Основные стадии разработки планов в КНР на современном этапе.

 



Характерные для современного цивилизационного этапа развития процессы интеграции национальных экономик и глобализации бизнеса обусловливают два вида разнонаправленных изменений плановых систем зарубежных стран: интернационализацию, проявляющуюся в повышении доли универсальных элементов в национальных плановых системах, и самоидентификацию, выражающуюся в выявлении и преимущественном развитии уникальных элементов с целью создания и поддержания долговременных конкурентных преимуществ страны стратегического характера в различных областях жизнедеятельности.

 

Раздел II. Регулирование и стратегическое планирование социально – экономических процессов на макроуровне.

 

Тема 4. Прогнозирование и стратегическое планирование социального развития общества.

Учебные вопросы:

1. Прогнозирование и стратегическое планирование благосостояния населения.

2. Прогнозирование и стратегическое планирование демографических процессов.

3. Прогнозирование и стратегическое планирование трудовых ресурсов и занятости населения.

4. Прогнозирование развития человеческого потенциала.

5. Прогнозирование и стратегическое планирование развития отраслей производственной инфраструктуры.

 

Основополагающие принципы социальной политики государства.

Экономическая свобода человека, признание прав предпринимателей, наемных работников, профсоюзов.
Доверие к регулирующей роли рынка.
Ответственность государства за игру рыночных сил и соблюдение правил игры.
Большая загрузка более трудоспособных для помощи менее трудоспособным.
Участие работников в управлении производством, общественной и государственной жизнью.

 


Ощутимое улучшение условий и повышение уровня жизни.
Обеспечение эффективной занятости
Гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты и социальных услуг
Пути решения задач каждого этапа осуществления стратегии социальной политики
Задачи каждого этапа осуществления стратегии социальной политики
Этапы осуществления стратегии социальной политики
Улучшение демографической ситуации
Обеспечение прав и гарантий семьям, женщинам, детям и молодежи
Тактика
Стратегия (главные установки)
Социальная политика
Структура, цели и задачи социальной политики РФ.
Этапы развития социальной политики России.

 

 

Приоритетные национальные проекты в социальной сфере:

 

Показатели, характеризующие уровень жизни населения.

 

 

Прогнозирование индекса развития человеческого потенциала.

 

Индикатор человеческого развития (по методике ООН)

 

 

В начале ХХ1 в. при прогнозировании экономического роста и оценки качества населения страны как производительной силы общества все большее значение приобретает такое понятие как «индекс развития человеческого потенциала». В этом понятии учитывается объем потребления материальных благ и возможности для развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования. С 1990 г. ООН публикует данные о величине ИРЧП по большинству стран мира. В этих расчетах величина ИРЧП определяется как средняя арифметическая из трех показателей: ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, реальный душевой ВВП.

Методика прогнозирования ИРЧП:

ИРЧП = (ИОЖ + ИУО +И Дввп) / 3, где:

ИРЧП – индекс развития человеческого потенциала;

ИОЖ –индекс ожидаемой продолжительности жизни;

ИУО – индекс уровня образования;

ИДввп –индекс реального ВВП на душу населения.

Каждый показатель (индекс) рассчитывается по формуле вида:

 

I = (Df – Dmin) : (Dmax – Dmin) , где

I – индекс данного вида;

Df – фактическое значение показателя;

Dmin – значение показателя, принятое как минимальное;

Dmax – значение показателя, принятое как максимальное.

На основе индексов ожидаемой продолжительности жизни (Iпж), образования (Iобр.) и душевого дохода (Iд) рассчитывается индекс развития человеческого потенциала (Iр.ч.п.):

 

Iр.ч.п. = (Iпж + Iобр. + Iд) : 3

 

Академией наук РФ были проведены исследования относительно круга проблем в области развития человеческого потенциала, подлежащих решению в период до 2025 г. Были выявлены следующие проблемы:

Проблема первая – неудовлетворительная динамика индекса развития человеческого потенциала в сравнении с развитыми странами.

