Законодательные источники Древнерусского государства (XI — НАЧАЛО XII В.)

Источниковедческий анализ законодательных источников

Кодификация законов в XVIII — первой половине XIX в.

Законодательные источники периода абсолютизма (XVIII в.)

Законодательные источники русского централизованного государства (конец XV — XVII В.)

Законодательные источники периода феодальной раздробленности (30-е гг. XI — конец XV в.)

Законодательные источники Древнерусского государства (XI — начало XII В.)

ЛЕКЦИЯ 3. ЭВОЛЮЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Сравнительно-текстологический метод изучения летописей

Современный сравнительно-текстологический (историко-текстологический) метод изучения летописей складывался благодаря усилиям многих поколений исследователей — филологов и исто­риков. Он демонстрирует наиболее значительные результаты в вы­явлении летописных сводов, отражающих отдельные этапы рус­ского летописания XI—XV вв. Основные положения этого метода представлены в трудах Шахматова и Приселкова, а затем развиты их последователями.

Соблюдение принципов сравнительно-текстологического ме­тода требует значительных усилий со стороны исследователя. Этот метод включает следующие основные этапы:

1) отбор для иссле­дования конкретных летописей, сходных по содержанию;

2) изу­чение отобранных летописей как остатков прошлого, т.е. опре­деление времени их создания, происхождения, состава, назна­чения;

3) полное сравнение текстов анализируемых летописей;

4) определение степени зависимости изучаемых летописей друг от друга, восстановление их общего протографа — гипотетичес­кого летописного свода;

5) установление состава и содержания выявленного гипотетического свода;

6) сравнение реконструи­рованного свода с другими подобными гипотетическими свода­ми и определение их общего летописного источника, т.е. свода сводов.

Выводы, к которым приходит историк на разных этапах иссле­дования, имеют различную степень вероятности: если текстоло­гическое сравнение летописных текстов позволяет выдвигать ги­потезы, то сравнение сводов в большинстве случаев — только до­гадки.

 

 

(4 ЧАСА)

ПЛАН:

 

Первым письменным сборником законов раннефеодальной мо­нархии является Русская Правда. Термин «правда», широко встре­чающийся в древнерусских письменных источниках, означал пра­вовые нормы, на основании которых вершился суд. Отсюда роди­лись такие выражения, как «судить в правду», «судить право», т. е. судить в соответствии с судебно-процессуальными нормами свое­го времени. Неслучайно от слова «правда» происходит современ­ное понятие «право», обозначающее совокупность законов и по­становлений государства, относящихся к какой-либо стороне ус­тройства, жизни и деятельности общества.

Источниками кодификации в Русской Правде были нормы обычного права и княжеская судебная практика. Этот первый письменный закон представлен в настоящее время многими списка­ми, которые на основе различных чтений разделяются на несколько групп, соответствующих его редакциям.

Самая ранняя редакция получила название Краткая Правда. Ее текст дошел до нашего времени в двух списках Новгородской пер­вой летописи младшего извода — Академическом и Археографи­ческом. В летописи под датой 1016 (6524) г. сказано о том, что князь Ярослав Мудрый пожаловал новгородцам «правду, и уставъ списавъ, тако рекши имъ: по се грамоте ходите, якоже списахъ вамъ, такоже держите, после этих слов помещен текст Русской Правды: «А се есть правда рускаа. Убяеть мужь мужа...».

Хотя текст Краткой Правды помещен в летописи под датой 1016 г., отнести его возникновение к этому году нельзя. Отдельные статьи этого документа возникли очень рано, еще в период разложения родо­вого строя, другие — после 1016 г. По мнению ученых, в состав Краткой Правды входят 43 статьи, которые оформлялись посте­пенно. В разное время в единый текст были включены четыре само­стоятельные части: «Правда Ярослава», или «Древнейшая Правда» (ст. 1— 18), «Правда Ярославичей»
(ст. 19 —26), «Покон вирный» (ст. 42), «Урок мостникам» (ст. 43).

«Древнейшая Правда» содержит и архаичные нормы права, которые в XI —XII вв. отмирали трансформировались, пре­вращаясь в нормы классового общества, и нормы, возникшие только в новых исторических условиях. Временем появления са­мой древней части краткой редакции Русской Правды многие ученые считают 1016 г.

