Эффективность сетевой экономики


Дата добавления: 2014-01-11; просмотров: 40; лекция была полезна: 0 студентам(у); не полезна: 0 студентам(у).
Опубликованный материал нарушает авторские права? сообщите нам...

Эффективность сетевых технологий основана на таких их свойствах, как:

• независимость от времени — информационные ресурсы доступ­ны 24 ч в сутки;

• независимость от места дислокации компьютеров, на которых хранится обрабатываемая информация;

• устойчивость к повреждениям — в случае повреждения целостно­сти сети и выхода из строя части узлов сеть будет продолжать фун­кционировать и передавать данные по назначению до тех пор, пока
существует хотя бы один путь, по которому это осуществимо;

• целостность — отдельные части сетей работают независимо, но в еди­ном информационном пространстве;

• высокая скорость передачи данных, которая зависит от характе­ристик используемого оборудования.

Эффективность сетевых технологий определяется также возмож­ностью немедленно отреагировать на обращение, т. е. интерактивным режимом.

В табл. 4.10 приведены свойства различных информационных сис­тем, позволяющие вести диалог.

Интернет все активнее вовлекается в сферу бизнеса, где сеть исполь­зуют для ведения деловых операций. Множество компаний различных стран мира, в том числе такие крупные корпорации, как IBM, AT&T, Ford, Meriill Lynch, J.P.Morgan, Dun & Bradstreet,J.C.Penney, Mitsubishi и др., уже попали в число клиентов сети или намерены в ближайшее время стать ими.

 

Таблица 4. 10. Сравнительная характеристика информационных систем
ИС Характер восприятия Характер потока информации Подача информации Характер обращения к публике
    оптический акустический направленный интерактивный динамичная статичная индивидуальный массовый
E-nnii) +   +     + + +
Телсч|)ои   + + + + + +  
Печать +   +     +   +
Радио   + +   +     +
Телевидение + + +   +     +
Интернет + + + + + + + +

Некоторые компании немало выиграли от использования Интерне­та, получив весьма ощутимое преимущество в конкуренции. Ряд ком­паний используют сеть для виртуальных «встреч» с потребителями. IBM же знакомит пользователей сети с материалами своего журнала «Think», рассказывающего о деятельности корпорации, ее продукции и новостях IBM в области НИОКР.

Сеть Интернет является эффективным средством рекламы, марке­тинга, сбыта продукции и послепродажного обслуживания клиентов. Глобальные сети заменяют телефон, факс, экспресс-почту и прочие сред­ства коммуникации, помогают фирмам наладить прямые контакты с покупателями продукции, выведя отношения с ними на новый уро­вень, позволяющий получать оперативную информацию о конъюнкту­ре рынка и изменениях в структуре потребительского спроса.

На эффективность использования в экономике с точки зрения по­требителя сетевых технологий большое влияние оказывают особенно­сти глобальных сетей, к которым относятся:

• коммуникационный простор, не ограниченный ни во времени, ни в пространстве;

• четко определенные каналы доступа;

• полная прозрачность рынка, условия конкурентов можно выяс­нить в считанные секунды;

 

• активные пользователи, готовые понести определенные издержки;

• явная эффективность для клиента;

• возможность разбивки клиентов на группы;

• возможность статистического анализа поведения пользователей;

• возможность оперативной передачи актуализированной инфор­мации;

• возможность расширения функций системы.

Менеджеры российских предприятий, использующие сетевые техно­логии, должны уметь определять экономический эффект от затрат на создание сетевых серверов, баз данных, линий связи и др. Эффектив­ность использования информационных технологий в различных сфе­рах экономической деятельности: торговле, бизнесе, рекламе, издатель­ском деле и др. может быть представлена различными показателями.

Эффективность использования информационных технологий в элект­ронной торговле (Еторг.), например для случая реализации на веб-сервере виртуального магазина, определяется как соотношение между посети­телями, перешедшими к активным действиям по приобретению товаров (S итов ), и общим количеством посетителей сервера (S):

 

Еторг = S итов / S * 100%

Эффективность использования веб-сервера может быть оценена не­сколькими показателями:

1. Эффективность различных входов на сервер (Еист i). Этот показа­тель характеризует эффективность использования различных источников для привлечения посетителей на сервер и определя­ется как отношение посетителей, воспользовавшихся данным ис­точником (Sист i), к общему количеству посещений сервера (S0):

Е ист i . = Sист i / S0 * 100%,

где i — наименование данного источника.

