Публично-правовые акты: основные разновидности
К числу публично-правовых актов относятся международные договоры; договоры между князьями и Новгородом; между великими и удельными князьями; между князьями и церковью; между верховной властью и отдельными светскими феодалами или церковными организациями. Грамоты по внешнеполитическим вопросам. Древнейшие русские публично-правовые акты возникли в сфере внешней политики. К ним относятся договоры Руси с Византией 911, 944 и 971 г., тексты которых сохранились в составе «Повести временных лет» второй и третьей редакций. Договоры заключались по византийской и языческой процедурам. Тексты договоров в летописном варианте представляют собой переводы с греческого языка.
В период феодальной раздробленности самостоятельные государственные образования поддерживали договорные отношения с Западом. Активно проявлял себя во внешнеполитической области Великий Новгород. За период с конца XII в. до 1466 г. сохранились около 20 договоров и проектов договоров Новгородской феодальной республики с Готландом, Любеком, городами Ганзейского союза, Ливонским орденом. Соглашения касались торговых, политических и других вопросов. В 1323 г. новгородский князь Юрий Данилович заключил со Швецией так называемый Ореховецкий договор, который почти на два столетия определил новгородско-шведскую границу. Условия этого договора подтверждались дважды, в 1339 и 1351 г. В письменном виде оформлялись договоры Новгорода с Великим княжеством Литовским.
Свои внешнеполитические связи закрепляло договорами и Смоленское княжество. В 1229 и 1230—1240 гг. Смоленск заключил соглашения с Ригой и Готским берегом.
Договорные грамоты Великого Новгорода с великими князьями.
Особое политическое устройство Новгородской феодальной республики предусматривало письменное оформление условий, на которых новгородцы приглашали на службу князей. Приглашенные князья были из Твери, Литвы и Москвы. Содержание заключенных с ними договоров касалось условий, на которых князь участвовал в управлении Новгородской землей, и его прав. Самая ранняя из дошедших договорных грамот Новгорода с приглашенным князем датируется серединой 60-х гг. XIII в. Это грамота, заключенная с тверским великим князем Ярославом Ярославичем. Последний договор подобного рода, заключенный Великим Новгородом в период независимости, был оформлен грамотой 1471 г. В ней указывались условия, на которых московский великий князь Иван Васильевич должен «держати» Новгород.
Докончальные грамоты. Докончальными грамотами (от древнерусского слова «докончание» — договор) назывались соглашения между великими князьями, а также между великими и удельными князьями. Для наименования договоров русских царей с главами других государств термин использовался и позднее, в XVII в. Одна из ранних известных сегодня междукняжеских договорных грамот была составлена в XIV в. Это докончание 1350/1351 г. между великим князем Семеном Ивановичем Гордым и его братьями — удельными князьями Иваном и Андреем Ивановичами. Большое число междукняжеских договоров оформлялось в условиях феодальной войны второй четверти XV в., когда для князей стал актуальным вопрос о военных и политических союзах. Последняя договорная грамота оформила в 1531 г. соглашение между великим московским князем Василием III и Дмитровским князем Юрием Ивановичем.
В докончаниях определялись вассально-сюзеренные отношения князей, поскольку в них фиксировалось старшинство одного князя («брат старейший») и подчиненность другого («брат молодший»). Например, докончание великого князя Дмитрия Ивановича и великого князя рязанского Олега Ивановича, заключенное около 1382 г., начинается так: «По бл(а)гословен(ь)ю отца н(а)шего Киприяна, митрополита всея Руси, на сем, братъ стареиши, княз(ь) велики Дмитреи Иванович, и братъ твои, княз(ь) Володимеръ Андреевич, целуйте ко мне кр(е)стъ, къ своему брату к молодщему, ко князю к великому к Олгу Ивановичю». Грамоты содержал и разнообразные договорные статьи: о военной помощи, владении территориями, статусе различных категорий населения, праве отъезда бояр и вольных слуг, порядке взимания пошлин и выплаты «выхода» — ордынской дани.
Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей. XIV—XVI вв. —Формула заключения договора и присяги на верность при соблюдении соглашения выражалась в тексте докончания словами: «...целовали есмы межи собе крест...».
Жалованные грамоты. Жалованные грамоты появились на Руси в XII в. Древнейшей жалованной грамотой, сохранившейся в оригинале, является пергаменная грамота великого киевского князя, Мстислава Владимировича и его сына — новгородского князя Всеволода. В ней зафиксировано пожалование игумену Исайи и братии Юрьева монастыря села Буйце вместе с иммунитетными правами на землю.
Формуляр этой грамоты еще не развит, в нем нет, в частности, даты. В источниковедении предложено несколько вариантов ее датировки. С учетом времени пребывания Мстислава Владимировича на киевском престоле грамота датируется широко — от 1125 до 1132 г. Попытки уточнить датировку опираются на известие новгородских летописей о том, что до 1128 г. игуменом в Юрьеве монастыре был Кирияк. Следовательно, грамота, данная на имя игумена Исайи, возникла уже после этого года.
В период феодальной раздробленности жалованные грамоты выдавались во многих княжествах: Рязанском, Тверском, Ярославском, Московском и др.
На начальном этапе выдача жалованных грамот в определенной степени свидетельствует о слабости государственной власти, поскольку вместе с землей она передавала вотчиннику собственные права на сбор государственных доходов и суд над людьми, проживавшими на территории вотчины.
