Консервативная модернизация России в последней четверти XVII — середине XVIII веков

 

Развал 3-ей государственности вызвал дискомфортное состояние русского общества, проявивееся в целой череде народных выступлений (1648 год - восстание в Новгороде и Пскове, 1650 - в Москве, 1667-71 гг. - Поволжье (Степан Разин), 1682 г. - Москва). Дискомфортное состояние русского общества, вызванное развалом 3ей государственности в сочетании с остаточным дискомфортным состоянием, сохранившемся от развала 1ой и 2ой государственности, стимулировал движение страны в сторону крайнего авторитаризма. На его основе формировалась 4ая государственность, история которой пришлась в основном на время правления Петра I (1682,единовластно с 1689. Император с 1721-1725). Конкретным историческим проявлением крайнего авторитаризма стало огосударствление всех сторон жизни общества.

 

Огосударствление экономической сферы осуществлялось в ходе реализации торгово-промышленной политики Петра, когда были заложены основы государственной промышленности. При Петре началась первая русская индустриализация (до него в стране насчитывалась 20 мануфактур, к концу его правления более 200), что стимулировала тенденцию к стандартизации образа жизни и отношений между людьми. А это в свою очередь содействовало усилению политической централизации, т.к. стандартизированным производством эффективнее управлять из единого центра.

 

При Петре были заложены основы не только государственной промышленности, но государственной торговли, посредством введения монополии на сбыт и заготовку продукции, административного регулирования грузопотоков, насильственного расколачивания купеческих корпораций, что привело к сокращению купеческих фамилий при Петре почти в 2 раза.

 

Огосударствлению подверглась и социальная сфера. При Петре была проведена вторая общероссийская перепись населения, в ходе которой оно было прикреплено к месту записи в налоговые книги. В результате возникла проблема обеспечения формировавшихся мануфактур рабочей силой, т.к. помещики стали активно разыскивать беглых крестьян, используемых в качестве основного источника формирования рабочей силы и возвращать их в свои имения. Для решения возникшей проблемы Петр издал указ о покупке крестьян к заводам, разрешивший мануфактуристам покупать крестьян в качестве рабочей силы, а значит, работные люди на мануфактурах превращались в тех же самых крепостных крестьян, только принадлежавших не помещику, а мануфактуристу. Такой характер обеспечения мануфактур рабочей силой содействовал их превращению в разновидность крепостнической экономики.

 

Был деформирован процесс формирования не только рабочего класса, но и русской буржуазии, т.к. мануфактуристы, став в душе владельцами, устремились к приобретению дворянских званий, дававших социальные привилегии, а значит, затушевывалось формирование самосознания русской буржуазии как особого слоя.

 

Огосударствлению подверглась также и личная жизнь каждого жителя страны, посредством введения подушного налога — паспортной системы, системы государственных стандартов.

 

Огосударствление всех сфер жизни общества было благоприятным условием для окончательного формирования русской бюрократии.

 

При Петре система социального управления перестраивалось на шведский манер на основе принципов унификации и регламентации. В первой четверти XVIII века перестали заседать боярские думы, взамен которых в 1711 году в качестве высшего органа законодательной власти создавался Сенат, в котором вместо 100 человек, заседавших в боярской думе, работало чуть более 10. На основе указанных принципов перестраивалась и высшая исполнительная власть, когда в 1721 году вместо 44 приказов было создано 11 коллегии. В 1721 году Петр объявил себя императором, а значит, ни один общегосударственный документ не мог исходить от какого-либо учреждения, кроме как от первого лица.

 

Система социальной регуляции подверглась не только бюрократизации, но и военизации. Воинский устав стал основой деятельности всех государственных учреждений. К гражданским лицам применялись военные законы, и была расширена практика использования смертной казня (до Петра она применялась в 60 случаях, при нем к ним добавилось еще 13)

 

Преобразование страны в условиях тотального огосударствления имело неоднозначные последствия. Петровские реформы заключали в себе баланс как позитивных, так и негативных начал.

 

 

Позитивный потенциал реформ:

1. При Петре началась европеизация России на основе использования западного опыта в области социального управления и военно-технической сфере

2. При Петре был подведен мощный экономический фундамент под развивающуюся русскую нацию на основе начавшейся индустриализации.

3. Первые шаги в области индустриализации и освоение западного опыта свидетельствовало о том, что в России при Петре впервые на практике началась социальная модернизация, т.е. ее отход от традиционализма в направлении современного типа развития

 

Негативный потенциал реформ:

1. Европеизация не превратило ее в более передовую страну по меркам нового времени. России продолжала оставаться аграрной цивилизацией

2. Экономический прогресс был фактором, стимулировавшим регресс общества, что проявилось в усилении его закрепощения (при Петре доля крепостных крестьян составило 2/3 от их общей численности, что было самым высоким показателем за всю историю крепостнических отношений в России; усилилось закрепощение не только низов, но и верхов общества, т.к. численность помещичьих имений при Петре возросла почти в 2 раза)

3. Петровская модернизация, содействовавшая сохранению традиционных ценностей, определяется как консервативная модернизация, т.е. Россия при Петре, смотря вперед в сторону западного типа цивилизаций, фактически пятилась назад в направлении традиционных цивилизаций.