2. Оценка эффективности посещаемости веб-страниц сервера (Естр i), которая характеризует популярность страниц сервера. Опреде­ляется для каждой страницы как отношение посещений страни­цы (Sстр i) к общему количеству посещений сервера (S0):

Е стр i . = S стр i / S0 * 100%,

где г — наименование соответствующей страницы.

3. Количество повторных посещений (Рn). Этот показатель харак­теризует выполнение второй основной функции веб-маркетинга после первоначального привлечения посетителей на сервер, а именно достижение максимального числа повторных посещений сервера. Этот показатель определяется как величина, равная от­ношению общего количества посещений сервера (S0) к числу его посетителей (S):

 

Рn = S0 / S0

 

4.Эффективность баннерной рекламы (Е б i) зависит от числа посе­тителей, которые благодаря рекламе воспользовались баннером-ссылкой и перешли на веб-сервер фирмы. Величина показателя
определяется как отношение числа посетителей страницы, на которой размещен баннер (S б i) к числу «кликнувших» на него(S0):

 

Е б i=S б i/S0 * 100%

 

Рассмотренные показатели, характеризующие эффективность ис­пользования информационных технологий, не относятся к экономиче­ским. Если говорить о показателе экономической эффективности ис­пользования сетевых технологий, то известно, что этот показатель может быть определен как отношение результата, получаемого от их примене­ния, к затратам, необходимым для достижения данного результата.

Таким образом, экономическая эффективность (Е) может быть рас­считана следующим образом:

 

Е = Э / З,

 

где Э — экономия на издержках производства продукции и услуг, по­лучаемая за счет использования сетевых технологий в бизнесе, тор­говле, рекламе и т. п.;

З — затраты, имеющие место при использовании сетевых информационных технологий;

Разумеется, без капитальных вложений на использование в произ­водстве информационных технологий не обойтись ни одной фирме, которая хотела бы информационное преимущество перед конкурента­ми превратить в экономическое.

Эффективность затрат в условиях рыночной экономики может быть определена из уравнения:

 

где В{ — стоимостная оценка результатов использования сетевых тех­нологий в производстве;

С. — дополнительные эксплуатационные из­держки (расходы) при внедрении сетевых технологий в i-м периоде;

К; — единовременные капитальные затраты в i-м периоде (году);

N— число расчетных периодов (лет);

i — номер периода (года) полу­чения результатов от применения сетевых технологий;

г — расчетная процентная ставка, ставка дисконта для периода (года).

Определив или задав величины В. С. К; N можно рассчитать оценку эффективности применения сетевых технологий, которая будет опре­деляться величиной г.

Уравнение (4.1) можно заменить неравенством:

 

 

Если неравенство (4.2) соблюдается, то вкладывать средства в ис­пользование сетевых технологий целесообразно.

Оценка эффективности будет более точной, если в уравнение (4.1) ввести коэффициенты, учитывающие налоги на прибыль и инфляцию.

Таким образом, для определения экономической эффективности необходимо определить основные статьи затрат и снижения расходов за счет использования сетевых технологий.

Источники затрат можно разделить на единовременные капиталь­ные затраты и эксплуатационные расходы. К единовременным капи­тальным затратам можно отнести:

• инвестиции на первоначальный анализ и планирование;

• затраты на приобретение необходимого оборудования (например, веб-сервера);

• затраты на приобретение программного обеспечения;

• инвестиции на организацию линий связи и сопутствующее об­орудование;

• затраты на приобретение вспомогательного оборудования (на­пример, компьютерной техники для обновления информации на веб-сервере для выполнения функций по обеспечению работоспособности веб-сервера и др.);

• инвестиции на подготовку и переподготовку кадров, в случае если какие-либо функции по обеспечению работоспособности веб-сервера обеспечиваются внутренними ресурсами предприятия.

К эксплуатационным расходам относятся:

• заработная плата обслуживающего персонала;

• расходы на вспомогательные материалы;

• взносы за доменное имя;

• арендная плата за каналы связи;

• плата провайдеру за предоставление доступа к веб-серверу, за предоставление места на собственном сервере или за обслужива­ние веб-сервера предприятия в случае размещения его у провай­дера;

• амортизационные отчисления;

• дополнительные расходы в случае привлечения сторонних фирм для развития сервера, его дизайна, выполняемых функций;

• расходы на проводимые рекламные кампании и т. д.
Источники экономии зависят от выполняемых веб-сервером функ­ций.

При использовании электронных коммуникаций вместо традицион­ных снижаются расходы на печатные виды продукции, на телефонные разговоры и пересылку факсов. За счет предоставления необходимой информации обеспечивается предпродажная и послепродажная поддер­жка потребителей.

