Нормативные документы по преподаванию информатики

Главные нормативные документы, определяющие преподавание информатики: Закон РФ «Об образовании», Государственный образовательный стандарт, базисный учебный план (БУП); учебный план образовательного учреждения, учебная программа, приказы, распоряжения, методические письма.

Закон РФ «Об образовании» – основополагающий нормативный документ в области образования. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Под образованием в Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.

Государственный образовательный стандарт обеспечивает: равные возможности для всех граждан в получении качественного образования, единство образовательного пространства в Российской Федерации, защиту обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья, преемственность образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможность получения профессионального образования, социальную защищенность обучающихся, социально-профессиональную защищенность педагогических работников. Государственный стандарт общего образования включает три компонента.

1. Федеральный компонент устанавливается Российской Федерацией и определяет норматив, соблюдение которого обеспечивает единство образовательного пространства России, т.е. инвариантную часть содержания образования (обязательный минимум содержания основных образовательных программ).

2. Региональный (национально-региональный) компонент устанавливается субъектом Российской Федерации и содержит нормативы в области ряда дисциплин, имеющих отношение к компетенции регионов и учреждений образования.

3. Компонент образовательного учреждения самостоятельно устанавливается образовательным учреждением и отражает его специфику и направленность.

Федеральный орган управления образованием разрабатывает и утверждает на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования сопутствующие нормативные акты и документы, обеспечивающие его реализацию: федеральный базисный учебный план, примерные программы по учебным предметам федерального компонента, контрольно-измерительные материалы для государственной аттестации выпускников, критерии присвоения грифов на учебную литературу.

Базисный учебный план (БУП) основной государственный нормативный документ, является составной частью государственного стандарта и служит основой для разработки учебных планов конкретного образовательного учреждения и исходным документом для его финансирования. Он устанавливает нормативы учебного времени на освоение учебных предметов федерального компонента по ступеням образования.

Учебный план образовательного учреждения разрабатывается на основе БУП и включает: стандарт; федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.

Учебная программа нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.

Приказы, распоряжения, методические письма и т.п., издаются федеральными и региональными органами управления образованием.

Кроме нормативных документов, Министерство образования и науки РФ, региональные и местные органы управления образованием, учреждения повышения квалификации работников образования разрабатывают рекомендательные документы, такие как примерные учебные программы; вопросы, билеты, тесты и другие документы. Они могут быть использованы полностью или переработаны, так как не являются обязательными.

Нормативные и рекомендательные документы публикуются: в «Вестнике образования», в научно-методических изданиях – «Первое сентября», «Учительская газета», «Информатика», «Информатика и образование».

Нормативные документы в электронном виде размещены: на сервере Министерства образования и науки РФ www.ed.gov.ru; на федеральном образовательном портале www.edu.ru; на сервере «Информика» www.informika.ru.

Не являются нормативными документами, но определяют многие факторы преподавания информатики: календарно-тематические планы и конспекты уроков, а также используемые учебники.

Цели и содержание обучения информатике в начальной школе

В соответствии с нормативными документами изучение информатики начинается со II-го класса. «Информатика в начальной школе представлена с 2002/2003 учебного года как отдельный предмет, обладающий собственной методикой изучения, имеющий свою структуру и содержание, неразрывно связанные с минимумом содержания предмета «Информатика и информационные технологии» основной школы. Обучение информатике во II-IV классах рекомендуется проводить учителям начальной школы».

Цели обучения информатике в начальной школе.

1. Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности.

2. Знакомство с теоретическими понятиями информатики.

3. Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера.

4. Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.

5. Формирование системно-информационной картины мира (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем.

6. Формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в учебном процессе.

7. Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях.

При рассмотрении целей и задач пропедевтического курса информатики учителям следует обратить внимание на утверждение психологов о том, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте от 5 до 11 лет, запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остаётся незавершённым.

Примерное содержание курса информатики в начальном обучении.

Основные понятия информатики. Информация, свойства информации (смысл, описание, оценка). Роль человека в преобразовании и создании новой информации. Обработка, передача, хранение информации с помощью технических устройств. Виды информации: текст, число, изображение, звук. Способы организации информации: таблицы, схемы, каталоги и др. Организация деятельности человека по преобразованию информации. Понятие об алгоритме. Свойства алгоритма. Исполнитель алгоритма. Команды. Предписания. Примеры алгоритмов.

Первоначальные представления о компьютере, информационных и коммуникационных технологиях. Компьютер как исполнитель алгоритма. Основные устройства компьютера. Организация информации в компьютере. Основные команды, понимаемые компьютером. Преобразование числовой, текстовой, графической и звуковой информации с помощью компьютера. Передача информации с помощью компьютера. Компьютерные сети. Использования сетей для получения информации.

Информация в жизни общества. Понятие об информационной деятельности человека. Организация общественно-значимой информации. Нравственно-этические нормы работы с информацией. Понятие об информационной безопасности личности и государства.

Программное обеспечение для обучения информатики в начальной школе включает в себя: клавиатурные тренажеры с ненавязчивой скоростью работы; компьютерные раскраски и геометрические конструкторы, лабиринты для управления объектом, мозаики, логические игры, энциклопедии, топологические схемы, учебники с иллюстрациями и заданиями, вычислительные игровые и алгоритмические среды, игры-кроссворды, среды управления исполнителем, инструментальные развивающие среды.

Предмет информатика реализует межпредметные связи, т. е. при его изучении целесообразно практические задания по информатике наполнять различным предметным содержанием. Практическая составляющая содержания предмета формируется из задач по информатике с содержанием различных предметов и компьютерных практических заданий.