 

Самым негативным последствием петровской модернизации было то, что социальный раскол достиг своих зрелых форм и стал предопределять в таком же качестве историческую динамику страны вплоть до сегодняшнего дня. Зрелые формы социального раскола обнаружились в следующем:

1. Раскол разделил власть и народ, т.к. петровские реформы создали возможность для постоянного обновления страны, но оно достигалось силами и средствами крепостничества за счет народа

2. Раскол образовал культурную дистанцию между общественным верхом и низом, т.к. с XVIII века дворянская аристократия стала активно усиливать передовую западноевропейскую просветительскую идеологию, а крестьянства продолжало черпать знания о мире из Библии. В результате единая средневековая христианская культура раскололась на рационалистическую светскую культуру дворян и патриархальную религиозную культуру крестьян, а значит, по уровню образованности дворянство шагнуло в XVIII век, а крестьянство продолжало оставаться в XIV веке

3. Раскол проник в душу каждого отдельного человека, т.к. с петровских времен при официальной поддержке властей, стали разрушаться православные ценности (началось закрытие монастырей и гонение на монахов, было упразднено патриаршество, а для управления русской православной церковью в 1722 году был создан государственный коллективный орган - синод) и насаждение протестантских ценностей (практика богослужения и богословское образование на канонический для католической церкви латинском языке). В результате одно и то же священное писание в церкви звучало на латыни, а дома продолжали молиться на древнерусском языке, что подпитывало такой феномен в менталитете русского человека как двоеверие, который со временем трансформируется в двойной моральный стандарт личности (один для отношения в обществе, другой для поведения в быту)

 

Зрелые формы социального раскола усилили дискомфорт русского общества и привели к развалу 4ую государственность.

 

Эпоха просвященного абсолютизма: подготовка условий для либеральной модернизации России(вторая половина XVIII - первая четверть XIX века)

 

С развалом 4ой государственности завершилась гигантская инверсия в социально-культурном развитии страны, имевшая место со второй половины IX века.

 

С середины XVIII века началась обратная инверсия. В правление Елизаветы Петровны (1741-1761) в России была отменена смертная казнь. В правление Петра III (декабрь 1761 – июнь 1762) был принят документ «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству», в соответствии с которым дворяне получили право вступать и не вступать на государственную службу, по желанию выходить в отставку, выезжать заграницу и там наниматься на службу, т.е. государство от закрепощения общества переходит к его раскрепощению. Власть перестает смотреть на страну как на свою вотчину.

 

На основе обратной инверсии сформировалась 5ая государственность позднего идеала всеобщего согласия, история которой пришлась на время правления Екатерины II (1762-1796) и ее внука Александра I (1801-1825). Конкретным историческим проявлением 5ой государственности стал либерализм, как идейно-политическое течение, защищавшее права и свободы человека.

 

Возникновение либерализма в России во второй половин XVIII века как явление духовной и социальной практики, было прежде всего результатом влияния западных идей на русскую культурную среду. Это влияние шло по двум каналам:

1. КАНАЛ

Просвещение. Это третий духовный переворот после возрождения и реформации в истории Европы при ее переходе от средневековья к новому времени. Просвещение возникло в XVII веке в Англии и достигло своего расцвета в XVIII веке во Франции (Вольтер, Дидро, Руссо и др.). К основным идеям просветителей относятся следующие:

-идея о естественных правах человека,

-идея о разделении законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти

-идея о торжестве закона в государстве (правового государства)

-идея о верховенстве общества над государством (гражданского общества) и т.д.

 

Екатерина II, задавшись целью преобразовать страну на либеральных началах в условиях отсутствия в России во второй половине XVIII века отечественной гуманитарной науки, обратилась к достижениям западноевропейских просветителей, и поэтому время ее правления называют эпохой просвещенного абсолютизма, сущность которого заключалась в использовании передовой западноевропейской идеологии для укрепления основ самодержавия и в оказании помощи дворянству, как социальной базе самодержавия в ее приспособлению к новым условиям, связанным с развитием буржуазных отношений. В результате просвещение и просвещенный абсолютизм находились в обратно пропорциональной зависимости. Просвещенный абсолютизм был нацелен на использование свободолюбивых идей для подпитки самодержавно-крепостнических отношений, а просвещение было сориентировано на обеспечение свободы человека.

Просвещение основывалось на рационалистической традиции, исходившей из того, что разум является основой познания и преобразования мира.

 

2КАНАЛ Противоположной просвещению была иррационалистическая традиция, признающая только веру в качестве источника освоения мира. На ее основе в начале XVII века в Англии возникло религиозно-мистическое учение и движение - масонство, которое в 30е годы XVIII века стало проникать в Россию, а во второй половине XVIII века Москва и Петербург стали признанными центами масонского движения в мире.

