Правовой режим информации, относимой к государственным секретам

Допуск к государственным секретам

Защита государственных секретов

Право собственности на государственные секреты. Владение, пользование и распоряжение государственными секретами

Правовой режим информации, относимой к государственным секретам

Тема 7. Правовое регулирование информационных отношений в области государственных секретов

 

 

 

Закон от 19.07.2010 года «О государственных секретах».

 

Государственные секреты (сведения, составляющие государственные секреты) - сведения, отнесенные в установленном порядке к государственным секретам, защищаемые государством в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь.

 

Госсекреты делятся на 2 вида:

1. Государственная тайна. Сведения в результате разглашения которых могут наступить тяжкие последствия для национальной безопасности;

2. Служебная тайна. Сведения в результате разглашения или утраты которых может быть причинен существенный вред национальной безопасности.

 

Принципы отнесения сведений к государственным секретам:

1.Законность

2.Безопасность личности, общества и государства. Отнесение должно быть без нарушения прав общества и личности

3.Обоснованность отнесения сведений к госсекретам

4.Соотнесенность с мерами защиты госсекретов иностранных государств. Согласованность подходов к определению категории госсекретов, степени секретности, мер по их защите законодательством государств с которыми РБ имеет договоры о совместном использовании и защите сведений, составляющих госсекреты (РФ).

 

К государственным секретам могут быть отнесены:

Сведения в области политики:

Ø О стратегии и тактике внешней политики, а также внешнеэкономической деятельности;

Ø О подготовке, заключении, содержании, выполнении, приостановлении или прекращении действия международных договоров Республики Беларусь;

Ø Об экспорте и импорте вооружения и военной техники;

Ø О содержании или объемах экономического сотрудничества с иностранными государствами в военное время.

 

Сведения в области экономики и финансов:

Ø О содержании планов подготовки экономики к отражению возможной военной агрессии;

Ø О мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники;

Ø О планах (заданиях) государственного оборонного заказа, об объемах выпуска и поставках вооружения и военной техники, военно-технического имущества;

Ø Об объемах финансирования из республиканского бюджета Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, правоохранительных и иных государственных органов, обеспечивающих национальную безопасность Республики Беларусь;

Ø О технологии изготовления системы защиты, применяемой при производстве денежных знаков, бланков ценных бумаг и других документов с определенной степенью защиты, обеспечиваемых государством;

Ø Об изготовлении денежных единиц???

 

Сведения в области науки и техники (любые научные разработки в области вооружения):

Ø О содержании государственных и других программ, концепций по направлениям, определяющим национальную безопасность Республики Беларусь;

Ø О проведении научно-исследовательских, опытно-технологических и опытно-конструкторских работ в интересах национальной безопасности Республики Беларусь.

 

Сведения в военной области:

Ø О планах строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь, содержании основных направлений (программ) развития вооружения и военной техники;

Ø О тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения вооружения и военной техники;

Ø О системе управления Вооруженными Силами Республики Беларусь;

Ø О содержании стратегических или оперативных планов, планов территориальной обороны, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому развертыванию Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, их боевой, мобилизационной готовности и мобилизационных ресурсах;

Ø О назначении, местонахождении, степени защищенности, системе охраны особо режимных и режимных объектов, пунктов управления государством в военное время или их проектировании, строительстве, эксплуатации, степени готовности.

 

Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:

Ø Об организации, тактике, силах, средствах, объектах, методах, планах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, в том числе по обеспечению собственной безопасности в органах, осуществляющих такую деятельность;

Ø О финансировании мероприятий, проводимых органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

Ø О гражданах, сотрудничающих (сотрудничавших) на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность, а также о штатных негласных сотрудниках и сотрудниках этих органов, в том числе внедренных в организованные группы, выполняющих (выполнявших) специальные задания.

 

Сведения в информационной и иных областях национальной безопасности Республики Беларусь:

Ø О содержании, организации или результатах основных видов деятельности Совета Безопасности Республики Беларусь, государственных органов, обеспечивающих национальную безопасность Республики Беларусь;

Ø Об организации, силах, средствах и методах обеспечения безопасности охраняемых граждан и защиты охраняемых объектов;

Ø О финансировании мероприятий, проводимых в целях обеспечения безопасности охраняемых граждан и защиты охраняемых объектов;

Ø О системе, методах и средствах защиты государственных секретов, состоянии защиты государственных секретов;

Ø О шифрах, системах шифрованной, других видов специальной связи;

Ø Иные сведения в области политики, экономики, финансов, науки, техники, в военной области, области разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, информационной и иных областях национальной безопасности Республики Беларусь, которые включаются в перечень сведений, подлежащих отнесению к государственным секретам.

 

К государственным секретам не могут быть отнесены сведения:

· Являющиеся общедоступной информацией;

· Находящиеся в собственности иностранных государств, международных организаций, межгосударственных образований и переданные Республике Беларусь.

 

У нас существуют следующие степени секретности:

1. Для государственной тайны:

a.Особой важности;

b.Совершенно секретно.

2. Для служебной тайны:

a.Секретно.

 

В соответствии со степень секретности устанавливаются грифы секретности:

1. На носителях государственной тайны и сопровождающей ее документации:

a.Особой важности;

b.Совершенно секретно.

2. На носителях служебной тайны:

a.Секретно.

 

Отнесение сведений к государственным секретам осуществляется государственными органами и иными организациями, наделенными полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, с учетом перечня сведений, подлежащих отнесению к государственным секретам.

 

Перечень органов – Указ от 25.02.2011 года № 68 «О некоторых вопросах в сфере государственных секретов».

 

Государственные органы и иные организации, наделенные полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, в сфере своей деятельности разрабатывают и утверждают перечни сведений, подлежащих засекречиванию.

Сведения, полученные государственными органами и иными организациями, а также гражданами при осуществлении деятельности, не связанной с использованием государственных секретов, собственниками которых они являются, могут быть отнесены к государственным секретам после передачи их этими государственными органами и иными организациями, а также гражданами по договору государственному органу и иной организации, наделенным полномочием по отнесению сведений к государственным секретам (алмазы в недрах).

Договор о передаче таких сведений заключается в соответствии с ГК и должен содержать указание на условия передачи этих сведений.

Засекречивание осуществляется на основании перечня сведений, подлежащих засекречиванию, посредством установления ограничений на распространение и (или) предоставление сведений и применения иных мер защиты в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь.

При засекречивании на носителе государственных секретов и (или) сопроводительной документации к нему проставляется гриф секретности.

 

Для государственных секретов, как правило, устанавливаются следующие сроки засекречивания:

· Для государственной тайны - до 30 лет;

· Для служебной тайны - до 10 лет.

 

Срок засекречивания исчисляется с даты засекречивания.

Изменение срока засекречивания, рассекречивание осуществляется на основании решений государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам.

При рассекречивании на носителях государственных секретов и (или) сопроводительной документации к ним аннулируется гриф секретности.