Сущность, основные направления и историческая логика социальной модернизации Европы.

Россия и мир в новое время.

 

 

С рубежа IV - III тысячелетия до н.э. в мировой истории преобладали традиционные цивилизации, характеризовавшиеся архимедленными темпами развития и консервативной организацией всех сторон жизни общества. Лишь в начале 1 тысячелетия до н.э. в античном мире возникли полисные элементы социального устройства, который в своем развитии приведут к возникновению с середины II тысячелетия современного типа цивилизации. Переход от традиционных (аграрных) к современным (индустриальным или либеральным) цивилизациям определяется как социальная модернизация. (ЛЕБЕДЕВ гл. 4 п. 5)

Этот переход впервые в мировой истории был опробирован странами Западной Европы с рубежа 15-16 по 19 века, по следующим направлениям:

 

1) В экономической сфере происходил переход от мануфактурного к фабрично-заводскому производству. Также изменился предмет собственности. Если в аграрных обществах предмет собственности материален и осязаем, то в индустриальном предметом собственности выступают не столько материально осязаемые феномены, сколько информация (акции, представляющие собой в свою очередь вещественные активы). Одновременно произошла революция менеджеров (в аграрных обществах – собственник и управляющий представлены одним лицом, в индустриальном эти функции разделены)

2) В политической сфере изменился тип государства в связи с переходом от сословно-представительской монархии к государствам парламентского типа, когда представительские учреждения не только ограничили власть первого лица, а выступили в качестве высшей законодательной власти. А также выделились исполнительная и судебная власть. Одновременно изменился и тип общества, когда на смену корпоративного общества средневековья пришло атомизированое общество индивидуумов.

3) В духовной сфере религия и церковь были смещены на периферию общественной жизни, а человек с его потребностями стал рассматриваться в качестве единственного подлинного бытия.

 

Социальная модернизация имела свою историческую логику проявившуюся в 4х последовательно разворачивающихся феноменах:

 

А) Великие географические открытия рубежа 15-16 веков, когда европейцы ограбив Восток и заложив основы колониальной системы мира обеспечили себе первоночальное накопление капитала для буржуазной трансформации их стран.

Б) Просвещение- 3й духовный переворот после возрождения и реформации в истории Европы при ее переходе от Средневековья к Новому времени.

Возникло в 17 веке в Англии и достигло своего расцвета в 18 во Франции (Вальтер, Дидро, Руссо). К основным идеям просвещения относятся идеи о естественных правах человека, о разделении законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, оторжествление законов в государстве, верховенство общества над государством (гражданское общество). На смену средневековой идее о божественном происхождении государства выдвинули идею о том, что государство – это результат человеческого становления и потому человек в праве подниматься против государства вплоть до революции.

В)Политические революции – одно из средств перехода к индустриальному обществу. Во второй половине 16 – 18 веках революции имели место в отдельных европейских странах ( 1566-1609 – Нидерланды, 1640-1660 – Англия. 1789-1799 – Франция). А в 19 веке они охватили всю Европу, их результатом было то, что буржуазия пришла к политической власти.

Г) Промышленные революции, колыбелью которых была Англия 60х годов 18 века, а к середине 19 они распространились по всей западной Европе. Их технический аспект состоял в переходе к машинному производству. А социальный – в появлении новых слоев общества (собственников капитала и наемных рабочих).

 

Таким образом указанные феномены содействовали тому что страны западной Европы осуществили модернизацию на собственной основе и потому они относятся к странам первого эшелона капитализма.