Осуществление ответственности

На данном этапе определяются конкретный объем, виды, формы ответственности обеспечивается восстановление нарушенных прав и международного правопорядка.

Можно выделить два основных способа реализации ответственности: добровольный (согласительный) и с использованием принудительных (обязательных) средств.

Институт ответственности включает международно-правовые санкции (контрмеры) и процессуальный механизм урегулирования (установленный порядок защиты нарушенных прав).

Санкции (контрмеры). Это ответные принудительные меры, призванные обеспечивать привлечение нарушителя к ответственности. Контрмеры не являются особой формой ответственности, это специальные меры обеспечения ее реализации в конкретной форме. Их отличие ответственности стоит в следующем: ответственность есть действия нарушителя, контрмеры - действия потерпевшего государства либо международной организации; ответственность - обязанность нарушителя, контрмеры - право потерпевшего, последний может и не применять их; ответственность - волевое действие нарушителя, тогда как контрмеры применяются вопреки его воле.

Контрмеры должны быть соразмерны со степенью тяжести правонарушения; в качестве контрмер не могут использоваться угроза силой и ее применение, такое экономическое и политическое принуждение, которое могло бы поставить под угрозу территориальную целостность или политическую независимость, нарушение неприкосновенности дипломатических и консульских агентов и представительств, ущемление основных прав человека, любое нарушение jus cogens.

Практика позволяет выделить два вида контрмер (санкций):

1. индивидуальные (самопомощь)

2. коллективные (в рамках международных организаций).

Каждый вид имеет несколько форм:

индивидуальные - реторсии, репрессалии, непризнание, разрыв отношений, самооборона;

коллективные - отказ в членстве организации, приостановление прав члена организации, исключение из международного общения, коллективные вооруженные меры.

Реторсии - принудительные меры в ответ на недружественный акт. Они направлены на ущемление прав, не охраняемых международным правом: ограничение импорта, повышение таможенных пошлин, изъятие вкладов из банков государства, отзыв своего посла, ответное ограничение прав граждан государств, на территории которых граждане применяющего меры государства ущемлены в правах.

Репрессалии - принудительные меры, которые ограничивают права другого государства, охраняемые международным правом, в ответ на правонарушение. Без правонарушения такие действия сами были бы противоправным актом: их можно применять только как ответную меру. Современное международное право запрещает вооруженные репрессалии - бомбардировку, интервенцию, мирную блокаду. В современных условиях репрессалии - это меры лишь экономического характера (эмбарго, бойкот) либо политического (возможность полного прекращения договора в ответ на существенное его нарушение другой стороной).

Непризнание есть отказ признавать ситуацию, созданную неправомерными актами: непризнание юридической силы договоров, территориальных изменений в результате агрессивной войны, противоправных режимов и т. д.

Самооборона - особый вид санкций, поскольку представляет собой вооруженные принудительные меры. Право на самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН может быть легализовано исключительно в ответ на вооруженное нападение.

В случае особо опасных посягательств на международный правопорядок может быть использован международный механизм для применения против государства-нарушителя коллективных принудительных мер с использованием вооруженных силы. Главенствующая роль здесь принадлежит Совету опасности ООН. Статья 42 Устава ООН уполномочивает предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

Процессуальный механизм урегулирования. Четкое договорное оформление процессуального механизма урегулирования представляет собой необходимую предпосылку реальной силы норм международного права. К ним относят следующие меры:

1. переговоры,

2. добрые услуги

3. посредничество,

4. примирение,

5. согласительные комиссии,

6. арбитраж.

По общему правилу возможности арбитражной и судебной процедуры ограничены необходимостью согласия сторон.