Правила разработки рекламных обращений

При разработке рекламных обращений к покупателям необходимо учитывать поводы по которых люди совершают покупки. Они представлены на (плакате 7).

Из всего вышесказаного можно вывести следующие правила малобюджетного маркетинга.

· Четко планировать маркетинговые действия составлять маркетинговый календарь. В нем необходимо расписать дела на каждый день.

· Изыскивать самые дешевые и прямые пути доступа к покупателям.

· Личное общением с клиентами.

· Изучить противника. Понять, чего хочет от вас потребитель, чем вы сильнее конкурентов, чем выгодны посредникам, чего не хватает вашим сотрудникам для лучшей работы.

· Не надо стремиться быть шумным.

· Надо интриговать, быть вежливыми с врагами, завязывать хорошие отношения с соседями и местной общественностью.

· Выявляйте ресурсы, которые недостаточно активно используют другие.

· - Опирайтесь на нетрадиционные средства распространения информации.

· - Используя имеющиеся ресурсы, вступайте в партнерство с другими компаниями.

· - Творчески подходите к стимулированию положительного общественного мнения.

· - Ищите пути для индивидуальной работы с покупателями.

 

 

 

 

       
 
Физиологические · Чтобы избежать или избавиться от боли · Чтобы быть здоровым и дольше сохранить здоровье · Чтобы защитить свою семью · Чтобы удовлетворить голод · Чтобы избежать стресса · Чтобы чувствовать себя в безопасности · Чтобы сохранить энергию    
 
Психологические · Чтобы стать красивым или выглядеть моложе · Чтобы быть модным · Чтобы развлечься и получить эмоции · Чтобы удовлетворить любопытство и быть информированным · Чтобы подчеркнуть индивидуальность · Ради собственного хобби · Чтобы почувствовать себя комфортнее
 
 

 

 


 


 

 
 
Правила малобюджетного маркетинга     · Четко планировать маркетинговые действия, составлять маркетинговый календарь. В нем необходимо расписать дела на каждый день. · Изыскивать самые дешевые и прямые пути доступа к покупателям. · Искать пути для индивидуальной работы с покупателями. · Лично общаться с клиентами. · Изучить противника. Понять, чего хочет от вас потребитель, чем вы сильнее конкурентов, чем выгодны посредникам, чего не хватает вашим сотрудникам для лучшей работы. · Не стремиться быть шумным. · Интриговать, быть вежливыми с врагами, завязывать хорошие отношения с соседями и местной общественностью. · Выявлять ресурсы, которые недостаточно активно используют другие. · Использовать собственные свободные ресурсы, вступать в партнерство с другими компаниями. · Опираться на нетрадиционные средства распространения информации. · Творчески подходить к стимулированию положительного общественного мнения.

 

Тема 5 Маркетинг в прогнозировании научно-технического развития

 

1. Сущность Форсайтинга

2.Этапы развития Форсайта

3.Мировой опыт Форсайтинга

4.Опыт Форсайтинга в Украине

 

 

1. Сущность Форсайтинга

 

Форсайт – это механизм формирования научно-технологических приоритетов развития економичексой системы за счет вовлечения в процесс органов государственного управления, широких масс общественности, представителей науки и бизнеса.

Возможность обменяться мнениями, услышать позиции друг друга, найти точки соприкосновения, это и есть главная задача любого Форсайта. Готовность общества (административного аппарата, руководителей компаний, отдельных специалистов, общественности) совместно оценить долгосрочные перспективы развития страны, отвлекаясь от краткосрочных конъюнктурных моментов - один из главных условий успешного использования Форсайта. Это позволяет получить наиболее объективную картину будущего, которая отвечает интересам всех групп общества, обеспечивается вовлечением всех их в этот процесс. Это позволяет преодолеть профессиональную узость: ученые склонны прогнозировать, исходя из внутренней логики развития науки и технологий, чиновники ограничены бюджетом, а предприниматели не хотят тратиться на проекты, которые при удачном раскладе дадут прибыль лет через десять.

