АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ ИНТЕРЬЕРА.
А. Родченко. Оборудование клуба. 1925 г.
В.Гропиус. Интерьер квартиры преподавателя. 1926 г. Баухауз. Германия.
Романский (950-1250гг.)
- Характерные черты:рельефная плоскость, лаконичность и простота. Роспись (много религии). Пол - мрамор, плитка с рисунком. Зеркала - шифоновая бронза. Стены - венецианская штукатурка. Стремление показать не зрительную красоту, а истинную красоту духа.
Преобладающие цвета: коричневый, красный, зеленый, белый.
Линии: бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные.
Форма:прямоугольная и цилиндрическая.
Элементы интерьера:полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру.
Конструкции:каменные, массивные, толстостенные; деревянные оштукатуренные с видимым скелетом.
Окна:прямоугольные, маленькие, в каменных домах - арочные.
Двери:дощатые, прямоугольные с массивными петлями, замком и засовом.
Готика (1250-1520гг.)
Характерные черты:город, рыцарство, карнавал. Появилась драпировка. Синие стекла в широких окнах. Впечатления узких улочек, заканчивающихся собором, устремленным в небо.
Преобладающие цвета:желтый, красный, синий.
Линии:стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся линии.
Форма:прямоугольные в плане здания; стрельчатые арки, переходящие в столбы.
Элементы интерьера:веерный свод с опорами либо кессонный потолок и деревянные панели стен; лиственный сложный орнамент;залы высокие,узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру.
Конструкции:каркасные, ажурные, каменные; вытянутые вверх стрельчатые арки; подчеркнутый скелет конструкций.
Окна:вытянутые вверх часто с многоцветными витражами; по верху здания иногда круглые декоративные окна.
Двери: стрельчатые ребристые арки дверных проемов; двери дубовые филенчатые.
Возрождение (1520-1650гг.)
Характерные черты:лиственный орнамент; отделка соборов, церквей и соборов - роспись стен и потолков. Форма мебели - простая, геометрическая, основательная, богато декорированная.
Преобладающий цвет:пурпурный, синий, желтый, коричневый.
Линии:полуциркульные линии, геометрический рисунок (круг, квадрат, крест, восьмиугольник). Преобладает горизонтальное членение интерьера.
Форма:крутая или пологая крыша с башенными надстройками, арочные галереи, колоннады, круглые ребристые купола, высокие и просторные залы, эркеры.
Элементы интерьера:кессонный потолок; античные скульптуры; лиственный орнамент; роспись стен и потолка.
Конструкции:массивные и визуально устойчивые; бриллиантовый руст по фасаду.
Окна:полуциркульные и прямоугольные с тяжелым карнизом и фризом; иногда полуциркульные арочные, часто спаренные и даже строенные.
Двери: устройство порталов с тяжелым карнизом, фризом и колоннами; прямоугольный и полуциркульный арочный вход.
Барокко. Рококо. (1650-1770гг.)
Характерные черты:симметрия в стиле, простор. Очень много лепнины. Сложные поверхности плоскости в зданиях, сильно декорированные колонны и потолки с росписями и углубленными частями.
Рококо -более изящный и утонченный стиль. Присутствие изящной "неустойчивой" мебели, изготовленной из дерева, поддающегося резьбе, с красивым шпоном и покрытой лаком. Стены украшались зеркалами, и полностью декорировались. Отсутствие прямых линий и углов. Вещи инкрустированы нежно-цветистым узором. Стиль "легкомысленный" с элементами эротизма. Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Интерьеры изящны, декоративны, легки. Декоративное искусство рококо принадлежит к высшим достижениям искусства XVIII века по изысканности, красоте асимметричных композиций, по духу интимности, комфорта и личному удобству.
Преобладающий цвет:приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом.
Линии:причудливый выпукло-вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение.
Форма:сводчатая, куполообразная и прямоугольная; башни, балконы, эркеры.
Элементы интерьера:стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления.
Конструкции:контрастные , напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые.
Окна:полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по периметру.
Двери:арочные проемы с колоннами; растительный декор.
Классицизм. Ампир (1770-1840гг.)
Характерные черты: -Стиль, обратившийся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Свойственны сдержанный декор и дорогие качественные материалы (натуральное дерево, камень, шелк и др.). Чаще всего встречаются украшения скульптурами и лепниной.
Ампир -проявление символики с военной тематикой (военные эмблемы, орнамент мячей, щитов, головных уборов). Присутствие во всем пафоса; проявление в формах лап животных - грифоны, львы, сфинксы. Пол отделан паркетом; по краям и углам светлых потолковрасположены декоративные элементы; стены драпируются тканями. Элементы золотятся. Ткань, особенно вощеный ситец, часто преобладает. Мебель удобная и мягкая и аксессуары везде - книги, свечи, цветы, лампы и старинные вещи. Для основательных и консервативных людей.
