Становится мотивационной базой ее поведения.
Дата добавления: 2014-01-11; просмотров: 2; лекция была полезна: 0 студентам(у); не полезна: 0 студентам(у).
Опубликованный материал нарушает авторские права? сообщите нам...
Замещая потребности, эмоции становятся побуждением к действию.
Являются врожденно сформированными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов.
"Познавательные процессы формируют психический образ,
эмоциональные процессы ориентируют избирательность поведения" (4. – 176
с.).
Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потребностей, сами
становятся настоятельной потребностью. Длительное лишение положительных
эмоциональных состояний может привести к отрицательным психическим деформациям.
Эмоции генетически связаны с инстинктами и влечениями. Но в
общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие
высшие эмоции - чувства, обусловленные социальной сущностью человека,
общественными нормами, потребностями и установками. Исторически сформированные
устои социального сотрудничества порождают у человека нравственные
чувства - чувство долга, совести, чувство солидарности,
сочувствия, а нарушение этих чувств - чувство возмущения, негодования и
ненависти.
В практической деятельности человека сформировались практические чувства,
с началом его теоретической деятельности связано зарождение его
интеллектуальных чувств, а с возникновением образно-изобразительной
деятельности - эстетических чувств.
Различные условия жизнедеятельности, направления деятельности индивида развивают
различные стороны его эмоциональности, нравственно-эмоциональный облик
личности. Формирующаяся в процессе становления личности эмоциональная сфера
В мозаике чувств конкретного индивида отражается структура его потребностей,
строение личности. Сущность человека проявляется в том, что его радует и
печалит, к чему он стремится и чего избегает.
Если чрезмерно сложная жизненная ситуация превышает приспосо-бительные
возможности индивида - происходит избыточное перевозбуждение его
эмоциональной сферы. Поведение индивида при этом смещается на более низкие
уровни регуляции. Избыточная энергетизация организма блокирует высшие
регуляционные механизмы, приводит к соматическим нарушениям и нервным срывам.
Когда "Титаник" потерпел крушение в результате столкновения с айсбергом,
подоспевшие через три часа спасатели обнаружили в шлюпках множество умерших и
сошедших с ума людей - взрыв эмоций страха подавил их жизнедеятельность.
Запредельное эмоциональное напряжение вызвало у многих из них инфаркты и
инсульты.
Во множестве эмоциональных проявлений выделяются четыре исходные эмоции:
радость (удовольствие), страх, гнев и удивление. Большинство же
эмоций имеет смешанный характер, так как они обусловливаются иерархически
организованной системой потребностей.
Наряду с этим одна и та же потребность в различных ситуациях может вызвать
различные эмоции. Так, потребность самосохранения при угрозе со стороны
сильного может вызвать страх, а при угрозе со стороны слабого - гнев.
Особенно интенсивное эмоциональное обеспечение получают те стороны
поведения, которые являются "слабыми местами" для данного индивида.
Эмоции выполняют функцию не только текущего, но и опережающего подкрепления.
Чувство радости или тревоги возникает уже при планировании будущего
поведения.
Итак, эмоции, как и ощущения, - это базовые явления психики. В ощущениях
отражается материальность бытия, в эмоциях - субъективно значимостью его
стороны. Познание дает знание - отражение объективных свойств и взаимосвязей
действительности; эмоции придают этому отражению субъективный смысл. Спонтанно
определяя значимость воздействий, они мгновенно замыкаются на импульсивные
реакции.
Эмоции - это механизм экстренного определения тех направлений поведения в данной
ситуации, которые ведут к успеху, и блокирования бесперспективных направлений.