После смерти князя Ярослава Владимировича (скончался в 1054 г.) «Древнейшая Правда» была дополнена новыми статьями. Этот текст, получивший название «Правда Ярославичей», и был составлен, по мнению большинства исследователей, в 70-х гг. XI в. На протяжении последней четверти XI в. она продолжала попол­няться новыми статьями (ст. 27—41).

«Покон вирный» является третей составной частью краткой редакции Русской Правды. Он определял порядок кормления вир­ника — княжеского слуги, собиравшего виру — денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека. «Покон» как самостоятельный закон датируется в науке по-разному: С.В.Юшков (1888-1952), А.А. Зшин (1920-1980) и Л.В.Черепнин относили появление текста ко времени княжения Ярос­лава Владимировича, т.е. до 1054 г., а М.Н.Тихомиров — после смерти этого князя.

«Урок (правило, плата, налог, судебная пошлина.) мостникам» также касается порядка выплат княжеским слугам.

В науке обсуждаются вопросы о месте и времени создания этой статьи. Юшков называет «Урок мостникам» новгородским памят­ником, а Тихомиров — киевским. Большинство исследователей связывает время появления «Урока» и «Покона вирникам» с прав­лением Ярослава Владимировича и датирует их 20-ми или 30-ми гг. XI в.

Поскольку краткая редакция Русской Правды состоит из раз­новременных частей, возникают вопросы о том, когда и почему их объединили в единый текст. Ученые считают, что Краткая Правда представляет собой сознательную переработку самостоятельных частей, но время и место этой переработки исследователи опре­деляют по-разному. Существует мнение о том, что краткая редак­ция Русской Правды возникла в Киеве в последней четверти XI в. Его разделяли Приселков и Юшков. Тихомиров датировал крат­кую редакцию этого документа первой третью XII в. и считал новгородской по происхождению. Черепнин уточнил обстоятель­ства, при которых была составлена Краткая Правда. По его мне­нию, эта редакция возникла в условиях острой классовой и поли­тической борьбы в Новгороде в 30-х гг. XII в. Эту же точку зрения разделял Зимин.

Кроме краткой существует пространная редакция Русской Прав­ды, которая представлена более чем в 100 списках. Широкое рас­пространение списков этой редакции объясняется восстановле­нием законодательных документов, потерявших силу в первый период татаро-монгольского ига на Руси. Возникновение этой ре­дакции свидетельствовало о переработке Русской Правды в XIV и XV вв., в соответствии с изменениями в социально-политиче­ской и экономической жизни общества.

Списки пространной редакции имеют заглавие, во всех вари­антах которого упоминается имя Ярослава Владимировича: «Суд Ярославль Володимерич. Правда русьская»; «Суд Ярослава князя. Устав о всяцих пошлинах и уроцех»; «Суд Ярославль Володимерич о душегубстве» и т.д. Следующую за этим заглавием ст.1 о кров­ной мести связывают с нормами, принятыми этим князем и от­раженными в «Правде Ярослава». Помимо имени этого законода­теля, в ст. 2 упоминаются его дети: «По Ярославе же паки совкупишеся сынове его: Изяслав, Святослав, Всеволод и мужи их: Коснячько, Перенег, Никифор и отложиша убиение за голову, но кунами ся выкупати; а ино все, яко же Ярослав судил, такоже и сынове его уставиша». Заглавие и обе статьи показывают, что пространная редакция использовала в качестве источника крат­кую редакцию Русской Правды.

Пространная редакция Русской Правды содержит 121 статью с дополнительными статьями. По мнению ученых, этот законодательный текст возник в результате единовременной переработки многих источников. Одним из них, как было указано, стала крат­кая редакция Русской Правды, а точнее — «Правда Ярославичей». В ряде статей пространной редакции ученые видят следы княже­ского законодательства Святополка Изяславича, сидевшего на киевском столе с 1093 до 1113 г.

