Вопросы.

Структура и содержание портфолио педагогических и руководящих работников образовательных учреждений.

Раздел 1. Характеристики качества профессиональной деятельности работника:

1. Образовательный ценз работника (уровень образования, полученная квалификация, ученые звания, степени и т.д.).

2. Характеристики эффективной профессиональной деятельности:

педагогической деятельности:

результативность в области академической успешности, воспитания и здоровьесбережения обучающихся;

профессиональные действия, средства;

профессиональные компетентности педагогического работника (функциональная грамотность по предметным областям соответствующая требованиям стандарта образования; умение создавать информационно-коммуникационные среды, способствующие формированию способностей детей к учению и коммуникации; гражданское самосознание; культура и техники самовосстановления и здорового образа жизни).

оценка профессиональной деятельности педагогического работника обучающимися и их родителями.

управленческой деятельности:

результативность в области организации, руководства и управления образовательным учреждением;

управленческие действия, средства;

профессиональные компетентности (функциональная грамотность в управлении образовательным учреждением; управление развитием образовательного учреждения);

оценка управленческой деятельности работника местным сообществом, профессиональной общественностью.

3. Эффективный опыт в профессиональной деятельности (формализованная и неформализованная части).

4. Эффективный социальный опыт (формализованная и неформализованная части).

 

Характеристики качества профессиональной деятельности педагогических работников:

Раздел портфолио Формализованные показатели Неформализованные показатели
Образовательный ценз -диплом о профессиональном педагогическом образовании; -документы о повышении квалификации; -дипломы дополнительного образования; -стаж работы.    
Характеристики профессиональной деятельности -результативность; -профессиональные компетентности; -применяемые профессиональные средства, способы; -оценка профессиональной деятельности педагогического работника обучающимися и их родителями.  
Эффективный опыт в профессиональной деятельности   -участие в конкурсах (районных, региональных, федеральных); -классное руководство; -участие в инновационных процессах систем образования; -соавторство в ФЭП; -общественная работа в школе; разработка образовательных программ, программ факультативов, элективных и других курсов.  
Эффективный социальный опыт -членство в общественных организациях; -руководство или участие в социальных проектах; -сотрудничество с институтами социальной защиты населения; -участие в выборных компаниях наличие авторских текстов по гражданской проблематике. -культурные и социальные инициативы аттестуемого.

 

Раздел 2 Характеристика качества образования, предоставляемого педагогом

Раздел портфолио Формализованные показатели Неформализованные показатели
Динамические показатели качества образования в крае приводятся в требованиях к профессиональной деятельности при аттестации на квалификационную категорию Универсальные умения: -в области общекультурного развития; -в области интеллектуального развития; в области социального развития; в области коммуникативного развития
Абсолютные показатели -статистические показатели достижений детей на всех уровнях  

 

Основанием выделения показателей педагогической и управленческой деятельности для портфолио являются требования к профессиональной деятельности при аттестации на квалификационную категорию, конкретизация которых приводится в методических рекомендациях по аттестации педагогических работников разные.

1. Раскройте содержание методов и средств профессионального саморазвития педагога.

2. Сформулируйте преимущества портфолио как формы профессионального саморазвития педагога.

 

 

Тема 6. Проектирование и осуществление профессионального самообразования преподавателя педагогического колледжа.

  1. Содержание понятия «проектирование», «проектирование самообразования».
  2. Этапы осуществления профессионального самообразования педагога.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ - деятельность, под которой понимается промысливание того, что должно быть. Исходя из этого понимания, можно сказать, что проектирование характеризуется двумя моментами: идеальным характером действия и его нацеленностью на появление (образование) чего-либо в будущем. Именно это две характеристики отличают проектирование как таковое от других широких (в некотором смысле предельных) типов гуманитарных технологий, например, от исследования. Кроме того, под проектированием традиционно понимается особая деятельность, имеющая своей целью разработку проектов. "Проект (лат. - прожект, фр. - план, предположение, предначертание) - задуманное, предположенное дело и само изложение его на письме или в чертеже. Прожектировать (фр.) - задумать, загадать, сообразить и предположить к исполнению" (В. Даль).

