Экономические концепции и исторические этапы формирования ЭП


Дата добавления: 2014-01-11; просмотров: 6; лекция была полезна: 0 студентам(у); не полезна: 0 студентам(у).
Опубликованный материал нарушает авторские права? сообщите нам...

На становление и развитие ЭП в современном понимании повлияли сдедующие экономические концепции и школы:

Меркантилисты XVII в. - основатели нормативной экономической теории считали, что только детальное руководство со стороны правительства способно обеспечить порядок в хозяйственной сфере. Они считали, что только государство способно обеспечить социальную справедливость. Однако, с утверждением свободной конкуренции положения меркантилистов отошли на второй план.

Представители более позднего периода - физиократы - не разделяли мнения меркантилистов и выдвинули принцип laisser faire, означающий требование свободы, торговли в первую очередь. Главная забота государства, с точки зрения физиократов, - защита так называемого естественного права, основой которого является частная собственность.

Классическая экономика предусматривала ограниченное государственное вмешательство, на первый ан выходят рынок и "свобода выбора". Однако, свобода выбора предполагает защищенное законом (государством) право частной собственности самостоятельность принятия решений. Таким образом, в XVII - XIX в.в. экономическая роль государства сводилась к охране прав частной собственности. Был выдвинут тезис о том, что государство - это "ночной сторож частной собственности".

Представители неоклассического направления, создавшие теорию рыночного равновесия и сформулировавшие закономерности оптимального режима хозяйствования, стояли на позициях саморегулирования рыночной системы. Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней, более того, вредной.

Нелиберальная концепция экономической политики основана на классической экономике. Она отстаивает принципы невмешательства государства в хозяйственную деятельность и участие государства только в защите "конкурентного хозяйства". Один из ее основателей В. Ойкен.

XX век был ознаменован почти повсеместным укреплением экономического присутствия государства. Джон Кейнс считал, что экономика может быть предоставлена самой себе. Экономическая политика - это государственное регулирование, которое стимулирует склонность к потреблению, воздействует на предельную эффективность капитала и норму процента, а через них - непосредственно на занятость и национальный доход. Кейнс отдает предпочтение денежно-кредитной и налоговой политике, а к огосударствлению относится скептически. Кейнсианская экономическая политика вплоть до 70-х годов была ведущей в странах Запада. Милтон Фридмен основывается на "нормативной политической деятельности", которая базируется на позитивных экономических знаниях. Фридмен основывается на взаимодействии экономики и политики. Экономическая свобода является необходимым, но недостаточным условием я политической свободы. Политическая свобода, в свою очередь, нужна для обеспечения свободы экономического выбора в долгосрочном плане.

Многие альтернативные кейнсианству направления экономической политики послевоенного периода также выступали за проведение широких правительственных программ. Скандинавская концепция «государства всеобщего благоденствия» - шведская модель ЭП опиралась на теорию стокгольмской школы (К. Викселль, Э. Линдаль, Гуннар Мюрдаль (1898-1987), Бертиль Улин (1899-1979), Эрик Лундберг (1907—1987)), достаточно близкой по своим выводам кейнсианству. Эта школа также исходила из неравновесности экономической системы, предлагала методы макроэкономического регулирования экономики (в основном денежно-кредитные), ввела тезис о необязательности ежегодной сбалансированности государственного бюджета, а также об обязанности государства обеспечить своим гражданам определенный уровень благосостояния, в частности за счет проведения социальной политики.

Французский дирижизм. Во Франции преобладала политика дирижизма, которая подразумевала еще более существенное вмешательство государства в экономику, чем кейнсианство. Рецепты этой политики были отчасти выработаны в рамках институционального направления, которое доминировало здесь в послевоенный период. Принципиальным отличием политики дирижизма от кейнсианства является то, что дирижизм, наравне с требованиями антициклического регулирования, возлагает на государство задачу по обеспечению «гармонизированного роста» (концепция Франсуа Перру (1903—1987)). Эта задача включает в себя институциональное преобразование экономики, создание или поддержку тех экономических структур («полюсов роста»), которые играют определяющую роль в развитии всей экономики. В результате одной из специфических черт французского дирижизма стало широкое использование методов индикативного планирования.

Монетарная концепция сосредоточена на антиинфляционных мероприятиях экономической политики, регулировании объема денежной массы т.п. Монетаристы считают, что единственная сфера вмешательства государства - денежное обращение. Функцией государства является контроль за темпами роста предложения денег, который должен соответствовать темпам реального экономического роста и ожидаемой инфляции.

Все вышеуказанные направления способствовали определению исторических этапов в формировании экономической политики:

1. 1 этап (середина XIX в.- 20-е гг. ХХ в.) – экономические процессы XVIII-XIX вв. создали качественно новую основу для взаи­мосвязи ряда социально-экономиче­ских процессов, в частности, между рыночным и государственным механизмами. Развитие хо­зяйственной системы вынуждало к усилению поддерживающих и корректирующих мер го­сударства. Задачей последнего стало создание соответствующей инфраструктуры, т.е. обес­печение системой институтов, правовых норм и общественных благ внутренней и внешней безопасности экономического развития, ус­тойчивости национальной валюты.

2. 2 этап (30-е – конец 50-х гг. ХХ в.) – государство резко расширило систему мер инфраструктур­ного характера. Но главное, чего потребовало новое качество рыночного механизма, – на­хождения способов внешней его коррекции. Коррекции, обусловленной выявившейся огра­ниченностью возможностей саморегулирова­ния этого механизма.

3. 3 этап (60-е.-середина 80-х гг. ХХ в.) – повышение емкости внутреннего рынка государств и становление подлинно мирового хозяйства способствовал увеличению роли стабильности денежного обращения в обеспечении макроравновесия, что вызвало необходимость опосредованного вмешательства (посредством регулирования денежного обращения) государства в деятельность субъектов рыночной экономики.

4. 4 этап (конец 80-х – по наст.время) – постепенно происходит процесс взаимопроникновения государства и рынка, государство становится субъектом рынка, следовательно, оно наделяется регулирующими функциями, в рамках которых оказывает влияние на деятельность субъектов рынка.

Исходя из выше изложенного следует отметить, что:

1. Экономическая политика всегда испы­тывает на себе определяющее воздействие двух факторов: постоянно меняющейся хозяй­ственной ситуации и уровня экономического мышления. Эти факторы взаимосвязаны, но обладают относительной самостоятельностью. С развитием общества экономическое мыш­ление неизбежно модифицируется, поскольку иными становятся представления о ценностях. В связи с этим даже традиционные задачи не­редко решаются с новых позиций.

2. Практика, сложившаяся в развитых стра­нах, показывает, что эффект экономической политики выше в том случае, когда она увязана с реалиями данной страны: учтены политический расклад сил, производственно-техниче­ский потенциал, состояние социальной струк­туры, институциональный порядок общегосу­дарственного и местного управления и тд.

3. Экономическая политика является ре­шающим средством поддержания политичес­кого курса страны.