Сознание и самосознание
Проблема сознания тесно связана с проблемой самосознания. Многие философы до сей поры считают очевидным факт существования самосознания. Декарт в связи с этим еще заявлял, что каждый акт познания есть и акт самопознания. Четкое подтверждение: это отражено в книге Семена Франка: «Душа человека»: где четкое разделение на предметное сознание. При самопознании объектом познания — чувство, переживания, волевые импульсы. Здесь объектом сознания становится сам человек. Объект познания сливается с субъектом познания. Не субъективно-объектная природа уже, субъект познания самого себя. Обращение философов начинается с Сократа, с его максимы: «познай самого себя». Формирование самосознания невозможно без многих социальных факторов, без коммуникации, без отвлечения себя от других людей, соотнесения себя с этим миром, с жизненными позициями этого мира, невозможно… В итоге самосознания человек становится личностью, начинает осозновать себя как личность, как субъект предметно-практической и духовной деятельности человека. Речь идет, прежде всего, о марксистском понимании человека, человек осваивая действительность, познает себя одновременно, по всей видимости вне социально-культурной среды всякий процесс познания невозможен, без предшествующего опыта, всякое познание в этом смысле детерменированно, обусловлено социокультурной реальностью, оно осуществляется в социокультурной среде, оно детерменировано средой, то есть трудно говорить о Робинзоне, познающем этот мир вне социокультурной среды.
В данном случае человек рассматривается как чувственное существо, вне социума человек и существовать не может исходя из данной точки зрения.
Что касается источников сознания: этот вопрос в течение длительного времени был и остается предметом анализа философов, сложились различные стратегии исследования вопроса об источниках сознания: реалистическая, объективно-идеалистическая, вульгурно-материслитческая, феноменологическая.
Реалистическое (натуралистическое направление). Оно сосредоточено на выявлениях связей сознания с материально-существенном субстратом. Здесь мышление подобно процессу выделение печени желчью. Подобн тому, как печень вырабатывае желчь, мозг человека вырабатыает мысли.
Объективно-идеалистический подход. Данный подход нацеливает на объяснение структур и самих компонентов сознания, независимых от мозга, но определяемых неким духовным фактором. Представители подхода упираются в социо-культурную доминанту сознания.
Филофско-реалистическое направление: известные и неизвестные науки факторов, обуславливающих содержания сознания: факторы множества. Первый фактор представляет собой внешние предметы, духовный мир, социальные явления. Отражается сознания человека в виде чуственных и понятивных образов. Это первая компонента… В качестве второго фактора может выступить социокультурная среда, общие понятия, этические, социальные идеалы, правовые нормы, стереотипы. Здесь все накопленные знания человека являются средством и способом, а также и формой познавательной мысли человека. В качестве третьего фактора и источника сознания выступает весь духовный мир человека, собственный опыт переживания, существования. Четвертый источник сознания: мозг человеческий как макроструктурная природа человека, состаящая из множества нейронов, на клеточно-тканевом уровне. Говоря о данном уровне организации материи, становится возможной рефлекторная деятельность человека, познавательная деятельность человека. О физиологических состояниях мозга, которые так или иначе воздействуют на фактор и характер восприятия самого мира. В связи с этим неслучайно говорят, что состояние любви — химическое состояние мозга. Гипотетически предполагают, что в качестве источника сознания могут выступить космические и информационные поля, поля, одним из звеньев которых является человеческое сознание, речь идет о множестве теорий информационного поля земли, информационного пространства земли, информационной реальности, что на данный момент времени недоказано, но определенное влияние некого поля космического на сознание человека еще пытались выявить древние, речь идет о той же системе. Психическая энергия заразна, вирусная энергия, заражает массы, зачаровывает.