Применение НД

 

НД применяют на всех стадиях жизненного цикла продукции, выполнения процесса или оказания услуги, а именно проектирования, изготовления, реализации, установки (монтажа), эксплуатации (применение, ремонт, техническое обслуживание и т.п.), хранения, транспортировки и утилизации продукции.

Национальные НД применяют субъекты хозяйствования независимо от форм собственности и подчиненности, на деятельность которых или ее результаты распространяются эти документы.

Стандарты организаций применяют субъекты хозяйствования сферы управления органа, который их принял, и их предприятия-смежники, а также другие субъекты хозяйствования, на деятельность которых или ее результаты распространяется действие указанных НД, при условии получения согласия на их применение от органов власти, который их принял.

Стандарты общественных организаций, научных, научно-технических и инженерных обществ и союзов и ТУУ может применять любой субъект хозяйствования при условии получения согласия на их применение от владельца указанных НД на договорных или иных началах. Договоры или соглашения о применении НД нужно заключать согласно актам действующего законодательства Украины.

Для нужд экспорта субъектам хозяйствования разрешено прямое применение НД международных или региональных организаций по стандартизации, членом которых является Украина, а также других международных организаций, за которыми признано право принимать НД Генеральным соглашением по тарифам и торговле Всемирной торговой организации, если требования этих НД не противоречат действующему законодательству Украины в части требований к процессу изготовления продукции, ее хранения и транспортировки на территории Украины. При этом субъект хозяйствования должен предоставить Государственному комитету Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики информацию о прямом применении международных или региональных НД для возможного принятия их через национальные НД. Чтобы выполнять процесс, предоставлять услуги или производить продукцию на экспорт субъектам хозяйствования разрешено применять НД других стран, если это указано в договоре (контракте) на поставку. Заказчик предоставляет НД, указанные в договоре (контракте), и он является солидарно ответственным по соблюдению международно признанного законодательства в сфере защиты авторских прав и прав на интеллектуальную собственность, что нужно указать в договоре (контракте) на поставку. В случае поставки продукции, выполнения процесса или оказания услуги при перечисленных условиях субъект хозяйствования должен соблюдать действующее в Украине законодательство и требования НД, обязательные для выполнения.

Принятие международного стандарта через национальный нормативный документ – издание национального нормативного документа на основе соответствующих международных стандартов или подтверждение, что международный стандарт имеет такой же статус, что и национальный нормативный документ, с указанием всех отклонений международного стандарта.

Применения международного стандарта может быть прямым или опосредованным. Прямое применение международного стандарта – применение международного стандарта независимо от принятия его через любой другой нормативный документ. Опосредованное применение международного стандарта – применения международного стандарта через другой нормативный документ, в состав которого входит указанный стандарт.