Функции форсайтинга:

- формирование “общественного мнения/сознания” профессионального и экономического сообщества, позволяющим направлять и/или фокусировать деятельность вовлеченных в процесс компаний, организаций и широких групп людей в единое русло и, соответственно, влиять на экономику и общество в средне- и долгосрочной перспективе (временной горизонт Форсайта на практике составляет до 25 лет).

– определение механизмов формирования будущего с точки зрения их влияния на промышленную конкурентоспособность и повышение качества жизни в увязке с социально-экономическими вызовами, культурными особенностями, тенденциями на мировом и национальных рынках;

- сбор необходимой для принятия решений информацию о состоянии и направлениях финансируемых государством НИОКР; создание культуры взаимодействия между учеными и бизнесом; определение ресурсов, необходимых для достижения поставленных задач.

Содержание форсайтинга:

· Оценке средне- и долгосрочных потребностей и перспектив развития общества и экономики;

· Оценке перспектив развития существующих и возникновения новых рынков вследствие технологических прорывов;

· Выявлению перспективных технологий, обладающих наиболее высоким инновационным потенциалом и отвечающих будущим вызовам (критических технологий);

· Выбору стратегических приоритетов государственной поддержки науки и технологий для повышения конкурентоспособности и ускорения экономического роста.

На практике в зависимости от интересов научного общества, бизнеса, правительства Форсайт может принять следующие формы:

· Национальные - достаточно широко известны и представляют собой видение развития экономики отдельного государства;

· Межрегиональные - встречаются реже. В них предпринимается попытка определения ключевых тенденций развития экономик нескольких стран;

· Региональные – Форсайт одного региона;

· Отраслевые – определение перспектив развития отдельных отраслей;

· Корпоративные – представляют формулировки стратегических моментов, которые составят в перспективе ключевые конкурентные преимущества компаний;

· Тематические – Форсайт отдельных сфер жизни общества (молодежный Форсайт).

Для управления и реализации Форсайта вне зависимости от формы создаются управляющий (головной) комитет, экспертный комитет, рабочие подгруппы, а также структуры, занимающиеся распространением результатов. Секции экспертного комитета могут формироваться как по межотраслевому, так и междисциплинарному принципу.

Методология Форсайта, как правило, включает 4-5 инструмента, хотя в отдельных странах - до 10. Среди них чаще всего используются:

метод Дельфи,

мозговой штурм,

SWOT анализ и/или анализ информационных потоков,

кластерный анализ,

фокус-группы,

панели экспертов и метод написания сценариев развития.

(Самые важные аналитические методы и создание сценарных вариантов развития.)

Последовательность этапов Форсайта.

1. Выявление видения будущего региона разными слоями общества: наука, бизнес, правительство, население;

2. Оценка рынков и потребностей региона;

3. Сканирование (или мониторинг) состояния исследований и разработок;

4. Формирование групп экспертов;

5. Формирование критериев оценки проектов (прогнозных решений);

6. Опрос экспертов (в несколько этапов), обработка результатов;

7. Выбор приоритетных направлений с учетом полученной на первом этапе информации, оценки рынков и потребностей региона;

8. Оценивание проектов по выбранным критериям и их ранжирование для последующего обсуждения и принятия окончательного решения;

9. Организация общественного обсуждения макета Форсайта;

10. Утверждение и распространение результатов Форсайта.

Но на этом процесс Форсайта не заканчивается, Форсайт представляет собой постоянно корректируемый процесс прогнозирования, в зависимости от изменений, происходящих в обществе.

Следующим важным моментом всей системы реализации государственных приоритетов в научно-технической области должно стать широкое информирование научно-технического и промышленного сообщества страны о выделенных направлениях развития. Знание государственных приоритетов на предстоящий период помогает в перспективном планировании предприятиям в определении стратегии их деятельности, учеными и научными коллективами дальнейшей работы, соискании ими грантов и бюджетных фондов в приоритетных областях исследований.

