Императоры Могольской династии

Социально-экономический строй Индии во второй половине XVI - первой половине ХVIII в. Образование и укрепление Могольского государства

• Основатель новой державы – мусульманин Захируддин Мухаммед Бабур (1525-1530). Потомок великого завоевателя XIV века Тимура (Тамерлана).

• Бабур владел афганскими землями и был приглашен в Индию одним из мятежных князей по отношению к династии Делийского султаната

• В 1525 году Бабур во главе большой армии, в которой были выходцы из Центральной Азии и афганцы, вторгся в Северную Индию

• Армия Бабура была сильной потому, что использовала тактику внезапной конной атаки монголов

• На Панипатской долине недалеко от Дели Бабур разбил в 1526 году войска Делийского султаната

• Через год Бабур разбил войска раджпутов и стал правителем Северной Индии. В дальнейшем он овладел долиной Ганга

• Бабур был не только решительным полководцем, но и слыл образованным человеком, тонким ценителем искусства и поэзии. Написал мемуары «Бабур-наме»

• Индусов Бабур рассматривал как «неверных», смотрел на них свысока, но не преследовал, если они не выступали против него

• Бабур стал раздавать своим воинам земли в Индии. Часто прямо на поле, только закончившейся битвы. Эти наделы получили наименование «джагир»

• Все хозяйственные дела новых владельцев вели индусы, знавшие обычаи страны, размеры податей, которые могли платить крестьяне

• Еще при жизни Бабура Династия получила наименование «Великие Моголы», а государство – «Могольская империя»

• Бабуру и его потомкам необходим был образ таинственных и жестоких правителей.

• Они подчеркивали свое происхождение от Тимура(Тамерлана), а тот в свою очередь приписывал себе родство с Чингизханом

• После смерти Бабура в 1530 идет борьба между его сыновьями

• В 1555 году в междоусобице победу одержали сторонники Акбара – внука Бабура

• Акбар правил с 1555 по 1605 год

• Время Акбара – расцвет Могольского государства.

• Акбар провел реформу армии добавив к коннице, построенной по монгольским принципам, конницу раджпутов

• Он приблизил к себе индусскую элиту, облегчив управление Индией

Бабур (Захируддин Хан) - 1526-1530

Хумайюн (Насируддин Муххамед) -1530-1540 и 1555-1556

1540-1555 – правление афганцев во главе с вождем племени Шерханом Сури и его потомков

Акбар (Джаллуддин Мухаммед) - 1556-1605

Джахангир (Нуриддин Мухаммед) - 1605-1627

Шах Джахан (Шахабуддин Мухаммед) - 1627-1658

Аурангзеб (Мохиюддин Мухаммед) - 1658-1707

• При Акбаре были завоеваны и присоединены земли Гондваны, Пенджаба, Гуджарата, Бенгалии

• Главным ведомством Могольского государства стало финансовое,собиравшее налоги

• Налоговыечиновники,в основном –индусы

• Население Могольского государства принадлежало к разным племенам и этносам

• Традиционным было деление на иерархические построенные группы – касты (порт. – casta. Латин. – castus – чистый; санскрит – джати).

• Насчитывают не менее 3500 каст

• Главная форма собственности на землю – государственная. Верховный владелец – падишах

• С этой земли в казну поступала рента-налог в виде определенной доли урожая

• Кроме того, существовал собственный домен падишаха – «халиса» (примерно, 1/8 всех земель)

• Большая часть земель находилась в условных владениях – джагирах

Джагир –временное, ненаследственное, иногда, пожизненное земельное пожалование, обусловленноегосударственной, чаще всего, военной службой

• Владелец джагира – джагирдар, правитель обширной области или округа. Как правило, мусульманин, потомок завоевателей

• Могольские падишахи понимали опасность, исходившую от богатеющих джагирдаров

• Была введена частая смена правителей

• Считалось, также что все богатства, накопленные джгирдаром, должны поступить после его смерти в казну

• В XVII в. в связи с ростом потребности в деньгах, оплаты военных походов, Великие Моголы все шире прибегают к практике сдачи сбора земельного налога на откуп. Таким же образом поступали джагирдары

• Откупщики сбора налогов – заминдары, наиболее богатые представители торгово-ростовщических каст

Мелкие феодалы – в основном представители воинской касты раджпутов

• Характерная черта индийского общества – существование индийской общины

• Индия славилась искусными ремесленниками:ювелирами, медниками, оружейниками, резчиками по камню и дереву

• Наиболее массовая отрасль ремесленного производства – ткачество

• Индийские ткачи славились своими хлопковыми тканями:от грубых и простых до самых тонких, как паутинка

• Из шерсти индийские ремесленники делали великолепные ковры и шали

• Ремесло было кастовым занятием

• Руководство ремесленной кастой было в руках совета старейшин

Индийские города отличались от европейских городов:

• Город – ставка феодала, джагирдара, падишаха

• Не было свободных торговых городов-республик

• Города не имели самоуправления

• Торговля, ростовщичество, организовано по признаку касты (не было ремесленных гильдий)

• Акбар провел религиозную реформу:

• Он хотел расширить социальную базу режима за счет индусов

• Отменил налог на индусских паломников и джизию,налог на немусульманское население

• Акбар попытался насадить новую религию – «дин-и-илахи» (божественная вера)

• Соединение ислама с элементами индуизма и других местных верований

• После смерти Акбара секта «дин-и-илахи»еще полвека существовала в качестве небольшой группы

• Акбар вошел в историю как веротерпимый правитель

• Правление следующего императора – Джахангира (1605-1627) не отличалось веротерпимостью

• Поднимаются движения сикхов и маратхов

Сикхи– религиозная секта, возникшая в Пенджабе в XVI веке как еретическое движение индуизма

Маратхи –этнос, входивший в состав Могольской империи

• В XVII веке у маратхов укрепляется элита и верхушка феодалов ищет независимости от Моголов

• Легкая конница маратховсовершает набеги на караванные пути Моголов к западному побережью

• Следующий правитель – Шах Джахан (1627-1658)

• Внутренняя политика Шах Джахана отличалась нестаблиностью.

• Он вел постоянные войны с различными местными феодалами, добивавшимися независимости

• Наиболее значительным архитектурным памятником эпохи стал мавзолей Тадж Махал в Агре (1632-1650).В нем покоится прах женыШах Джахана – Мумтаз Махал