Классификация НД Классификатор нормативных документов ДК 004 является составной частью государственной системы классификации технико-экономической и социальной информации. Он предназначен для использования в качестве структуры для каталогов международных, региональных и национальных стандартов и других НД по стандартизации, а также в качестве основы упорядочения систем международных, региональных и национальных стандартов. ДК 004 используется и для классификации стандартов и НД в базах данных, библиотеках и др. ДК 004 гармонизирован с Международной классификацией стандартов (ICS), принятой ISO.Международная классификация стандартов (ICS) обеспечивает через использование числовых кодов легкость общения между пользователями и разработчиками стандартов во всем мире независимо от языка. Международная классификация стандартов обеспечивает также модельную структуру каталогов стандартов и систем с установленным порядком.Объектами классификации ДК 004 являются:1) государственные стандарты Украины (ДСТУ);2) отраслевые стандарты Украины (ГСТУ);3) технические условия Украины (ТУУ);4) международные стандарты (ISO, IEC);5) межгосударственные стандарты (ГОСТ).Признаками классификации являются области стандартизации – первый уровень классификации – и объекты стандартизации – второй уровень классификации с последующей детализацией на третьем уровне.Классификация – иерархическая, трехуровневая. Каждый следующий уровень классификации не меняет значения предыдущих уровней.Структура кода ХХ .ХХХ .ХХКласПідкласГрупа Первый уровень классификации (класс) имеет двузначный цифровой код. Важные коды:01 Общие положения. Терминология. Стандартизация. Документация07 Математика. Естественные науки17 Метрология и измерения. Физические явления19 Испытания29 Электротехника31 Электроника33 Телекоммуникации.Второй уровень классификации (подкласс) состоит из кода класса и трехзначного кода подкласса, разделенных точкой. Например, 31.040 Резисторы.Третий уровень классификации (группа) состоит из кода подкласса и двузначного кода группы, разделенных точкой. Например, 31.040.10 Постоянные резисторы.Под названием классификационных группировок может быть даны примечания или ссылки, помеченные звездочкой.Стандарты, классифицированные по этой классификации, могут быть включены сразу в нескольких подклассов и групп.Если стандарт полностью охватывает объект подкласса, который делится на группы, то этот стандарт будет классифицирован по названию подкласса.Классификатор ДК 004 имеет алфавитный указатель и таблицу соответствия кодов кодам универсальной десятичной классификации (УДК). Информационное обеспечение работ в сфере стандартизации Вся информация относительно процедур разработки стандартов должна быть доступна через ISONET.ISONET – это справочная сеть (в настоящее время она установлена в 61 стране, имеет 5 международных филиалов), которая распространяет информацию на территории, где она внедрена, о стандартах, технических регламентах и информационно-справочных материалах, включая материалы по сертификации. Информационный Центр ISO/IEC в Женеве является центром предоставления информации о стандартах и информационно-справочных материалах международного характера, который работает для запрашивающего из тех стран, которые не имеют национального информационного центра ISONET.Каждый информационный центр ISONET может отсылать запрашивающего в любой другой информационный центр, в территориальную или функциональную компетенцию которого относится вопрос и который должен пытаться ответить на этот вопрос.Система организована и функционирует в соответствии с правилами работы ISONET в целом. В связи с этим соответствующие правила существуют для различных функций документирования, например, индексация стандартов и т.п., а они, в свою очередь, связаны с последней версией Международной классификации стандартов ISONET (IСS).Орган-член ISO в любой стране или международная или региональная организация по стандартизации должен определить свой центр ISONET и представителя, которому надо подавать справки о стандартизации.Кодировку стадий разработки, базирующуюся на системе идентификации стадий ISO/IEC, сейчас широко использует ISONET. Эти стадии следующие:1) стадия, когда принимают решение о разработке или пересмотре стандарта;2) стадия, когда работа уже началась, но период подачи замечаний еще не начался;3) стадия, когда период поступления замечаний начался, но еще не истек;4) стадия, когда поступления замечаний закончено, но стандарт еще официально не принят;5) стадия, когда стандарт принят официально.В Украине информационные услуги предоставляют публикацией официальных текстов стандартов, кодексов установившейся практики, классификаторов, каталогов, списков, информационных и справочных изданий, а также их распространением информационными сетями с разрешения центрального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в инициативном порядке и на заказ пользователей.Информационное обеспечение работ в сфере стандартизации осуществляют согласно действующему законодательству, ДСТУ 1.2, ГОСТ 1.13, ДСТУ ISO/IEC Guide 59, «Соглашением о технических барьерах в торговле» и «Положению о Национальном фонде нормативных документов».Центральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации через национальный фонд нормативных документов и национальный центр международной информационной сети ISONET WTO обеспечивает пользователей информацией о:1) технических регламентах по подтверждению соответствия и другие информационно-правовых актах, устанавливающих требования к продукции, процессам или услугам;2) национальных нормативных документах;3) НД международных и региональных организаций, членом которых является Украина и центральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации которых представляет интересы Украины;4) официальных библиографических и информационных изданиях международных и региональных организаций;5) международных договорах Украины по вопросам стандартизации, метрологии, оценки соответствия и аккредитации в сфере технического регулирования;6) национальных стандартах других государств;7) технических комитетах стандартизации;8) официальных информационных и библиографических изданиях центрального органа исполнительной власти в сфере стандартизации;9) информационных изданиях других фондов нормативных документов, утвержденных в установленном порядке.Информационное обеспечение необходимо осуществлять, используя современные программно-технические средства сбора, обработки, передачи и воспроизведения информации.Основные задачи международного сотрудничества в сфере стандартизации:1) сблизить и гармонизировать национальную стандартизацию Украины с международными и региональными системами, национальными системами стандартизации других стран;2) совершенствовать и развивать Национальный фонд НД Украины, применяя международные, региональные и национальные стандарты других стран, а также систематизируя, обобщая и максимально используя достижения научно-технического прогресса;3) улучшать нормативное обеспечение торгового, экономического и научно-технического сотрудничества Украины с другими странами и ее участие в международном разделении труда, в частности, решая проблемы классификации, терминологической и информационной совместимости стандартов;4) обеспечивать защиту интересов Украины при разработке международных и региональных стандартов;5) обеспечивать единство измерений;6) обеспечивать взаимное признание результатов испытаний продукции и оценки соответствия.Для содействия международной торговле стандарты надо преподавать так, чтобы они отвечали потребностям рынка и способствовали развитию свободной торговли в широких географических и экономических рамках. Стандарты не должны быть изложены так, чтобы препятствовать международной торговле или сдерживать ее.Стандарты не должны быть ни средством фиксирования цен, ни средством избегания конкуренции или сдерживания торговли в большей степени, чем предусмотрено соответствующими техническими регламентами, или иными ведомственными регламентами, или местными административными актами совместимости, защиты окружающей среды, здоровья и безопасности.Если международные стандарты существуют или находятся на стадии завершения, то они или их части должны быть использованы в качестве основы для соответствующих национальных или региональных стандартов, за исключением тех случаев, когда такие международные стандарты или их соответствующие части неэффективны или нецелесообразны, например, из-за недостаточного уровня защиты, климатических или географических особенностей или значительных технологических проблем.Стандарты нужно излагать так, чтобы их нельзя было использовать с целью введения в заблуждение потребителей и пользователей продукции, процессов и услуг, которых касаются стандарты.Стандарты не должны быть изложенными или принятыми так, чтобы в них было отдано предпочтение продукции на основании места ее изготовления в, работе с региональной стандартизацией – региональным интересам.Чтобы не создавать ограничений для технического развития, в стандартах, где это возможно, следует отдавать предпочтение эксплуатационным характеристикам перед конструкционными или внешним видом.Административные требования, связанные с установлением соответствия, знаками соответствия или другими нетехническими отметками, нужно подавать отдельно от технических требований и требований к эксплуатационным характеристикам.В проектах стандартов объект стандартизации не должен быть запатентованным объектом, если только это не обусловлено техническими причинами, и правообладатель соглашается дать официальное разрешение заинтересованному претенденту, где бы он ни жил.Знак соответствия Центральный орган исполнительной власти по вопросам стандартизации имеет право устанавливать знак соответствия продукции национальным стандартам.Национальный знак соответствия продукции национальным стандартам – знак, который удостоверяет соответствие обозначенной им продукции всем требованиям стандартов, распространяющихся на эту продукцию.Описание и правила применения национального знака соответствия продукции национальным стандартам устанавливаются центральным органом исполнительной власти по вопросам стандартизации. Соответствие продукции национальным стандартам добровольно подтверждается в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти по вопросам стандартизации.Согласно ДСТУ 2296-93 «Національний знак відповідності. Форма, розміри, технічні вимоги та правила застосування» установлены следующие изображения знака соответствия:- для продукции, которая отвечает обязательным требованиям нормативных документов и требованиям, предусмотренным действующими законодательными актами Украины, по которым установлено обязательную сертификацию, – рис. 11.1 а);- для продукции, которая отвечает всем требованиям нормативных документов, распространяющихся на данную продукцию, – рис. 11.1 б).
 