В начале 2000 года число стран, применяющих методику Форсайта, превысило 30. В настоящее время эта методика взята на вооружение не только в Западной Европе, США и Японии, но и рядом развивающихся стран и стран переходной экономики - новых членах ЕС, в частности в Венгрии, Чехии, Польше.

Причинами широкого распространения форсайтинга являются:

o новые условия экономического развития (глобализация экономики и сферы науки, растущая конкуренция на рынках новых высоких технологий, ограниченность государственных бюджетов, переход к модели устойчивого развития и т.д.);

o специфические факторы (разочарование общества и политиков в футурологической деятельности, особенно после непредвиденного нефтяного «шока» 1973г., растущее несоответствие между скоростью научно-технических изменений и способностью использовать адекватные политические и управленческие меры и т.д.).

 

2.Этапы развития Форсайта

 

Этапы концепция Форсайтинга(изменялась вместе с развитием государств, переменами общественных укладов. Изначально был научный Форсайт, постепенно он стал технологическим, экономическим и более того, на сегодняшний день он все больше переходит в сферу социальных, общественных, культурных отношений):

Подготовительный этап, 50-60-е гг. ХХ в. – отдельные методы Форсайта, базирующиеся на методе Delphi, получили начало в США, и, в основном, был применен тогда к оборонным исследованиям, оборонной тематике, перспективам безопасности. К концу 60-х годов в Японии пришли к выводу, что технологическое прогнозирование представляет собой потенциально полезный политический инструмент, и группа специалистов была командирована в Соединенные Штаты для консультаций с экспертами. Вторыми, после США, Форсайт использовали японцы.

Первый этап, 80-е гг. ХХ в. – технологический Форсайт, с помощью его возможностей определяли перспективы развития научно-технической сферы в Японии, Франции, Великобритании. Например, перспективность открытий, степень их влияния на деловую жизнь и социальные процессы. Первая британская программа (1984) определяла технологический Форсайт как систематическое средство оценки тех научных и технологических достижений, которые в долгосрочном плане могли бы иметь сильное влияние на экономическое и социальное развитие. На сегодняшний день классическим является Форсайт в Великобритании. Он имеет определенную историю, сегодня насчитывается уже несколько этапов, каждый продолжительностью в несколько лет.

Второй этап, 90-е гг.– рыночно-ориентированный Форсайт, в котором оценивались социальные и культурные последствия появления и внедрения технологий (например, влияния Интернет на семейные, политические институты, организацию труда), слово «технологический» стало появляться все реже. Его начинают проводить практически все страны Европы - Корея, Китай, другие страны.

Третий этап, начало ХХI в. – социально-экономический Форсайт, стал концентрироваться на обсуждении неразрешимых проблем для страны. Технологический прогноз стал привязываться к решению какой-либо проблемы, как проблема голода, бедности, безопасности, и т.п.

3.Мировой опыт Форсайтинга

За всю историю применения Форсайта единой модели его реализации не существует, каждая страна адаптирует метод к собственным условиям и целям. Интересным будет рассмотрение Форсайт-проектов нескольких стран (Японии, Китая, России) с целью выявления общих черт и специфических особенностей.

Форсайт Японии. Важным источником научно-технического прогресса в Японии служит импорт технологии (патентов, лицензий, ноу-хау). Вначале заимствование чужой техники и технологии Японией имело характер простой имитации. Однако постепенно имитация переросла в серьезную переработку исходной идеи, и ее технологического воплощения. Инструмент Форсайта в этом плане не исключение.

Начало применения инструмента Форсайта К концу 60-х годов в Японии пришли к выводу, что технологическое прогнозирование представляет собой потенциально полезный политический инструмент, и группа специалистов была командирована в Соединенные Штаты для консультаций с экспертами. И в 1971 году Агентство по науке и технике (STA) предприняло первую попытку долгосрочного (на 30 лет) прогнозирования будущего науки и технологии. Целью был обзор всей науки и технологии, что в конечном итоге обеспечивало лиц, принимающих решение в общественном и частном секторах основным знанием о долгосрочных тенденциях.

