Французская философия Просвещения (18 в.), как апофеоз рациональной философии Нового времени


Дата добавления: 2014-01-11; просмотров: 23; лекция была полезна: 0 студентам(у); не полезна: 0 студентам(у).
Опубликованный материал нарушает авторские права? сообщите нам...

Французская философия Просвещения (18 в.)

Субъективный идеализм Дж. Беркли, агностицизм Д. Юма

Социально-политические концепции Т. Гоббса и Дж. Локка

Основные черты философии Нового времени

Некоторые эксплуатационные характери­стики стали после обработки в СОТС на поли­мерной основе

Для достоверной оценки качества предложенной добавки к СОТС необходимы данные о ее влиянии на работоспособность изделий в эксплуатации, обработанных с ее применением.

Важной характеристикой для оценки работоспособности детали машин является, как известно, циклическая трещино-стойкость. Испытания показали, что скорость развития трещин в высокопрочной стали (9ХС после закалки) практически не­чувствительна к типу СОТС во всем исследуемом диапазоне. Это связано с небольшой глубиной залегания фи­зико-механических изменений металла, а трещиностойкость характеризует скорее материал, чем образец. В случае ото­жженной стали обнаружено влияние полимерсодержащей сре­ды на трещиностойкость, которая проявилась в по­вышении сопротивления припороговому росту трещин, при этом уровень порогового коэффициента интенсивности напря­жений возрос на 19%.

 

 

2. Ф. Бэкон и Р. Декарт: рассуждения о методе познания

 

Основные черты философии Нового времени:

1. Зарождение и развитие капитализма – бурное развитие экономики, техники;

2. Изменение сознания и мировоззрения людей. Начало эпохи научной революции.

3. Бурное развитие математики, механики; в них виделся ключ к тайнам мироздания.

Огромное влияние на эпоху оказали научные открытия:

А) обоснование гелиоцентрической картины мира (Галилео Галилей):

– Земля – не центр вселенной, а песчинка в мироздании;

– Вселенная, природа – не Божья тайна, но механизм, который необходимо исследовать на языке математики;

Б) Открытие И. Ньютоном закона Всемирного тяготения и др. законов механики;

В) Начало экспериментального естествознания – наука встала на службу людям.

4. Философия данной эпохи основана на углубленном изучении природы.

5. Цель науки и философии виделась не в постижении величия Божия, а в изучении и преобразовании природы на благо человека, умножении власти человека над природой.

Наука может все! – этот лозунг ярче всего характеризует эпоху Нового времени.

Одна из ключевых проблем данной эпохи – путь познания мира. В зависимости от того, какому началу в постижении мира отдавать предпочтение (чувственному или рациональному), выделилось два направления мысли:

1. Эмпиризм, сенсуализм: Ф. Бэкон Т. Гоббс, Дж. Локк Беркли, Юм;

2. Рационализм: Р. Декарт Спиноза, Лейбниц Философия Просвещения.

 

Эмпиризм Ф. Бэкона (1561 – 1626) (работа «Новый органон»).

Девиз философа – «Знание – сила».

Чтобы переориентировать науку на благо человека, по мысли Ф. Бэкона,нужно перестроить ее здание – необходимо осуществить 2 вида работ

1 – критическая:

– необходимо разрушить 4 «идола» (превратные представления о действительности):

а) Идолы рода (ошибки, основанные на том, что человек переносит на природу собственные свойства;

б) Идолы пещеры (искажение представлений об окружающей действительности, основанные на субъективном ее восприятии);

в) Идолы рынка (ошибки, вызванные использованием ходячих представлений человека о мире, без из критического восприятия);

г) Идолы театра (слепое следование авторитетам; различные философские системы – это спектакли на театральной сцене).

Необходимо подвергнуть критике схоластическую философию, ибо она абстрактна, сосредоточена на словах, оторвана от действительности. Из общих положений выводит частные следствия.

Отсюда Ф. Бэконвыводит теорию двойственной истины:

1) Теологические – богопознание, основанное на вере, откровении;

2) Философские – изучение законов природы.

 

2-я работа – позитивная

Здесь речь идет о создание Ф. Бэкономсобственного метода. Познание, по его убеждению, прежде всего – отображение внешнего мира в сознании человека. Из этого следует эмпиризмФ. Бэкона: познание, основанное на эксперименте, опыте.

Начало постижения мира – чувственное познание, которое затем должно проверяться опытом и дополняться. Опыт – самое лучшее из доказательств.

Но Ф. Бэконне был крайним эмпириком – он различал 2 вида опытов:

1) плодоносный (приносит практические плоды);

2) светоносный (непосредственные теоретические исследования в целях более глубокого познания предметов).

Главный метод познания для него – индукция: на основе единичных опытов делаются затем обобщения.

 

Рационализм Р. Декарта (1596 – 1650) (работа «Рассуждения о методе»)

Сходство с Ф. Бэконом в том, что Декарт цель научного познания также видел во власти человека над природой.

Но он предлагает принципиально иной – рационалистический методнаучного познания.

Основа познания, считает Р. Декарт, – не опыт, а деятельность ума. Опыт предлагается им в качестве проверки выводов разума. Разум направляет и сами опыты.

Рационализм основан на общей математизации познания (Р. Декарт был великим математиком). Математика – наука о порядке и мере, царящих в природе, может привести к твердым достоверным данным. Налицо – механицизм в подходе к миру, человеку, обществу.

Суть метода сводится к 2 положениям:

1) Познание отталкивается от интеллектуальной интуиции (отчетливое, простое, не вызывающее сомнения представление).

2) Из этого представления методом дедукции разум выводит следствия.

Задача – сформулировать исходный принцип, из которого методом дедукции можно логически вывести все остальные понятия философской системы.

Подвергнув сомнению все, он хотел избавить людей от ложных представлений. Вопрос об исходных идеях (основе интеллектуальной интуиции) им решается теологически. Всемогущий Бог, создав человека, вложил в него изначальное знание, свет разума: Идею Бога, идею чисел, общие суждения («из ничего ничего не происходит») и т.д.

Постулат «я мыслю», по его убеждению, – основа единого научного метода, основа последовательного углубления, расширения познания, не зависящего от случайностей.

Он предлагает правила познания:

1) принимать за истинное очевидное;

2) каждую сложную вещь делить на составляющие, доходя до очевидных вещей (анализ);

3) в познании идти от элементарных вещей к более сложным (синтез);

4) в процессе познания не пропускать ни одного звена (последовательность).

Роль Ф. Бэкона и Р. Декарта:

– Заложили основы методологии познания (философию с проблем онтологии переключили на проблемы гносеологии);

– Разбили действительность на субъект и объект познания.