы ММП
  2. правовой режим открытого моря. Свобода открытого моря. Исключения из принципа флага корабля в открытом море
  3. правовой режим международных проливов и каналов
  4. международно-правовой режим морского дна открытого моря

 

=1=

ММП – отрасль МП, нормы и принципы которой регулируют отношения государств по использованию открытого моря и района морского дна открытого моря.

Это 1 из старейших отраслей МП, которая начала формироваться еще в эпоху рабовладельческого строя. Поэтому большинство источников этой отрасли – международно-правовые обычаи.

МД в этой отрасли достаточно мало, в основном они представляют собой кодификационные акты.

+Конвенция ООН по морскому праву 1982г.:

Не только кодифицировала все обычаи ММП, но и внесла новые нормы в эту отрасль.

До 1982г. не существовало норм, регулирующих правовой режим морского дна открытого моря. Открытое море в МП – водная территория, находящаяся за границами территориального моря государства. Территориальная море отмеряется от сухопутной территории государства и обычно имеет ширину 12 м.м. (1 м.м. = 2 км).

Государство обладает суверенитетом над своими внутренними морскими водами и территорией.

Особенный правовой режим устанавливается в отношении международных морских портов государств (только государство определяет, как суда могут входить в этот порт). В основном запрещается входить в порты военным судам, судам, перевозящим радиоактивные материалы, если иное не предусмотрено договором.

Принципы ММП – отраслевые принципы, происходят от обычаев ММП. Принципами ММП преимущественно являются свободы:

  1. открытое море является достоянием всех государств, на открытое море не может распространяться суверенитет какого-либо государства.
  2. в открытом море признается свобода морского судоходства
  3. признается свобода рыболовства и промысла в открытом море. За исключением тех промыслов, которые прямо запрещены МП – например, китобойный промысел.
  4. признается свобода исследований в открытом море
  5. признается свобода использования открытого моря и района морского дна открытого моря в мирных целях
  6. государства несут ответственность за нанесение ущерба экологии открытого моря и морского дна открытого моря

 

=2=

 

Правовой режим открытого моря состоит из совокупности прав и обязанностей государств в сфере использования открытого моря.

Свободы открытого моря:

  • свобода судоходства, свобода осуществления полетов над открытым морем
  • свобода рыболовства и других видов промыслов
  • свобода проведения научных исследований в открытом море
  • свобода использования открытого моря и морского дна открытого моря в мирных целях
  • свобода прокладки подводных кабелей и трубопроводов
  • свобода создания искусственных островов и установок в открытом море; установки/острова будут принадлежать государству, но водное пространство вокруг них остается пространством с международно-правовым режимом

Основная особенность государств – не наносить ущерба экологии открытого моря и морского дна открытого моря.

На борту корабля, находящегося в открытом море, действует законодательство того государства, под флагом которого он осуществляет плавание – юрисдикция государства, принцип флага корабля.

(в отношении корабля в открытом море).

Гражданство судовладельца и национальность судна могут не совпадать.

В Конвенции 1982г. предусмотрено, что в некоторых случаях могут иметь место изъятия из принципа флага корабля в открытом море – право военно-морского судна любого иностранного государства остановить в открытом море и досмотреть любое иностранное судно в том случае, если есть подозрения, что данное судно занимается такой противоправной деятельностью, как незаконная перевозка наркотических средств и психотропных веществ, пиратство, работорговля, нелицензионное радио-, телевещание, осуществляет незаконную перевозку радиоактивных материалов, имеют ту же национальность, что и военно-морское судно, но плавает под другим флагом.

Если подозрения подтвердились, то судно должно быть арестовано и оттранспортировано в порт приписки военно-морского судна; если подозрения не подтвердились, то судно должно быть отпущено.

Преследование судна по «горячим следам» - когда члены экипажа данного судна нарушают законодательство иностранного государства, в порту которого находилось данное судно.

Преследовать судно может только военно-морское судно того государства, чье законодательство было нарушено.

Преследование по «горячим следам» ведется только в открытом море и заканчивается в том случае, если иностранное морское судно заходит в порт другого государства.

 

=3=

 

В МП под проливами понимают объекты естественного происхождения, соединяющие между собой море и океан/ различные части одного и того же моря.

Каналы – объекты искусственного происхождения, также соединяющие между собой море и океан / различные части одного моря. Проход через проливы и каналы для всех морских судов должен быть свободным.

Может быть запрещен вход в пролив/канал для военно-морских судов, а также для судов, перевозящих радиоактивные материалы. Этим судам может быть предоставлено специальное разрешение на вход в пролив/канал.

Любое морское судно, находящееся на территории пролива/канала, должно соблюдать законодательство соответствующего государства.

Может быть предусмотрена обязанность уплачивать пошлину за проход через пролив/канал. Размер пошлины обычно зависит от тоннажа корабля.

 

=4=

Впервые международно-правовой режим морского дна открытого моря был установлен в Конвенции ООН по морскому праву 1982г.

Правовой режим состоит из совокупности прав и обязанностей государств по использованию дна открытого моря.

В Конвенции определяется, что государства имеют право использовать дно открытого моря в мирных целях, т.е. могут осуществлять прокладку кабелей и трубопроводов по дну открытого моря, могут осуществлять научные исследования в районе дна открытого моря.

Также могут осуществлять разработку и добычу полезных ископаемых, при этом в Конвенции оговорено, что государства могут совершать сделки купли-продажи в отношении тех полезных ископаемых, которые будут ими добыты в районе морского дна открытого моря. Те полезные ископаемые, которые не были добыты государствами, не могут быть объектом купли-продажи.

Конвенция разрешает проведение археологических раскопок в районе морского дна открытого моря.