1)Несколько тысяч экспертов, представляющих промышленность, университеты и правительственные организации были опрошены (с использованием анкет Делфи) о возможных инновациях или технологических разработках, о том, когда они, вероятно, будут иметь место, их важности и вероятных ограничениях для их реализации.

2)Результаты первого раунда опроса были синтезированы и направлены вновь экспертам, которые во втором раунде опроса получили возможность подтвердить или модифицировать свои взгляды.

С тех пор эти 30-летние прогнозы повторяются приблизительно каждые пять лет до настоящего времени.

Результаты этих опросов использовались в двух основных направлениях:

- сбора основных данных для планирования исследований и развития, в частности обзора долгосрочных технологических тенденций и определения важных возникающих технологий;

- мониторинга текущего состояния науки и технологии, включая уровень научно-технической деятельности в Японии в сравнении с другими странами, выявляя области, где возникает необходимость в международном сотрудничестве и определяя факторы, сдерживающие технологическое развитие. Результаты использовались для выработки решений Совета по науки и технологии Японии о будущей государственной политике в области науки и технологии.

Учреждение ответственное за выполнение приоритетовСовет по науке и технике, является, по существу, «мозговым центром», направляющим научно-технический прогресс в Японии.

Основной объем работы, возложенной на Совет по науке и технике, выполняется в приданных ему рабочих группах. В них входят эксперты Совета и другие специалисты, назначаемые премьером. В настоящее время действуют следующие восемь групп:

по общему планированию,

по вопросам стимулирования,

по целевой ориентации НИОКР,

по «наукам о жизни»,

по энергетике,

по информатике,

по биоэтике,

по связям с Научным советом Японии.

Функции учреждения

-Комитет осуществляет общее руководство рабочими группами, а также разрабатывает основные принципы выбора научно-технологических приоритетов,

- определяет статьи расходования средств Специальных координационных фондов,

- обсуждает текущие вопросы деятельности Совета, контролирует ход и сроки подготовки рекомендаций по запросам премьер-министра.

Основными документами, которые вырабатывает Совет по науке и технике, являются рекомендации по запросам премьер-министра, инициативные рекомендации и доклады подкомитетов и комиссий.

За период деятельности Совета с 1959 г. до октября 1998 г. были подготовлены рекомендации по двадцати четырем запросам. Четырнадцать из них посвящены формированию национальной научно-технической политики — ее приоритетам, развитию научно-исследовательской инфраструктуры, кадровому обеспечению НИОКР, вопросам их регионального развития и др. Остальные рекомендации касаются научно-технологического развития Японии по отдельным, конкретным направлениям — энергетика, «науки о жизни», новые материалы, информатика и электроника, борьба со стихийными бедствиями и др.,

Основными сферами применения этих результатов Агентством по науке и технологии являются “планирование научных исследований и бизнес проектов” (72%), “анализ среднесрочных технологических тенденций” (61%) и “анализ конкретного содержания исследуемых тем” (60%). NISTEP также оценил точность результатов первого опроса Делфи в 1970 году. Учитывая долгосрочный характер и тот факт, что это был первый опрос Делфи в Японии, эти цифры особенно впечатляют. В тех случаях, когда прогноз оказывался неточным, это часто было связано не с технологическом развитием, а результатом последующих политических и социальных перемен.

(5-й прогноз) В первой половине 90-х годов на основе рекомендаций Совета был разработан ряд важнейших мер по совершенствованию научно-технической деятельности. Так, в 1992 г. правительство утвердило вторую редакцию «Основ научно-технической политики» (первая была принята в 1986 г.). Юридической базой курса на усиление научно-технического потенциала Японии стал Основной закон «о науке, технике и технологиях» от 15 ноября 1995 г., а развернутой программой мероприятий в соответствии с этим законом — подготовленный Советом «Базовый план научно-технического развития»

Стимулирование частного сектора. Формулируя задачи общенационального плана, на решение которых должна быть направлена научно-техническая деятельность, вырабатывая и реализуя различные виды ее организации, государство также энергично стимулирует НИОКР в частном секторе, предоставляя налоговые льготы компаниям, расширяющим масштабы исследований и разработок, особенно в области перспективных технологий.