При этом следует учесть, что, кроме снижения затрат, присутствие фирмы в Сети может принести прибыль за счет:

• повышения имиджа торговой марки компании;

• продвижения товаров фирмы;

• привлечения новых потребителей;

• добавления нового канала распространения продукции;

• улучшения сервисного обслуживания текущих и потенциальных потребителей.

 

 


РАЗДЕЛ 3. МОДЕЛЬ НАЗНАЧЕНИЯ ЦЕН

____________________________________________

ТЕМА 1. ОЦЕНКА ПОТРЕБЛЕНИЯ: ТАРИФЫ И ЦЕНЫ В ИЭ

 

Цена в условиях рыночной экономики является важнейшим эконо­мическим параметром рыночной среды, с которым вынуждены счи­таться фирмы, предприятия, организации, действующие на информа­ционном рынке.

Основные виды цен на информационном рынке связаны с видами продукции и формами представления ее потребителям:

1. Для средств вычислительной техники и средств связи практику­ются:

• продажа в полную собственность (имеющая, в частности, ту особенность, что комплектность поставки делается под заказ, с комплектующими от разных производителей);

• сдача средств в аренду целиком или в повременной форме (ма­шинное время, время связи и т. п.);

• лизинг (особая форма сдачи во временное пользование);

• проектирование и изготовление специальных образцов техни­ки «под заказ» (в исключительных случаях).

2. Для программных изделий практикуются:

• продажа (в разных организационных формах и по различным видам цен);

• разработка на договорной основе «под заказ»;

• аренда вместе с техническими средствами.

3. Для информационных продуктов практикуются:

• продажа массово-тиражируемых продуктов (справочники, ти­повые БД на носителях и т. п.);

• продажа сделанного «под заказ» информационного продукта.

4. В перечень сервисных услуг можно включить:

• предпродажные услуги и услуги во время продажи;

• предоставление услуг в рамках гарантийного срока (формально бесплатно или с частичной оплатой);

• предоставление послегарантийных услуг по договору (за плату).
5. Для информационных услуг можно выделить следующие формы их продажи:.

• предоставление услуг на договорной основе (например, элект­ронная почта Relcom);

• предоставление услуг, формально бесплатных для потребите­ля (телетекст, рекламные издания и т. п.).

В соответствии с разнообразием форм предоставления потреби­телям продукции и услуг, очевидно, будут разнообразны и формы их оплаты.

В зависимости от степени регулируемости рынка цены могут быть:

• договорными (свободными), устанавливаемыми на основе пря­мого соглашения продавца и потребителя без каких-либо огра­ничений;

• лимитируемыми (регулируемыми), если продавец и потребитель вправе устанавливать цены по соглашению (договору), но не выше установленного предела. Такого рода ограничения обычно приме­няются по отношению к монополистам, занимающим на рынке до­минирующее положение;

• фиксированными, в тех случаях, когда государство (или иной упол­номоченный орган) устанавливает жесткий фиксированный уро­вень на тот или иной вид товаров или услуг в информационной сфере.

На рис. 3.1 и 3.2 приведены обобщенная схема движения информа­ционных продуктов и действующих видов цен, а также состав и струк­тура розничных цен.

Местные провайдеры
Региональные провайдеры
Пользователь

           
 
     

 

 

Оптовая цена трафика региональных провайдеров.
Розничные цены трафика местных провайдеров, тарифы
Оптовая цена трафика национальных провайдеров.

 

 

Рис.3.1. Обобщенная схема товародвижения информационных продуктов и действующих видов цен

Цена информационного продукта (услуги) в общем виде может быть представлена следующим соотношением:

Р= С1+С2.+ V+M,

где Р — цена продукта, услуги;

С1 — затраты предметов труда;

С2 — затраты, связанные с применением средств труда (амортизационные отчисления, обслуживание и ремонт);

V— затраты, связанные с исполь­зованием живого труда;

М — включенная в цену прибыль.

 

 

Трудоемкость Т Оплата затрат живого труда, V Чистая информационная продукция, ЧП = V + М
         
Себестоимость обработки информации, СО = С2 + V Условно-чистый информационный продукт (стоимость, добавленная обработкой) УЧП = С2 + V + М  
Себестоимость информационного продукта, СП = С1 + С1 + V

 

Рис. 3.2. Взаимосвязь экономических показателей в сетевой экономике

Естественно, для разных видов цен. каждая из составляющих слага­ется из соответствующих статей расходов и прибыли участников то­вародвижения информационных продуктов (см. табл. 3.1).