Еще одним источником пространной редакции Русской Прав­ды был Устав киевского князя Владимира Мономаха. Об этом княжеском законе говорит ст. 53 Пространной Правды: «Устав Володимерь Всеволодича. Володимер Всеволодичь по Святополце созва дружину свою на Берестовемь: Ратибора киевьского тысячьского, Прокопью белгородьского тысячьского, Станис­лава переяславьского тысячьского, Нажира, Мирослава, Иванка Чюдиновича Олгова мужа и уставили до третьяго реза, оже емлеть в треть куны (куна — денежная единица.); аже кто возметь два реза, то ему взяти исто (т. е. деньги, данные взаймы); паки ли возметь три резы, то иста ему не взяти».

Данный устав определял размеры процентов (рез), взимавшихся по дол­госрочным займам. Статья интересна описанием того, как прохо­дило принятие закона. Среди лиц, участвовавших в совещании в Берестове, были высшие городские чиновники. Время возникно­вения Устава определяется 1113 г., когда Киев и его сельская ок­руга были охвачены восстанием против тысяцкого, сотских и ро­стовщиков.

Сопоставление статей обеих редакций Русской Правды пока­зывает расширение сферы действия нового кодекса в соответ­ствии с изменившимися условиями. Появляются новые субъекты права: например, если в краткой редакции субъектами законо­дательства выступали княжеские слуги, то в пространной редак­ции есть статьи, защищающие не только княжеских, но и бояр­ских слуг.

Иногда называют еще один источник Пространной Правды — протограф Сокращенной Правды. Ученые по-разному решают вопрос о времени возникновения пространной редакции Русской Правды. Зимин полагал, что весь текст этой редакции сложился при Владимире Мономахе, кня­жившем в Киеве с 1113 по 1125 г. Юшков считал, что Простран­ная Правда была создана в 1113 г. Почти на сто лет позднее ото­двигали создание пространной редакции Русской Правды Тихо­миров и Черепнин. Они связывали окончательное оформление этого документа с волнениями, произошедшими в Новгороде в 1209 г. (по уточненным В.Л.Яниным данным — в 1207 г.).

Третья редакция Русской Правды получила название Сокра­щенная Правда. Она дошла до нас в двух списках XVII в., которые еще плохо изучены. Ряд исследователей считает ее памятни­ком позднего происхождения, появившемся в результате сокра­щения Пространной Правды. Тихомиров, однако, возводил текст Сокращенной Правды к протографу, возникшему во второй по­ловине XII в. и использованному при создании Пространной Правды. Как уже указывалось, княжеское законодательство являлось одним из источников сборника законов, каким была Русская Прав­да. Княжеское законодательство X —XV вв. оформлялось в виде уставных грамот, уставов.

Княжеская уставная грамота отражала прецедентный характер древнерусского законодательства. Она возникала в связи с конк­ретным случаем на определенной территории и в определенное время. Например, в уставной грамоте определялись повинности феодально-зависимого населения или закреплялись экономиче­ские и судебные интересы светской и церковной властей. Таким образом, уставные грамоты приближались к документам договор­ного характера.

Устав — источник более сложного состава и происхождения, чем грамота. В его основе могли лежать одна или несколько устав­ных грамот.

Особую группу составляют княжеские уставы, касавшиеся вза­имоотношений светской и церковной властей и отражавшие зе­мельные, финансовые и иные интересы государства и церкви. Они стали выдаваться церкви в связи с учреждением в Киевской Руси епископских кафедр. Самым ранним подобным документом счи­тается Устав киевского князя Владимира Святославича о десяти­нах, судах и людях церковных, созданный, по-видимому, в нача­ле XI в. Устав определял место церковной организации в государ­стве: источники ее материального обеспечения, сферы юрисдик­ции.

В течение XI —XII вв. по мере укрепления церкви и увеличения числа ее институтов изменялось и содержание Устава. Некоторые положения Устава о десятинах, судах и людях церковных были развиты в Уставе киевского князя Ярослава Владимировича о цер­ковных судах. Он был создан в период между 1051 и 1054 гг. Новый устав трактовал последствия нарушения норм церковного права в области семейных отношений.

Тексты уставных грамот, послуживших источниками обоих ус­тавов, до настоящего времени не дошли. В целом уставы обобщали нормы отношений светской власти, церкви и населения, действовавшие длительное время на различ­ных территориях. В уставах было меньше указаний на конкретные место и время их создания, чем в уставных грамотах, но они отличались широ­той содержания.