Определение организационных потребностей

Организационные потребности следуют непосредственно из проблем организации и целей, которые она стремится достичь. Проблемы и цели могут быть связаны с управлением, производством продукции, экономикой, персоналом или технологией. Вопросы, касающиеся определения целей, потребностей и ожидаемых результатов, приведены ниже. Определение потребностей должно выполняться в сочетании с обзором рынка CASE-средств, поскольку информация о технологиях, доступных на рынке в данный момент, может оказать влияние на потребности.

Цели организации

Цели организации играют главную роль в определении ее конкретных потребностей и ожидаемых результатов. Для их понимания необходимо ответить на следующие вопросы:

· намерение организации использовать CASE-технологию для помощи в достижении определенных целей или ожиданий (например, определенного уровня CMM или сертификации в соответствии с ISO 9001);

· восприятие CASE-технологии как фактора, способствующего достижению стратегических целей организации;

· наличие у организации собственной программы совершенствования процесса разработки ПО;

· восприятие инициативы внедрения CASE-технологии как части более широкомасштабного проекта по созданию среды разработки ПО.

Потребности организации

Определение потребностей организации, связанных с использованием CASE-технологии, включает анализ целей и существующих возможностей. После того, как все потребности организации определены, каждой из них должен быть присвоен определенный приоритет, отражающий ее значимость для успешной деятельности организации. Если потребности, связанные с CASE-технологией, не обладают высшим приоритетом, имеет смысл отказаться от ее внедрения и сосредоточиться на потребностях с наивысшим приоритетом.

Целесообразно построить матрицу соответствия потребностей организации возможностям основных CASE-средств. Составление такой матрицы требует определенного уровня знаний рынка CASE-средств. В конечном счете, каждая функция или возможность средства должна точно соответствовать некоторой потребности с определенным приоритетом.

Определению потребностей организации могут помочь ответы на следующие вопросы:

· каким образом продуктивность и качество деятельности организации сравниваются с аналогичными показателями подобных организаций (к сожалению, многие организации не располагают данными для такого сравнения);

· какие процессы ЖЦ ПО дают наилучшую (и, соответственно, наихудшую) отдачу; существуют ли конкретные процессы, которые могут быть усовершенствованы путем использования новых методов и средств.

Ожидаемые результаты

С внедрением CASE-средств обычно связывают большие ожидания. В ряде случаев эти ожидания оказываются нереалистичными и приводят к неудаче при внедрении.

Составление реалистичного перечня ожидаемых результатов является трудной задачей, поскольку он может зависеть от таких факторов, как тип внедряемых средств и характеристики внедряющей организации.

Ряд потенциально реалистичных и нереалистичных ожидаемых результатов, связанных с организацией в целом, пользователями, планированием, анализом, проектированием, разработкой и затратами, приведен ниже. Практически невозможно, чтобы в процессе одного внедрения CASE-средств были достигнуты все положительные результаты. Тем не менее, любая организация может выработать собственный подход к ожидаемым результатам, имея в виду, что данный перечень является всего лишь примером.

Реалистичные ожидания:

· повышение внимания к планированию деятельности, связанной с информационной технологией;

· поддержка реижиниринга бизнес-процессов;

· долговременное повышение продуктивности и качества деятельности организации;

· ускорение и повышение согласованности разработки приложений;

· снижение доли ручного труда в процессе разработки и/или эксплуатации;

· более точное соответствие приложений требованиям пользователей;

· отсутствие необходимости большой переделки приложений для повышения их эффективности;

· улучшение реакции службы эксплуатации на требования внесения изменений и усовершенствований;

· повышение качества документирования;

· улучшение коммуникации между пользователями и разработчиками;

· последовательное и постоянное повышение качества проектирования;

· более высокие возможности повторного использования разработок;

· кратковременное возрастание затрат, связанное с деятельностью по внедрению CASE-средств;

· последовательное снижение общих затрат;

· улучшение прогнозируемости затрат.

Нереалистичные ожидания:

· отсутствие воздействия на общую культуру и распределение ролей в организации;

· понимание проектных спецификаций неподготовленными пользователями;

· сокращение персонала, связанного с информационной технологией;

· уменьшение степени участия в проектах высшего руководства и менеджеров, а также экспертов предметной области, уменьшение степени участия пользователей в процессе разработки приложений;

· немедленное повышение продуктивности деятельности организации;

· достижение абсолютной полноты и непротиворечивости спецификаций;

· автоматическая генерация прикладных систем из проектных спецификаций;

· немедленное снижение затрат, связанных с информационной технологией;

· снижение затрат на обучение.

Реализм в оценке ожидаемых затрат имеет особенно важное значение, поскольку он позволяет правильно оценить отдачу от инвестиций. Затраты на внедрение CASE-средств обычно недооцениваются. Среди конкретных статей затрат на внедрение можно выделить следующие:

· специалисты по планированию внедрения CASE-средств;

· выбор и установка;

· учет специфических требований персонала;

· приобретение CASE-средств и обучение;

· настройка;

· подготовка документации, стандартов и процедур использования средств;

· интеграция с другими средствами и существующими данными;

· освоение средств разработчиками;

· технические средства;

· обновление версий.

Важно также осознавать, что улучшение деятельности организации, являющееся следствием использования CASE-технологии, может быть неочевидным в течение самого первого проекта, использующего новую технологию. Продуктивность и другие характеристики деятельности организации могут первоначально даже ухудшиться, поскольку на освоение новых средств и внесение необходимых изменений в процесс разработки требуется некоторое время. Таким образом, ожидаемые результаты должны рассматриваться с учетом вероятной отсрочки в улучшении проектных характеристик.

Каждая потребность должна иметь определенный приоритет, зависящий от того, насколько критической она является для достижения успеха в организации. В конечном счете, должно четко прослеживаться воздействие каждой функции или возможности приобретаемых средств на удовлетворение конкретных потребностей.

Результатом данного действия является формулировка потребностей с их приоритетами, которая используется на этапе оценки и выбора в качестве "пользовательских потребностей".