Проблема вторая – слабое использование человеческого потенциала вследствие невосприимчивости экономики к достижениям информационно-технологической революции, развала системы образования и оттока высококвалифицированных кадров на начальном этапе перехода к рынку. Образовательный, профессионально – квалификационный, информационно – культурный и социальный капиталы (социальные связи), накопленные населением, используются менее чем на 50%.

Проблема третья – способность отраслей науки, образования, здравоохранения, культуры компенсировать потери и риски, возникшие в первые годы реформ, и одновременно воспроизводить и наращивать человеческий потенциал на качественно новой основе.

Проблема четвертая – эффективное управление интеллектуальным капиталом на уровне фирмы, предприятия, корпорации.

Проблема пятая – позитивным накоплениям человеческого капитала должен соответствовать существенный рост качества жизни и социального статуса человека.

Проблема шестая – негативные накопления человеческого потенциала вследствие неблагоприятных демографических тенденций, глубокого социального неравенства, существенных региональных различий по основным социальным показателям, негативных форм адаптации отдельных групп населения к новым реалиям жизни и других причин и возможности снижения этих негативных накоплений.

Проблема седьмая – игнорирование роли культурной составляющей в развитии человеческого потенциала, необходимость повышения внимания к уровню гармонизации взаимоотношений человека с окружающим миром по трем направлениям: межличностных отношений, межнациональных отношений и взаимоотношений человека и природы.


Варианты стратегических подходов к формированию и воспроизводству человеческого потенциала в РФ.

 

Концептуальные принципы формирования стратегии воспроизводства человеческого потенциала

I. Системное решение задач
II. Комплексный подход к решению задач
III. Опережающее развитие науки, образования, здравоохранения, культуры
IV. Формирование единого социального пространства
V. Признание основополагающей роли государства в решении задач
VI. Минимизация социальных рисков и ущербов
VII. Этапность решения задач в увязке с экономической динамикой

 

 

Прожиточный минимум

 

Правовую основу для определения прожиточного минимума в РФ составляет Федеральный закон «О прожиточном минимуме в РФ» 1997 г. В соответствии с этим законом прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и взносы.

Величина прожиточного минимума определяется по основным социально-демографическим группам – трудоспособное население, пенсионеры, дети – ежеквартально на основании потребительской корзины и данных статистики об уровне потребительских цен.

Потребительская корзина – минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Потребительская корзина в целом по РФ и в субъектах РФ определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разработанных с участием общероссийских объединений профсоюзов.

В субъектах РФ потребительская корзина устанавливается с учетом природно – климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления основными социально – демографическими группами населения.

 

 

Распределение населения РФ по размерам потребительского бюджета

 

Вид потребительского бюджета Потребительская корзина Группа населения по уровню доходов
Высокого достатка Модели поведения высокообеспеченных Высокообеспеченные
Восстановительный Прожиточного минимума плюс сбережения Среднеобеспеченные
Минимальный Прожиточного минимума Малообеспеченные
Абсолютная бедность Модели поведения бедных Бедные

 

Доходы населения

 

Принципиальная схема формирования доходов населения:

 

 

 

 

 

 

Цели и задачи демографической политики РФ

 

 

 

 


Стабилизация численности населения к 2015 г. на уровне 143 млн.чел. и создание условий для ее роста к 2025 г. до 145 млн. чел.
Повышение качества жизни населения и рост ожидаемой продолжительности жизни к 2015 г. до 70 лет, к 2025 г. – до 75 лет.
Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года. (Утверждена Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г.)

 

 

Этапы реализации демографической политики РФ на период до 2025 г.

 

 

           
 
1 этап: (2007 – 2010 годы)   Преодоление сложившихся негативных тенденций демографического развития, формирование правовой. организационной и финансовой базы для наращивания усилий.
 
2 этап: (2011 – 2015 годы)   Продолжение осуществления мероприятий по стабилизации демографической ситуации.
 
3 этап: (2016 – 2025 годы)   Проведение мероприятий по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации, дополнительное стимулирование рождаемости
 

 

 


Классификация демографических прогнозов

 

 

Методика разработки демографического прогноза численности населения:

 

Метод ретроспективной экстраполяции.

