ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК 4.4

Шатилов, С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / С.Ф. Шатилов. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1986. – С. 19-20.

 

Глава 2. Лингвопсихологические основы обучения ИЯ в средней школе

§ 1. Лингвопсихологическая характеристика речевой деятельности

 

Психофизиологической основой речевого механизма является функционирование совокупности анализаторов: слухового, речемоторного, зрительного, двигательного в их сложном взаимодействии при ведущей роли слухо-речемоторного.

Участие различных видов анализаторов в разных видах речевой деятельности можно наглядно представить в следующей схеме:


 

ВИДЫ РЕЧЕВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 
 

 


ГОВОРЕНИЕ АУДИРОВАНИЕ ЧТЕНИЕ ПИСЬМО

           
   
     

 


РЕЧЕМОТОРНЫЙ СЛУХОВОЙ ЗРИТЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ

 
 


ВИДЫ

АНАЛИЗАТОРОВ

 

– ведущий анализатор

– сопутствующий анализатор

 

Из приведенной схемы видно, что во всех видах речевой деятельности обнаруживается участие речемоторного и слухового анализаторов в виде внешней речи (при говорении) или внутренней речи (при слушании, чтении и письме).

По словам П.П. Блонского, говорящий и слушающий – оба говорят, только один вслух, другой про себя, поэтому речемоторный компонент входит в состав слухового анализатора. При чтении и письме также наблюдается скрытая артикуляция, весьма редуцированное, беззвучное внутреннее проговаривание, которое бывает тем интенсивнее и заметнее, чем менее автоматизирована техника чтения или письма, чем труднее по содержанию читаемый текста или текст, фиксируемый на письме.

Эти данные психологии позволяют говорить о сложном взаимодействии всех анализаторов в речевой деятельности и о ведущей роли одного из них, «ответственного» за данный вид речевой коммуникации. Так, для говорения ведущим анализатором является речемоторный, сопутствующим – слуховой; для аудирования – слуховой, сопутствующим – речемоторный; для чтения – зрительный, сопутствующими – речемоторный и слуховой; для письма – двигательный, сопутствующими – зрительный, речемоторный и слуховой.

Психологи, говоря о речевой деятельности как «интермодальном процессе», подчеркивают ведущую роль в ней речемоторного и слухового анализаторов (Б.Г. Ананьев, 1960), поэтому тезис о том, что основным каналом усвоения любого языка как средства коммуникации является канал слухового и речемоторного анализаторов в их единстве, является научно обоснованным.


[1] Дополните конспект на основе теоретического материала из соответствующего информационного блока и/или упомянутых в ссылке литературных источников.