 

Масоны ставили своей целью объединить человечество в религиозном братском союзе и превратить историческое христианство в истинное христианство, под которым понимали нравственное самосовершенствование человека на его пути к Богу. А поскольку масоны ставили проблему свободы человека, постольку масонство было вторым источником формирования либерализма в России, ибо в нем указанная проблема являлась заглавной.

 

Екатерина II и ее окружение не только увлекались либеральными идеями, но и предприняли попытку их внедрения в социальную практику по следующим направлениям:

ü В 1764 году по инициативе императрицы была проведена секуляризация ряда церковных земель и одновременно освобождено около миллиона крепостных крестьян, принадлежавших церкви;

ü В 1767 году по инициативе Екатерины началась разработка нового свода законов российского государства - соборного уложения, для чего была создана комиссия об уложении, в которую вошли представители от разных социальных слоев и даже крестьян, но не крепостных, т.е. власть вновь пошла на диалог с обществом. Для теоретического обеспечения работы комиссии Екатерина собственноручно написала наказ, который на 2/3 представлял собой копию ряда трудов западноевропейских просветителей. В частности в нем подчеркивалось, что государство существует для народа, что в государстве должны торжествовать законы и впервые вводилось понятие частной собственности как понятие гражданского права, т.е. Екатерина запустила в русский политический оборот многие идеи, не вполне освоенные даже в Западной Европе.

ü В 1785 году Екатерина подписала жалованную грамоту дворянству, в которой в общей итог были сведены как ранее дарованные, так и вновь предоставленные Екатериной дворянству права и привилегии (монопольное право дворян на землю, право разведывать полезные ископаемые и открывать фабрики и заводы, свобода от телесных наказаний, от рекрутской повинности).

 

Юридическая фиксация прав дворян на предпринимательскую деятельность способствовало тому, что с екатерининского времени из наиболее предприимчивых слоев дворян начинают интенсивно формироваться русская буржуазия. Не случайно, в 80-90е годы XVIII века в экономике России стал складываться буржуазный уклад.

 

Освобожденное дворянство получило возможность появившийся у него досуг направлять на занятия наукой, искусством, образованием, и потому с екатерининского времени из наиболее образованных слоев дворян начинает интенсивно формироваться русская интеллигенция.

 

До жалованной грамоты Екатерины юридическую фиксацию прав и привилегий в России имел только один человек — первое лицо. Жалованная грамота юридически оформила права и привилегии целого сословия, что положило начало формированию гражданского общества как системы связи независимых граждан.

 

Однако с конца 80х годов Екатерина стала резко отходить от либерального курса в силу действия ряда причин:

1. При обращении Екатерины к достижениям западноевропейской науке русскую императрицу интересовали только выводы и результаты этой науки. Вне поля ее зрения оказывалось все то, что противоречило и не согласовывалось с ними - это здоровый народный консерватизм.

2. В России второй половины XVIII века отсутствовала социальная база для либерализма - предпринимательский слой, а дворянство неоднозначно восприняло либеральный курс императрицы. Аристократия поддержала его, а основная масса дворян — мелкопоместное дворянство - настороженно к нему относилось.

3. Потрясением для Екатерины была французская революция конца XVIII века, которая была реализацией на деле столь ей любимых либеральных идей, и которая привела на плаху французского короля Людовика XVI. Возможность подобной участи смутила Екатерину в пугачевском восстании 1773-1775 годов.

Под влиянием этих причин была запрещена продажа западноевропейской просветительской литературы, начались гонения на русских просветителей, и была запрещена деятельность масонских организаций.

 

Попытку вернуться к либеральному курсу предпринял внук Екатерины II - Александр I. Идеологом Александровской либерализации выступил видный государственный деятель Сперанский, который ставил подлинно либеральные цели (превратить Россию в общество людей с равными гражданскими правами), но сделал акцент на административные средства их достижения и в частности в совершенствование государственного аппарата.

 

В 1802-1811 годы по проекту Сперанского была проведена реорганизация высшей исполнительной власти на европейский манер, когда вместо петровских коллегий создавались министерства.

 

В 1810 году был создан государственный совет, как законодательно-совещательный орган при императоре, т.е. законодательная власть как бы изымалась из рук первого лица.

 

Акцент на административные средства достижения либеральных целей содействовал значительному численному росту бюрократического слоя, что в свою очередь вело к нарастанию авторитарной линии развития страны.

 

В последнее пятилетие своего правления Александр I отошел от государственных дел, и реальная власть в стране сосредоточилась в руках военного министра Аракчеева, при котором вместо раскрепощения общества происходит усиление его закрепощения в связи с созданием военных поседений, в которых воинская служба сочеталась с хозяйственной практикой. Одновременно вместо поддержки курса на развитие образования начались гонения на либеральную профессуру, и вместо поддержки конституционной волны в Европе, Россия стала выступать ее жандармом. Нарастание авторитаризма сломало логику развития 5ой государственности и привело к ее развалу.