 

а) б)Рисунок 11.1 – Знак соответствия продукции национальным стандартам

 

Знак соответствия, изображенный на рис. 11.1 б), применяется также для обозначения продукции, не подлежащей обязательной сертификации, однако сертифицированной по инициативе производителя (исполнителя), продавца (поставщика) или потребителя продукции (добровольная сертификация).

Ответственность за несоблюдение обязательных требований национальных НД

 

В государственных стандартах бывшего СССР неизменно присутствовала запись: «Несоблюдение стандарта преследуется по закону». Сейчас в государственных стандартах Украины таких приписок нет. Однако эти стандарты содержат рекомендуемые и обязательные положения, а последние подлежат безусловному выполнению органами государственной исполнительной власти, всеми предприятиями, учреждениями и гражданами-субъектами предпринимательской деятельности.

К обязательным требованиям относятся:

- требования, обеспечивающие безопасность продукции для жизни, здоровья и имущества граждан, ее совместимость и взаимозаменяемость, охрану окружающей природной среды и требования к методам испытания этих показателей;

- требования техники безопасности и гигиены труда;

- метрологические нормы, правила, требования и положения, которые обеспечивают достоверность и единство измерений.

Государственный надзор за соблюдением субъектами хозяйствования требований НД, обязательность которых установлена техническими регламентами и действующим законодательством, осуществляют на стадиях проектирования, изготовления, реализации, монтажа, эксплуатации, хранения, транспортировки и утилизации продукции, выполнения процесса или оказания услуги.

Надзор осуществляет Госпотребстандарт Украины и его территориальные органы – центры стандартизации, метрологии и сертификации.

Разработана система ответственности и наказаний за невыполнение обязательных требований и правил стандартов. Приведем в качестве примеров некоторые наказания за невыполнение регламентируемых стандартами норм:

- за выпуск, реализацию продукции, которая вследствие нарушения требований стандартов, норм и правил является небезопасной для жизни, здоровья и имущества людей и окружающей среды, предприниматель выплачивает штраф в размере 100 % стоимости выпущенной или реализованной продукции;

- за реализацию на территории Украины импортной продукции, которая не отвечает требованиям стандартов, нормам и правилам, действующих в Украине, относящихся к безопасности для жизни, здоровья, имущества людей и окружающей среды, предприниматель выплачивает штраф в размере 50 % стоимости реализованной продукции;

- за передачу заявителю или в производство и использование конструкторской, технологической и проектной документации, не отвечающей требованиям стандартов, нормам и правилам качества продукции и технологических процессов, разработчик этой документации выплачивает штраф в размере 25 % стоимости разработки.

Выплата штрафа не освобождает предпринимателя от обязанностей погашения убытков потребителям продукции, которые возникли вследствие нарушения стандартов, норм и правил.

За невыполнение требований стандартов, норм и правил в техногенных опасных отраслях производства, кроме отраслей, связанных с изготовлением и использованием грузоподъемного оборудования существует суровая уголовная ответственность. Так, статья 219 Уголовного Кодекса Украины предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил проведения строительных работ, а также за нарушения правил эксплуатации строительных механизмов:

- если оно причинило вред здоровью людей или заведомо могло привести к людским жертвам или другим тяжелым последствиям, лишение свободы или исправительные работы до 1 года;

- если оно привело к людским жертвам, лишение свободы до 5 лет или исправительные работы до 2 лет.