В условиях Русского централизованного государства верховная власть, укрепляясь, стремилась ограничить права вотчинников на территории их владений, поэтому уже в XVI в. предпринимались попытки приостановить выдачу жалованных грамот. В отношении светских вотчинников постепенно это удалось сделать, но на вотчины церковных феодалов жалованные грамоты продолжали выдаваться и в XVII в.
В ранних жалованных грамотах нет детализации податного и судебного иммунитета. Жалованными грамотами XIV—начала XV в. бессрочно освобождали только от дани. В дальнейшем список поборов, от которых отказывался верховный правитель в пользу вотчинника, увеличивался. Теперь у власти появились варианты различных сочетаний привилегий, которые она предоставляла землевладельцам.
С конца XV в. стали бессрочно освобождать от основных прямых налогов и пошлин: дани, ямских денег, тамги, посошной службы, а с середины XVI в. — от полоняничных и писчальных денег. Грамоты, бессрочно освобождавшие вотчину от всех этих налогов и пошлин или некоторых из них, называются жалованными тарханными грамотами. Жалованная льготная грамота освобождала от уплаты государственных податей на оговоренный в грамоте срок. Жалованные тарханно-оброчные грамоты заменяли повинности, падавшие на феодальное владение, единой суммой оброка, уплачиваемого в заранее установленный срок. Судебный иммунитет предоставлялся жалованными несудимыми, «бережельными» и другими грамотами.
Жалованные обельнонесудимые грамоты сочетали освобождение от второстепенных поборов в пользу великого князя с привилегиями судебного характера. Княжеские духовные грамоты. Самыми ранними духовными грамотами — княжескими завещаниями — являются два «рукописания» владимиро-волынского князя Владимира Васильковича, созданные около 1287 г. и сохранившиеся в тексте Ипатьевской летописи. Факт составления духовной отдельно для каждого наследника (брата и жены князя) свидетельствует о неразвитости завещаний как разновидности актов. Позднее все распоряжения завещателя как в публично-правовом, так и в частном документе оформлялись в едином тексте, независимо от количества наследников.
Духовные грамоты великих князей Северо-Восточной Руси создавались с XIV по XVI вв., однако сохранились грамоты только князей московского дома. Духовные грамоты московских князей появляются с конца 20-х или конца 30-х гг. XIV в. С 1327 (или 1339 г.) по 1375 г. их известно четыре, причем духовные Ивана Калиты и Ивана Красного дошли в двух вариантах. Все шесть текстов сохранились в подлинниках. В письменном тексте суть договора передают формулы: «...целым своим умом пишу душевную грамоту...» и «...даю ряд...». Такие же формулы использовались и в завещаниях частных лиц.
Поздней из сохранившихся княжеских духовных грамот является завещание царя Ивана Грозного 1572 г., которое по своему содержанию близко к публицистическому сочинению.
Духовные грамоты составляли и удельные князья. Последняя из них — завещание углицкого князя Дмитрия Ивановича Жилки (1521 г.)
Уставные грамоты. Древнейшие уставные грамоты реконструируются на основе церковных уставов. Как уставные грамоты, так и церковные уставы касались взаимоотношений светской и церковной власти и отражали земельные, финансовые и иные интерес государства и церкви.
Результаты реконструкции уставных грамот, проведенной Щаиопым, таковы. Первая уставная грамота князя Владимира Святославича предоставляла в 995 или 996 г. десятину только церкви Бородицы. Следующая уставная грамота князя Владимира о церковных судах, выданная до 1011 г., относилась ко всем русским епископствам. На основе обеих грамот возник древнейший текст церковного Устава Владимира о десятинах, судах и людях церковных, распространившего действие этих постановлений на все русские земли.
Выдача второго Устава князя Ярослава Владимировича о церковных судах датируется периодом между 1051 и 1054 гг. Некоторые исследователи считают, что, как и Устава Владимира, Устав Ярослава имели предшественницей уставную грамоту — договор князя с первым русским митрополитом Иларионом. Об этом свидетельствует начальная формула архетипа устава «Се аз, князь великий Ярослав, сын Володимер, по данию отца своего съгадал семь с митрополитом с Ларионом, сложил есмь гречьскими номоканун...». Устав, подвергшийся переработке в последующие периоды, так же, как и церковные уставы, выданные впоследствии. В Смоленске и Новгороде, по своему назначению, содержанию и форме ближе к законодательным документам, чем к договорным. Уставы иногда называют кодексами, судебниками. Таким образом, уставные грамоты играли роль нормативных источников для последующих кодификаций законов.
К середине XVI в. область возникновения публично-правовых договоров и актов, их оформлявших, несколько сузилась. Завершение процесса объединения государства и установление власти московского великого князя над всеми русскими землями как «государя всея Руси» упразднили, например, необходимость регулировать с помощью договоров отношения как великого князя, так и удельных князей. «Самодержавство», утвердившееся в это время, понималось современниками как неограниченная власть монарха, не зависимого от своих подданных. В новых исторических условиях механизмами, регулировавшими отношения между верховной властью и различными категориями населения, стали законодательство и административное управление, представленное приказной и местной системами государственных учреждений. В связи с этим возросло значение нормативных и распорядительных материалов, исходивших от имени царя. В дальнейшем соотношение публично-правовых и частных актов менялось в пользу последних.