Проектная деятельность на уроке


Дата добавления: 2014-01-11; просмотров: 3; лекция была полезна: 0 студентам(у); не полезна: 0 студентам(у).
Опубликованный материал нарушает авторские права? сообщите нам...

 

Причины широкого распространения

· необходимость не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

· актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений;

· актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну и ту же проблему;

· значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Направленность «метода проектов».

· развитие познавательных навыков учащихся;

· развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;

· развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;

· развитие критического мышления.

 

Типология проектов

 

· Типологические признаки:

• Доминирующая в проекте деятельность;

• Предметно-содержательная область;

• Характер координации проекта;

• Характер контактов проекта;

• Количество участников проекта;

• Продолжительность проекта.

 

В соответствии с доминирующей в проекте деятельностью:

• Исследовательские (моделирование ситуаций научного поиска);

• Ролевые, игровые (распределение ролей);

• Творческие (итог – спектакль, альбом);

• Ознакомительно-ориентированные или информационные (итог – статья, реферат);

• Практико-ориентированные или прикладные.

 

В соответствии с предметно-содержательной областью:

• Монопредметные (в рамках одного предмета; выбираются сложные разделы; в ходе серии уроков);

• Межпредметные (в рамках нескольких предметов; внеурочное время).

 

По характеру координации:

• С открытой, явной координацией (координатор проекта направляет участников, организует отдельные этапы);

• Со скрытой координацией (координатор проекта выступает как полноправный участник).

 

По количеству участников:

• Индивидуальные;

• Парные (между парами участников);

• Групповые (между группами участников).

 

По продолжительности выполнения:

• Краткосрочные (несколько уроков);

• Среднесрочные (от недели до месяца);

• Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

 

Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения состоят в следующем:

содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающего и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того ученик получает от учителя советы в письменной форме как рационально действовать;

изменяется форма общения учителя с учащимися. Оно осуществляется через модули и, безусловно, реализуется процесс индивидуального общения управляемого и управляющего; ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю; отсутствует проблема индивидуального консультирования, дозированной помощи учащимся.

Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

ИСХОДНЫЕ НАУЧНЫЕ ИДЕИ

1.Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем, не эпизодических, а системных. Поэтому, разрабатывая задания, учитель опирается на состав учения, ориентирует школьников на цель учебной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивая таким образом самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.

2. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью учителя или одноклассников (подбадривание, указание ориентира и т.п.) он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, ученик переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне.
В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи ученику, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава).

3. В основании модульной технологии находится и программированное обучение. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность школьника, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль - эти черты программированного подхода присущи и технологии модульного обучения.

4.Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.

Последовательность действий учителя при составлении модуля

При разработке модулей следует исходить из известных принципов:

частные дидактические цели учебных элементов в своей совокупности обеспечивают достижение интегрированной цели модуля; реализация интегрированных целей всех модулей, в свою очередь, приводит к комплексной дидактической цели модульной программы;

реализованная обратная связь - основа управляемости и контролируемости процесса усвоения знаний. При этом входной и выходной контроль более жесткий, осуществляется учителем, а текущий и промежуточный (на стыке учебных элементов) - мягкий, проходит в виде само- и взаимоконтроля учащихся; учебный и дидактический материал излагается доступно, конкретно, выразительно, в диалоговой форме; при построении модуля соблюдается логика усвоения учащимися знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация; структура модуля должна соответствовать логике учебного занятия того или иного типа.