Проектная деятельность на уроке
Дата добавления: 2014-01-11; просмотров: 3; лекция была полезна: 0 студентам(у); не полезна: 0 студентам(у).
Опубликованный материал нарушает авторские права? сообщите нам...
Причины широкого распространения
· необходимость не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
· актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений;
· актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну и ту же проблему;
· значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Направленность «метода проектов».
· развитие познавательных навыков учащихся;
· развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;
· развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
· развитие критического мышления.
Типология проектов
· Типологические признаки:
• Доминирующая в проекте деятельность;
• Предметно-содержательная область;
• Характер координации проекта;
• Характер контактов проекта;
• Количество участников проекта;
• Продолжительность проекта.
В соответствии с доминирующей в проекте деятельностью:
• Исследовательские (моделирование ситуаций научного поиска);
• Ролевые, игровые (распределение ролей);
• Творческие (итог – спектакль, альбом);
• Ознакомительно-ориентированные или информационные (итог – статья, реферат);
• Практико-ориентированные или прикладные.
В соответствии с предметно-содержательной областью:
• Монопредметные (в рамках одного предмета; выбираются сложные разделы; в ходе серии уроков);
• Межпредметные (в рамках нескольких предметов; внеурочное время).
По характеру координации:
• С открытой, явной координацией (координатор проекта направляет участников, организует отдельные этапы);
• Со скрытой координацией (координатор проекта выступает как полноправный участник).
По количеству участников:
• Индивидуальные;
• Парные (между парами участников);
• Групповые (между группами участников).
По продолжительности выполнения:
• Краткосрочные (несколько уроков);
• Среднесрочные (от недели до месяца);
• Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.
Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения состоят в следующем:
содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающего и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того ученик получает от учителя советы в письменной форме как рационально действовать;
изменяется форма общения учителя с учащимися. Оно осуществляется через модули и, безусловно, реализуется процесс индивидуального общения управляемого и управляющего; ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю; отсутствует проблема индивидуального консультирования, дозированной помощи учащимся.
Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.
ИСХОДНЫЕ НАУЧНЫЕ ИДЕИ
1.Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем, не эпизодических, а системных. Поэтому, разрабатывая задания, учитель опирается на состав учения, ориентирует школьников на цель учебной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивая таким образом самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.
2. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью учителя или одноклассников (подбадривание, указание ориентира и т.п.) он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, ученик переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне.
В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи ученику, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава).
3. В основании модульной технологии находится и программированное обучение. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность школьника, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль - эти черты программированного подхода присущи и технологии модульного обучения.
4.Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.
Последовательность действий учителя при составлении модуля
При разработке модулей следует исходить из известных принципов:
частные дидактические цели учебных элементов в своей совокупности обеспечивают достижение интегрированной цели модуля; реализация интегрированных целей всех модулей, в свою очередь, приводит к комплексной дидактической цели модульной программы;
реализованная обратная связь - основа управляемости и контролируемости процесса усвоения знаний. При этом входной и выходной контроль более жесткий, осуществляется учителем, а текущий и промежуточный (на стыке учебных элементов) - мягкий, проходит в виде само- и взаимоконтроля учащихся; учебный и дидактический материал излагается доступно, конкретно, выразительно, в диалоговой форме; при построении модуля соблюдается логика усвоения учащимися знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация; структура модуля должна соответствовать логике учебного занятия того или иного типа.