 

а) на основе использования среднегодового темпа изменения общей численности населения:

Ht+n = Ht × h

Ht+n – численность населения каждого последующего года;

Ht ­­­­­- численность населения за предыдущий год;

 

h - среднегодовой темп изменения общей численности населения.

 

 

Если численность населения изменяется неравномерно, то выделяются этапы, в пределах каждого из которых рассчитывается среднегодовой темп. В таком случае формула для расчета примет следующий вид:

 

Ht+n = Ht × (hl) × (hb) × (hj)

 

где hl, hb, hj - среднегодовые темпы роста численности населения на разных этапах анализируемого периода.

 

б) на основе использования локальных коэффициентов

 

 

Ht+n = Ht + ΔHt+n

 

где ΔHt+n = число рождений – смертность ± миграция.

 

ΔHt+n = H * (KP – Kc + Km)

 

где Кр – коэффициент рождаемости;

Кс – коэффициент смертности;

Кm – коэффициент миграции.

 

Коэффициент рождаемости зависит от численности женщин в детородном возрасте (от 15 до 50 лет), среднего коэффициента плодовитости и коэффициента брачности и характеризует число рождений в среднем на 1000 женщин в детородном возрасте. Коэффициенты брачности рассчитываются раздельно для мужчин и женщин, начиная с 16 лет и представляют собой число браков, заключенных мужчинами и женщинами на 1000 человек соответствующего пола.

Коэффициент смертности исчисляется как отношение числа умерших к среднегодовой численности населения, а коэффициент миграции – как отношение сальдо миграции к среднегодовой численности населения.

 

Население как производительная сила общества:

 

Трудовой потенциал – общая численность экономически активного населения страны, обладающего необходимыми физическими, психическими и профессиональными параметрами, обеспечивающими возможность его участия в трудовой деятельности.

 

Примерная схема сводного баланса труда:

 

Показатели Числовые значения
1. Население – всего  
2. Трудовые ресурсы – всего В том числе: - трудоспособное население в трудоспособном возрасте; - работающие лица пенсионного возраста; - работающие подростки до 16лет.  
3. Распределение трудовых ресурсов: А. по видам занятости; Б. по сферам народного хозяйства; В. по социальным группам.  
4. Использование трудовых ресурсов. Производительность общественного труда: - по народному хозяйству в целом; - по отраслям.    

 

 

Прогнозирование состояния рынка труда.

Теоретической основой прогнозирования рынка труда являются равновесная и неравновесная модели спроса и предложения рабочей силы.

В обеих моделях спрос может быть представлен формулой:

 

Ls = L + V

 

где L – реально существующая занятость;

V – количество свободных рабочих мест.

Предложение рабочей силы выражается следующим образом:

 

Lp = L + N * Kp

 

где N – численность незанятых по данным биржевой статистики;

Кр- коэффициент досчета, характеризующий место обращающихся в службу занятости среди общего числа незанятых (например, каждый восьмой, шестой, третий) и изменяющийся по логистической кривой в определенном интервале.

В равновесной модели уравнение спроса и предложения рабочей силы записывается в линейной форме:

 

Ls = a1 (W/P) + a2Fs;

Lp = b1(W/P) + b2Fp,

 

где Ls – спрос на рабочую силу;

Lp – предложение рабочей силы;

W – номинальная заработная плата;

P – уровень цен;

Fs и Fp – внешние переменные, определяющие спрос и предложение рабочей силы;

a и b - значения неизвестных параметров.

В данной модели заработная плата приводит рынок к равновесию, т.е. Ls = Lp, а из системы уравнений однозначно определяется выравнивающий уровень заработной платы (W/P) и равновесный уровень занятости (L).

 

В неравновесной модели предполагается, что спрос и предложение не равны в любой момент времени, а занятость на данный момент представляет собой величину, наименьшую среди величин спроса и предложения. Уравнение спроса при этом принимает вид:

 

Ls = Ls(W/P,Q),

 

где W/P – уровень реальной заработной платы;

Q - объем производимой продукции;

причем d(Ls)/d(W/P) < 0, d(Ls)/dQ > 0.