Императоры Могольской династии
Социально-экономический строй Индии во второй половине XVI - первой половине ХVIII в. Образование и укрепление Могольского государства
• Основатель новой державы – мусульманин Захируддин Мухаммед Бабур (1525-1530). Потомок великого завоевателя XIV века Тимура (Тамерлана).
• Бабур владел афганскими землями и был приглашен в Индию одним из мятежных князей по отношению к династии Делийского султаната
• В 1525 году Бабур во главе большой армии, в которой были выходцы из Центральной Азии и афганцы, вторгся в Северную Индию
• Армия Бабура была сильной потому, что использовала тактику внезапной конной атаки монголов
• На Панипатской долине недалеко от Дели Бабур разбил в 1526 году войска Делийского султаната
• Через год Бабур разбил войска раджпутов и стал правителем Северной Индии. В дальнейшем он овладел долиной Ганга
• Бабур был не только решительным полководцем, но и слыл образованным человеком, тонким ценителем искусства и поэзии. Написал мемуары «Бабур-наме»
• Индусов Бабур рассматривал как «неверных», смотрел на них свысока, но не преследовал, если они не выступали против него
• Бабур стал раздавать своим воинам земли в Индии. Часто прямо на поле, только закончившейся битвы. Эти наделы получили наименование «джагир»
• Все хозяйственные дела новых владельцев вели индусы, знавшие обычаи страны, размеры податей, которые могли платить крестьяне
• Еще при жизни Бабура Династия получила наименование «Великие Моголы», а государство – «Могольская империя»
• Бабуру и его потомкам необходим был образ таинственных и жестоких правителей.
• Они подчеркивали свое происхождение от Тимура(Тамерлана), а тот в свою очередь приписывал себе родство с Чингизханом
• После смерти Бабура в 1530 идет борьба между его сыновьями
• В 1555 году в междоусобице победу одержали сторонники Акбара – внука Бабура
• Акбар правил с 1555 по 1605 год
• Время Акбара – расцвет Могольского государства.
• Акбар провел реформу армии добавив к коннице, построенной по монгольским принципам, конницу раджпутов
• Он приблизил к себе индусскую элиту, облегчив управление Индией
• Бабур (Захируддин Хан) - 1526-1530
• Хумайюн (Насируддин Муххамед) -1530-1540 и 1555-1556
• 1540-1555 – правление афганцев во главе с вождем племени Шерханом Сури и его потомков
• Акбар (Джаллуддин Мухаммед) - 1556-1605
• Джахангир (Нуриддин Мухаммед) - 1605-1627
• Шах Джахан (Шахабуддин Мухаммед) - 1627-1658
• Аурангзеб (Мохиюддин Мухаммед) - 1658-1707
• При Акбаре были завоеваны и присоединены земли Гондваны, Пенджаба, Гуджарата, Бенгалии
• Главным ведомством Могольского государства стало финансовое,собиравшее налоги
• Налоговыечиновники,в основном –индусы
• Население Могольского государства принадлежало к разным племенам и этносам
• Традиционным было деление на иерархические построенные группы – касты (порт. – casta. Латин. – castus – чистый; санскрит – джати).
• Насчитывают не менее 3500 каст
• Главная форма собственности на землю – государственная. Верховный владелец – падишах
• С этой земли в казну поступала рента-налог в виде определенной доли урожая
• Кроме того, существовал собственный домен падишаха – «халиса» (примерно, 1/8 всех земель)
• Большая часть земель находилась в условных владениях – джагирах
• Джагир –временное, ненаследственное, иногда, пожизненное земельное пожалование, обусловленноегосударственной, чаще всего, военной службой
• Владелец джагира – джагирдар, правитель обширной области или округа. Как правило, мусульманин, потомок завоевателей
• Могольские падишахи понимали опасность, исходившую от богатеющих джагирдаров
• Была введена частая смена правителей
• Считалось, также что все богатства, накопленные джгирдаром, должны поступить после его смерти в казну
• В XVII в. в связи с ростом потребности в деньгах, оплаты военных походов, Великие Моголы все шире прибегают к практике сдачи сбора земельного налога на откуп. Таким же образом поступали джагирдары
• Откупщики сбора налогов – заминдары, наиболее богатые представители торгово-ростовщических каст
• Мелкие феодалы – в основном представители воинской касты раджпутов
• Характерная черта индийского общества – существование индийской общины
• Индия славилась искусными ремесленниками:ювелирами, медниками, оружейниками, резчиками по камню и дереву
• Наиболее массовая отрасль ремесленного производства – ткачество
• Индийские ткачи славились своими хлопковыми тканями:от грубых и простых до самых тонких, как паутинка
• Из шерсти индийские ремесленники делали великолепные ковры и шали
• Ремесло было кастовым занятием
• Руководство ремесленной кастой было в руках совета старейшин
Индийские города отличались от европейских городов:
• Город – ставка феодала, джагирдара, падишаха
• Не было свободных торговых городов-республик
• Города не имели самоуправления
• Торговля, ростовщичество, организовано по признаку касты (не было ремесленных гильдий)
• Акбар провел религиозную реформу:
• Он хотел расширить социальную базу режима за счет индусов
• Отменил налог на индусских паломников и джизию,налог на немусульманское население
• Акбар попытался насадить новую религию – «дин-и-илахи» (божественная вера)
• Соединение ислама с элементами индуизма и других местных верований
• После смерти Акбара секта «дин-и-илахи»еще полвека существовала в качестве небольшой группы
• Акбар вошел в историю как веротерпимый правитель
• Правление следующего императора – Джахангира (1605-1627) не отличалось веротерпимостью
• Поднимаются движения сикхов и маратхов
• Сикхи– религиозная секта, возникшая в Пенджабе в XVI веке как еретическое движение индуизма
• Маратхи –этнос, входивший в состав Могольской империи
• В XVII веке у маратхов укрепляется элита и верхушка феодалов ищет независимости от Моголов
• Легкая конница маратховсовершает набеги на караванные пути Моголов к западному побережью
• Следующий правитель – Шах Джахан (1627-1658)
• Внутренняя политика Шах Джахана отличалась нестаблиностью.
• Он вел постоянные войны с различными местными феодалами, добивавшимися независимости
• Наиболее значительным архитектурным памятником эпохи стал мавзолей Тадж Махал в Агре (1632-1650).В нем покоится прах женыШах Джахана – Мумтаз Махал