 

Таблица 3.1. Состави структура ценна информационную продукцию

 

(Национальный Провайдер) Предприятие (фирма) — производитель информационных продуктов (Региональный провайдер) Оптовый посредник Местный провайдер
себестои­мость издержки, ден. ед. прибыль предприятия, ден. ед. надбавка сбыта тори надбавка < >вая наценка)
        Издержки оптового сбыта, ден. ед. Прибыль оптового сбыта, ден. ед. Издержки торговли, ден. ед. Прибыль торговли, ден. ед.
Оптовая (отпускная) цепа предприятия-производителя информационных продуктов
   
Цена оптового посредника    
 
Розничная цена конечного провайдера

 

Существуют некоторые особенности (иногда закрепленные в норма­тивных документах) учета транспортных и складских расходов в соста­ве цены. В связи с этим цены могут различаться по видам франко, т. е. по месту сдачи товара отправителем и перехода ответственности за его дальнейшую судьбу к покупателю.

Практика налогообложения и взимания в пользу государства некото­рых видов платежей требует выделения в платежных документах кроме цен производителя (продавца) налога на добавленную стоимость, акци­за и других платежей, являющихся косвенными налогами.

Можно выделить 3 вида цен на продукцию сетевой экономики:

1) фактические, действующие в рассматриваемом периоде цены;

2) прогнозируемые цены, принятые при составлении плановых рас­четов, которые используются при разработке технико-экономи­ческих обоснований, бизнес-планов и т. п., ориентированных на применение информационных продуктов в различных сферах экономики. В этом случае цена определяется на основе действующих на данный момент цен с их последующей корректировкой с уче­том ожидаемого на планируемый период уровня инфляции, изме­нения факторов ценообразования (тарифы на энергию, стоимость перевозок, изменения в налогообложении и т. п.);

3) сопоставимые цены, если требуется оценить динамику производ­ства и продаж информационных продуктов и услуг в натураль­ном объеме.

С целью укрепления своих позиций на рынке многие провайдеры создают централизованные базы данных, которые объединяют данные, родственные по тематике, и снижают плату за их поиск или расценки на работу в ночное время. Совершенствуются также системы поиска путем перевода их в упрощенные режимы работы, организуется воз­можность получения дополнительных услуг, например системы опера­тивного заказа первоисточников на основе кооперации с библиотеками. Потребители получают возможность формирования и ведения лич­ных файлов, недоступных для других пользователей.

При предоставлении услуг диалогового доступа к базам данных в основ­ном используются лицензионные договоры, а в последнее время все более широкое распространение находит подписка. Четко выделилось 2 основных подхода к политике ценообразования в области предос­тавления числовых и текстовых данных.

Первый подход характеризуется схемой расчетов за услуги обра­ботки данных в режиме разделения времени, как правило, предусмат­ривающей:

• минимальную месячную подписку;

• время подключения к сети;

• использование ресурсов (для этого чаще всего применяется та­кой показатель использования ЭВМ, как CRU-Computer Resource Unit, представляющий собой комбинацию использования CRU, устройств ввода-вывода, дисковой памяти и т. д.);

• использование дисковой памяти в случае создания пользовате­лем персональных файлов.

Второй подход базируется на почасовой ставке, включающей опла­ту времени подключения к сети, объема использования баз данных и услуг телекоммуникаций. В случае библиографических баз данных, как правило, дополнительно взимается плата за найденные описания документов. В некоторых централизованных базах данных предусмат­ривается разовая оплата пароля для новых пользователей.

В последнее время предпочтение начинает отдаваться подписке и другим упрощенным вариантам оплаты, так как затраты на учет и ве­дение делопроизводства при использовании сложных схем весьма ве­лики. Цены на диалоговый доступ складываются из стоимости тарифа по предоставлению этого режима, стоимости использования баз дан­ных, услуг посредников, а также стоимости услуг передачи данных. Цены на диалоговый доступ постоянно растут. Рост цен в основном затрагивает популярные и широко используемые базы данных. Цены государственных баз данных растут в меньшей степени. Дело в том, что использование диалоговых услуг пока в основном осуществляет­ся в порядке выполнения служебных обязанностей, оплачивается из средств фирмы, и поэтому спрос не является эластичным по отноше­нию к изменению цены.

На цены услуг диалогового доступа, как правило, устанавливаются скидки, пропорциональные объему использования потребителем услуг диалогового доступа, которые могут достигать 7-32% от первоначаль­ной цены.