Перспективы. В 21 веке японцы видят, прежде всего, усиление конкретных критических технологий. Многие из них всем хорошо известны (науки о жизни, информатика и телекоммуникации, науки об окружающей среде, науки о материалах) Биотехнологии, очевидно, сделают огромный вклад в сельское хозяйство и медицину. Нанотехнологии ведут за собой открытия в исследовании мозга, использование солнечной энергии, улучшенные источники питания, машины, не загрязняющие окружающую среду. Компьютерные технологии software и hardware являются частью революции в области информации и коммуникаций, роботов, искусственного интеллекта, биосовместимых материалов и различных систем для создания новых технологий. Все это входит в списки Института критических технологий (ИКТ). Согласно Основному плану по науке и технологии на 2001-2005 гг. (седьмой Форсайт-прогноз) тринадцать направлений являются приоритетными областями исследований и разработок:

· Информационные и телекоммуникационные технологии;

· Биотехнологии, наука «живых систем»;

· Здравоохранение и питание;

· Электроника;

· Энергетика;

· Нанотехнологии;

· Новые материалы;

· Оптические технологии;

· Производственные системы;

· Космос и авиация;

· Коммунальное обслуживание;

· Жилищное строительство;

· Экология.

План составила большая группа японских специалистов - независимых экспертов, которые оценили направления по следующим критериям:

· Высокая добавленная стоимость;

· Наличие спроса;

· Международная конкурентоспособность;

· Повышение жизненного уровня.

Эксперты не имели отношения к министерствам и чиновникам, но работали по их заказу. Заказчиками Форсайта выступили Министерство образования, науки и технологий, культуры, спорта и комитет науки и технологии, а выполняет Форсайт-проект Форсайт центр науки и технологии при институте науки и технологии, в сотрудничестве с институтом будущих технологий.

Итак, можно выделить три важных момента японского Форсайта.

Во-первых, японцы признают, что основной ценностью предвидения часто являются не прямые выводы (прогнозы и последующие политические решения), но выгоды от самого процесса предвидения. Эти выгоды могут быть обобщены как “пять С” – (communication, concentration on the longer term, coordination, consensus and commitment) коммуникация, концентрация на долгосрочном предвидении, координация, консенсус и обязанность.

Во-вторых, опросы STA представляют только один из видов деятельности по предвидению в Японии.

В-третьих, большинство других процедур предвидения используют методы отличные от опросов Делфи, такие как группы экспертов, мозговой штурм, сценарии, специальные изучения экспертов и т.д. Например, Министерство экономики, торговли и промышленности (METI) периодически издает “10-летнее видение”, а также организует другие работы по предвидению. На следующем уровне вниз (предвидении на мезо-уровне) промышленные ассоциации и специальные промышленные группы проводят или поручают провести ряд работ по предвидению для конкретных промышленных и технологических секторов. Наконец, множество работ проводится на микро-уровне внутри отдельных фирм, крупных наукоемких компаний, которые прилагают значительные усилия для выработки конкретных прогнозов относящихся к отдельным группам продукции или процессов.

Форсайт в России. Первым полноценным Форсайтом в России была оценка состояния и перспектив развития критических технологий в 1992 году, что явилось политическим запросом. Были задействованы сотни специалистов - представителей академической, вузовской и отраслевой науки, а также промышленности. Средством достижения поставленной цели стала двухэтапная процедура опроса экспертов, использующая идеи и принципы известного метода Дельфи. При отборе критических технологий специалистам, участвовавшим в проведении данной работы, предлагалось исходить из таких критериев, как влияние на качество жизни, конкурентоспособность отечественных товаров и услуг, экономическая эффективность и способность служить основанием для разработки большого числа других технологий, оказывать значительное влияние на большинство сфер экономики страны. