Сравнительная характеристика траектории исторического движения юго-западной, северо-западной и северо-восточной Руси.

Превращение Руси в Россию

 

На рубеже XIII - XIV веков на коренных землях Киевской Руси прошла этническая вспышка, которая привела к появлению здесь значительного количества людей с повышенной активностью, однако в условиях вырождающейся цивилизации они не могли найти приложения своей энергии и, увлекая за собой все остальное население , ушли в другие регионы. Одна часть населения ушла на запад, войдя в состав молодого западного государства Великого Литовского княжества. Эта часть населения унесла с собой древнерусскую культуру, но потеряло религию (православие). Другая часть населения ушла на северо-восток Русской земли в междуречье Оки и Верхней Волги, унеся с собой древнерусскую культуру и религию. Именно северо-восток Руси (Владимир, Ростов, Суздаль, Москва и т.д.) стали родиной возрождения восточных славян, т.к. этот регион был периферией древнерусской цивилизации, и когда она вошла в стадию возрождения, то на северо-востоке Руси сохранились еще в значительной степени достижения ее материальной и духовной культуры.

 

Рождение на основе восточных славян русского этноса произошло в ходе Куликовской битвы (8 сентября 1380 г.). На Куликово поле пришли сражаться с татаро-монголами владимирцы, ростовцы, суздальцы как представители своих удельных княжеств, а с Куликова поля ушли уже русские, только живущие в различных городах. Всемирно-историческое значение Куликовской битвы заключалось в том, что оно, положив начало освобождению от татаро-монгольского господства, содействовало интеграции потомков восточных славян в новый русский этнос.

 

Таким образом, с распадом Древней Руси отечественная история не прекратилась, а отечественно-историческое пространство лишь раскололось на 3 составляющие: на юго-западную, северо-западную и северо-восточную Русь.

 

 

Юго-западная Русь была представлена молодым западным государством, возникшем в 40-е годы XIII века при князе Гедимине. 2/3 территории этого государства и 3/4 населения были древнерусскими. Политической основой развития данного государства был федеративный союз отдельных земель, а экономической основой - господство частной собственности на землю, поэтому население коренных земель Киевской Руси, находясь в составе Великого Литовского княжества, могло развиваться в режиме западной цивилизации. Однако эта возможность была утрачена в последней четверти XIV — XVI веках.

 

В 1385 году при внуке Гедимина князе Ягайло был заключен династический союз Великого Литовского княжества и Польши, по условиям которого население коренных земель Киевской Руси обращалось в католическую веру.

 

В 1569 году Великое Литовское княжество и Польша объединились в единое государство Речь Посполитую. Угроза католизации и полонизации обусловило осознание потомками древнерусского населения общности их интересов на основе православия, что содействовало формированию в XIV - XV веках в пределах Великого Литовского княжества украинского и белорусского народов.

 

Таким образом юго-западная Русь развивалась как периферия западной цивилизации, при этом она фактически не испытала влияние востока в лице татаро-монгол.

 

Если юго-западная Русь была периферией, то северо-западная Русь - составной частью западной цивилизации. Северо-западная Русь была представлена в XI - XV веках Новгородской и отколовшейся от нее в XIV веке Псковской республиками. Власть в этих республиках принадлежала богатым купцам, подобно немецким городам и итальянским республикам. Не случайно, созданный в XIV веке европейский союз купцов имел свое ответвление в Новгороде, признавал этот город за «свой» по типу развития. Более того, в своде законов Псковской республики впервые в отечественной истории юридически фиксировалось право частной собственности на землю.

 

В результате в Новгородско-Псковских землях в XIV - XV веках одновременно с западной Европой стали формироваться буржуазные отношения. При этом данный регион вообще не испытывал влияния востока в лице татаро-монгол.

 

Другой была траектория исторического движения северо-восточной Руси в силу действия ряда факторов:

1. Цивилизационного. Северо-восток Руси был территориально отделен Великим Литовским княжеством и Новгородско-Псковскими землями от западной цивилизации, зато здесь ощущалось сильной восточное влияние, которое представляло собой целый комплекс влияний. Это византийская православие, элементы конфуцианской культуры, т.к. татаро-монголы до прихода на Русь завоевали северный Китай, и это элементы мусульманской культуры, т.к. татаро-монголы в 1312 году приняли ислам, а конфуцианская и мусульманская культуры строились на жестком подчинении поданных своим правителям, что стимулировало рост авторитаризма.

2. Экономическго. Северо-восток Руси находился в менее выгодных условиях хозяйствования и природопользования, нежели южная Русь. Суровая, продолжительная зима оставила здесь лишь 3-4 месяца в году на сельхоз работ. Были ограничены возможности развития транспорта, торговли, большое количество незанятых земель позволяло землевладельцу в поисках пашен, не истощенных эксплуатацией, передвигаться на необозримые пространства, т.е. экономика носила экстенсивный характер.Таким характером экономики и практически кочующим образом жизни населения эффективнее было управлять из единого центра, что в свою очередь также стимулировало рост авторитаризма.

3. Внутриполитических. Основой социальной регуляции на северо-востоке Руси составляли не вассальные, как в южной Руси, а княжеско-поданнические отношения, т.к. князья здесь опирались не на старшую, а младшую дружину, представляющей собой чиновничий аппарат княжеского двора, находившийся в полном экономическом и политическом подчинении от князя. На выбор княжеско-подданических отношений в качестве ведущих оказалось татаро-монгольское господство, т.к. князья формировались как служебники монгольского хана, и, будучи сами зависимыми, они не позволяли развиваться вассальным отношениям, предполагающим понятие свобода.

 

Указанные причины способствовали формированию на северо-востоке Руси второй государственности, как государственности авторитарного типа, которые имели свою историческую динамику.