Становится мотивационной базой ее поведения.


Дата добавления: 2014-01-11; просмотров: 2; лекция была полезна: 0 студентам(у); не полезна: 0 студентам(у).
Опубликованный материал нарушает авторские права? сообщите нам...

Замещая потребности, эмоции становятся побуждением к действию.

Являются врожденно сформированными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов.

"Познавательные процессы формируют психический образ,

эмоциональные процессы ориентируют избирательность поведения" (4. – 176

с.).

Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потребностей, сами

становятся настоятельной потребностью. Длительное лишение положительных

эмоциональных состояний может привести к отрицательным психическим деформациям.

Эмоции генетически связаны с инстинктами и влечениями. Но в

общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие

высшие эмоции - чувства, обусловленные социальной сущностью человека,

общественными нормами, потребностями и установками. Исторически сформированные

устои социального сотрудничества порождают у человека нравственные

чувства - чувство долга, совести, чувство солидарности,

сочувствия, а нарушение этих чувств - чувство возмущения, негодования и

ненависти.

В практической деятельности человека сформировались практические чувства,

с началом его теоретической деятельности связано зарождение его

интеллектуальных чувств, а с возникновением образно-изобразительной

деятельности - эстетических чувств.

Различные условия жизнедеятельности, направления деятельности индивида развивают

различные стороны его эмоциональности, нравственно-эмоциональный облик

личности. Формирующаяся в процессе становления личности эмоциональная сфера

В мозаике чувств конкретного индивида отражается структура его потребностей,

строение личности. Сущность человека проявляется в том, что его радует и

печалит, к чему он стремится и чего избегает.

Если чрезмерно сложная жизненная ситуация превышает приспосо-бительные

возможности индивида - происходит избыточное перевозбуждение его

эмоциональной сферы. Поведение индивида при этом смещается на более низкие

уровни регуляции. Избыточная энергетизация организма блокирует высшие

регуляционные механизмы, приводит к соматическим нарушениям и нервным срывам.

Когда "Титаник" потерпел крушение в результате столкновения с айсбергом,

подоспевшие через три часа спасатели обнаружили в шлюпках множество умерших и

сошедших с ума людей - взрыв эмоций страха подавил их жизнедеятельность.

Запредельное эмоциональное напряжение вызвало у многих из них инфаркты и

инсульты.

Во множестве эмоциональных проявлений выделяются четыре исходные эмоции:

радость (удовольствие), страх, гнев и удивление. Большинство же

эмоций имеет смешанный характер, так как они обусловливаются иерархически

организованной системой потребностей.

Наряду с этим одна и та же потребность в различных ситуациях может вызвать

различные эмоции. Так, потребность самосохранения при угрозе со стороны

сильного может вызвать страх, а при угрозе со стороны слабого - гнев.

Особенно интенсивное эмоциональное обеспечение получают те стороны

поведения, которые являются "слабыми местами" для данного индивида.

Эмоции выполняют функцию не только текущего, но и опережающего подкрепления.

Чувство радости или тревоги возникает уже при планировании будущего

поведения.

Итак, эмоции, как и ощущения, - это базовые явления психики. В ощущениях

отражается материальность бытия, в эмоциях - субъективно значимостью его

стороны. Познание дает знание - отражение объективных свойств и взаимосвязей

действительности; эмоции придают этому отражению субъективный смысл. Спонтанно

определяя значимость воздействий, они мгновенно замыкаются на импульсивные

реакции.

Эмоции - это механизм экстренного определения тех направлений поведения в данной

ситуации, которые ведут к успеху, и блокирования бесперспективных направлений.