Преобладающие цвета:насыщенные цвета; зеленый, розовый, пурпурный с золотым акцентом, небесно-голубой.
Линии:строгие повторяющиеся вертикальные и горизонтальные линии; барельеф в круглом медальоне; плавный обобщенный рисунок; симметрия.
Форма:четкость и геометризм; статуи на крыше, ротонда; для стиля ампир - выразительные помпезные монументальные формы.
Элементы интерьера:сдержанный декор; круглые и ребристые колонны, пилястры. Статуи, античный орнамент, кессонный свод; для стиля ампир - военный декор (эмблемы) и символы власти.
Конструкции:массивные, устойчивые, монументальные, прямоугольные, арочные.
Окна:прямоугольные, удлиненные вверх, со скромным оформлением.
Двери:прямоугольные, филенчатые; с массивным двускатным порталом на круглых и ребристых колоннах; со львами, сфинксами и статуями.
Модерн. Эклектика. Рационализм (1840-1918гг.)
Преобладающие цвета:неяркие светлые цвета; лиловый, светло-зеленый, коричневый.
Линии:сочетание тонких и толстых линий; вертикальные; горизонтальные; плавно текущие, изменяющиеся по толщине.
Формы:прямоугольные, шарообразные, цилиндрические. Изобилие эркеров, веранд, лоджий и балконов.
Элементы интерьера:образно-символический, динамичный, извивающийся рисунок в модерне и геометрический в рационализме;стилизованный растительный узор.
Конструкции:стальные и железобетонные, решетчатые, балочные и пространственные.
Окна:широкие прямоугольные и овальные.Двери: прямоугольные, филенчатые, деревянные, стеклянные, металлические.
Постмодернизм (с 1918г.)
Характерные черты: -Используется сплав различных стилей прошлого, например, классический и барокко, часто применяя их с ироническим эффектом. Специфика стиля - гипербола как инструмент создания яркого театрального образа среды. Уходя от Модернизма, Постмодернизм стремиться привнести неопределенность и контраст в порядок и простоту современных стилей. Замысел часто соединяет цвет с историческим эталоном.
Преобладающие цвета:бежевая гамма, серебристый, перламутровый, флуоресцентный.
Линии:динамичные, свободные.
Форма:рациональные и свободные; симметричные и асимметричные; трансформы.
Элементы интерьера:большие, просторные залы; легкие, оригинальные конструкции; контрастные текстурные и фактурные сочетания. Применение искусственной кожи, никелированных и хромированных материалов.
Конструкции:унифицированные сборные и разборные; логичные и целесообразные; легкие алюминиевые и традиционные железобетонные; арочные, балочные и вантовые.
Окна:просторные, иногда во всю стену; раздвижные, откидные, распашные и поворотные.
Двери:телескопические, раздвижные, складчатые, качающиеся, балансирные, вращающиеся и др.
Бидермайер (конец 19 в.)
Характерные черты:добротность, комфорт и практичность. Это стиль городской жизни (клубы, музеи, заведения). Интерьер упростился (уменьшился в габаритах). Появились занавески, тюль, дешевые ткани обивки мебели, скатерти, живописные "простые" гравюры на стенах. Ощущение "чистой" комнаты, с некой провинциальностью. Наличие фарфоровых фигур и бюстов. Стиль определяется классическими простыми линиями и светлыми породами дерева, подчеркнутыми черными штрихами. Классические, как бы графические линии этих вещей позволяют легко комбинировать их с любыми стилями.
Модерн (Ар Нуво) (конец XIX - начало ХХ вв.)
Характерные черты:Стиль получил распространение во Франции, Европе и в России в конце 19 века. Природа часто была источником вдохновения и в искусстве обычными были такие темы как цветы, листья, птицы и насекомые. Эти образы живой природы часто были сказочными.
В дизайн интерьера вошли принципиально новые декоративные элементы, им отдавалось предпочтение перед конструктивными элементами. В отделке большое внимание уделяется стилизованному растительному узору, гибким текучим формам. Принцип стиля - динамическое равновесие с обтекаемыми гибкими формами.
Используются новые материалы: железобетон, стекло, керамика, неоштукатуренный кирпич, мозаика, много металлических конструкций. Мебель в стиле Модерн проста, без лишних украшений, функциональна. В дизайне термин Модерн может сбить с толку, так как используется как для обозначения этого конкретного стиля, так ив качестве традиционного определения. Модерн середины века сейчас популярный термин для обозначения мебели и вещей приблизительно с середины 40-х до 60-х годов нашего века. Линии просты и чисты, функциональность на первом месте, отделка обычно светлая, украшения или отсутствуют или упрощены.
ЛЕКЦИЯ 5. «Оборудование интерьера. Мебель».
Лекции – 4 часа.