Из сопоставления предъявленных пониманий следует, что могут существовать и реально существуют самые различные виды, методы и способы проектирования, например, различают: А) техническое проектирование, организованное задачным образом, т.е. по прототипам (например, решение определенного круга задач при разработке проектно-сметной документации, разработке реализационных проектов по достижению заранее известных целей, осуществление которых - удел других специалистов). Обоснованием такого проекта служат существующие нормативно-правовые акты, условия и правила осуществления производственных технологий (например, СНиПы в строительстве и т.д.). На основании норм, указанных в проекте, последний проверяется на "истинность" - соответствие разработки этим нормам. Б) гуманитарное проектирование, с которым связана проблемная организация мышления и деятельности, т.е. собственно проектирование в узком и точном смысле слова. Гуманитарное проектирование - это технология осуществления изменений в том случае, когда результат проектного решения наперед неизвестен, что требует проверки гуманитарного проекта не на истинность, а на реализуемость. Наличие проблем в деятельности авторов проекта, их позиция, самоопределение на изменения и выбор способа осуществления перемен являются обоснованием гуманитарного проекта. Как способ проблемной организации мышления и деятельности проектирование принципиально отличается от программирования: если программирование предъявляет способ движения, приводящий к "снятию" проблемы (на основании реализации концептуального представления идеального - "беспроблемного" состоянии некоего места), то проектирование - культурно-оформленная деятельность "по построению утопии" - содержит способ "обустройства" этого места (которого сегодня еще нет).

Этапами разработки гуманитарного проекта являются: 1) вычленение и формулирование проблемы, определение проектной идеи, 2) последовательная разработка проектного замысла и 3) собственно проекта, включающая и его реализацию.

1. Проектная идея - концепция (описание "места, которого нет"): это не научный прогноз, а проект, мыслительная конструкция, задающая место для заполнения идеальными представлениями будущего для тех, кто ее разрабатывает. Концептуализация (работа по согласованию понятий и выстраиванию собственных представлений) является средством формирования идеальной действительности, соорганизации разнонаправленных и многообразных течений, образования и самообразования, самосотворения участников процесса работы с будущим, позволяющей привести к "снятию" имеющейся проблемы. В деятельности - проблемы гуманитарные. Они не имеют ярко выраженной предметной направленности (т.е., как правило, не могут быть "сняты" средствами однопредметного знания). Способы разрешения гуманитарных проблем "лежат" в области интегрированного знания. Соответственно, определение и построение этих способов - удел деятельности полипрофессионального сообщества, объединяющего разнопредметных специалистов, имеющих общее содержание (совпадающую проблему в деятельности) и выстраивающих на этом основании согласованный предмет деятельности средствами надпредметного знания. Соответственно, если мы озабочены развитием (а по этому поводу "сколько голов, столько и умов"), то единственный способ договориться состоит в движении к основаниям - вглубь, а не вперед. В гуманитарном проектировании. обсуждать надо не "светлое будущее", которое всем видится по-разному, а те понятия и представления, онтологические картины, методы, средства, формы самоорганизации, которые необходимы проектировщикам для такого странного движения: вперед к разным целям. То, что обсуждается, и есть общий (согласованный) предмет деятельности - проектная идея. Гуманитарные проекты - это не предложения, внедряемые откуда-то извне в деятельность социальных групп (когда последние оказываются в роли только исполнителей чьих-то замыслов). Замыслы гуманитарных проектов (даже если они рождаются и вне этой социальной группы) должны быть поняты и приняты участниками его осуществления, становящимися соавторами проектной идеи и ее держателями.

Но поскольку сегодня в образовании ощущается недостаточный уровень гуманитарного мышления и знания, гуманитарной и технологической подготовки, и, соответственно, профессиональной готовности специалистов к разработке и реализации собственных проектов, то разработка гуманитарных проектов должна предваряться специальной работой по подготовке социального пространства как потенциальной "площадки" гуманитарного проектирования. Подготовка "площадки" в этом контексте - это своеобразная пропедевтическая работа по наращиванию и кадрового, и материально-технического, и финансового ресурсов гуманитарного проекта. Одним из признаков готовности является деятельность в данном пространстве полипрофессионального сообщества, где под сообществом понимается клубная структура, основанная на самоопределении и предъявлении позиции ее участников, объединенных наличием общей проблемы в деятельности, желанием взаимодействовать в поиске путей ее разрешения