Правовой режим информации, относимой к государственным секретам
Допуск к государственным секретам
Защита государственных секретов
Право собственности на государственные секреты. Владение, пользование и распоряжение государственными секретами
Правовой режим информации, относимой к государственным секретам
Тема 7. Правовое регулирование информационных отношений в области государственных секретов
Закон от 19.07.2010 года «О государственных секретах».
Государственные секреты (сведения, составляющие государственные секреты) - сведения, отнесенные в установленном порядке к государственным секретам, защищаемые государством в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь.
Госсекреты делятся на 2 вида:
1. Государственная тайна. Сведения в результате разглашения которых могут наступить тяжкие последствия для национальной безопасности;
2. Служебная тайна. Сведения в результате разглашения или утраты которых может быть причинен существенный вред национальной безопасности.
Принципы отнесения сведений к государственным секретам:
1.Законность
2.Безопасность личности, общества и государства. Отнесение должно быть без нарушения прав общества и личности
3.Обоснованность отнесения сведений к госсекретам
4.Соотнесенность с мерами защиты госсекретов иностранных государств. Согласованность подходов к определению категории госсекретов, степени секретности, мер по их защите законодательством государств с которыми РБ имеет договоры о совместном использовании и защите сведений, составляющих госсекреты (РФ).
К государственным секретам могут быть отнесены:
Сведения в области политики:
Ø О стратегии и тактике внешней политики, а также внешнеэкономической деятельности;
Ø О подготовке, заключении, содержании, выполнении, приостановлении или прекращении действия международных договоров Республики Беларусь;
Ø Об экспорте и импорте вооружения и военной техники;
Ø О содержании или объемах экономического сотрудничества с иностранными государствами в военное время.
Сведения в области экономики и финансов:
Ø О содержании планов подготовки экономики к отражению возможной военной агрессии;
Ø О мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники;
Ø О планах (заданиях) государственного оборонного заказа, об объемах выпуска и поставках вооружения и военной техники, военно-технического имущества;
Ø Об объемах финансирования из республиканского бюджета Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, правоохранительных и иных государственных органов, обеспечивающих национальную безопасность Республики Беларусь;
Ø О технологии изготовления системы защиты, применяемой при производстве денежных знаков, бланков ценных бумаг и других документов с определенной степенью защиты, обеспечиваемых государством;
Ø Об изготовлении денежных единиц???
Сведения в области науки и техники (любые научные разработки в области вооружения):
Ø О содержании государственных и других программ, концепций по направлениям, определяющим национальную безопасность Республики Беларусь;
Ø О проведении научно-исследовательских, опытно-технологических и опытно-конструкторских работ в интересах национальной безопасности Республики Беларусь.
Сведения в военной области:
Ø О планах строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь, содержании основных направлений (программ) развития вооружения и военной техники;
Ø О тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения вооружения и военной техники;
Ø О системе управления Вооруженными Силами Республики Беларусь;
Ø О содержании стратегических или оперативных планов, планов территориальной обороны, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому развертыванию Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, их боевой, мобилизационной готовности и мобилизационных ресурсах;
Ø О назначении, местонахождении, степени защищенности, системе охраны особо режимных и режимных объектов, пунктов управления государством в военное время или их проектировании, строительстве, эксплуатации, степени готовности.
Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:
Ø Об организации, тактике, силах, средствах, объектах, методах, планах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, в том числе по обеспечению собственной безопасности в органах, осуществляющих такую деятельность;
Ø О финансировании мероприятий, проводимых органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;
Ø О гражданах, сотрудничающих (сотрудничавших) на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность, а также о штатных негласных сотрудниках и сотрудниках этих органов, в том числе внедренных в организованные группы, выполняющих (выполнявших) специальные задания.
Сведения в информационной и иных областях национальной безопасности Республики Беларусь:
Ø О содержании, организации или результатах основных видов деятельности Совета Безопасности Республики Беларусь, государственных органов, обеспечивающих национальную безопасность Республики Беларусь;
Ø Об организации, силах, средствах и методах обеспечения безопасности охраняемых граждан и защиты охраняемых объектов;
Ø О финансировании мероприятий, проводимых в целях обеспечения безопасности охраняемых граждан и защиты охраняемых объектов;
Ø О системе, методах и средствах защиты государственных секретов, состоянии защиты государственных секретов;
Ø О шифрах, системах шифрованной, других видов специальной связи;
Ø Иные сведения в области политики, экономики, финансов, науки, техники, в военной области, области разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, информационной и иных областях национальной безопасности Республики Беларусь, которые включаются в перечень сведений, подлежащих отнесению к государственным секретам.
К государственным секретам не могут быть отнесены сведения:
· Являющиеся общедоступной информацией;
· Находящиеся в собственности иностранных государств, международных организаций, межгосударственных образований и переданные Республике Беларусь.
У нас существуют следующие степени секретности:
1. Для государственной тайны:
a.Особой важности;
b.Совершенно секретно.
2. Для служебной тайны:
a.Секретно.
В соответствии со степень секретности устанавливаются грифы секретности:
1. На носителях государственной тайны и сопровождающей ее документации:
a.Особой важности;
b.Совершенно секретно.
2. На носителях служебной тайны:
a.Секретно.
Отнесение сведений к государственным секретам осуществляется государственными органами и иными организациями, наделенными полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, с учетом перечня сведений, подлежащих отнесению к государственным секретам.
Перечень органов – Указ от 25.02.2011 года № 68 «О некоторых вопросах в сфере государственных секретов».
Государственные органы и иные организации, наделенные полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, в сфере своей деятельности разрабатывают и утверждают перечни сведений, подлежащих засекречиванию.
Сведения, полученные государственными органами и иными организациями, а также гражданами при осуществлении деятельности, не связанной с использованием государственных секретов, собственниками которых они являются, могут быть отнесены к государственным секретам после передачи их этими государственными органами и иными организациями, а также гражданами по договору государственному органу и иной организации, наделенным полномочием по отнесению сведений к государственным секретам (алмазы в недрах).
Договор о передаче таких сведений заключается в соответствии с ГК и должен содержать указание на условия передачи этих сведений.
Засекречивание осуществляется на основании перечня сведений, подлежащих засекречиванию, посредством установления ограничений на распространение и (или) предоставление сведений и применения иных мер защиты в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь.
При засекречивании на носителе государственных секретов и (или) сопроводительной документации к нему проставляется гриф секретности.
Для государственных секретов, как правило, устанавливаются следующие сроки засекречивания:
· Для государственной тайны - до 30 лет;
· Для служебной тайны - до 10 лет.
Срок засекречивания исчисляется с даты засекречивания.
Изменение срока засекречивания, рассекречивание осуществляется на основании решений государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам.
При рассекречивании на носителях государственных секретов и (или) сопроводительной документации к ним аннулируется гриф секретности.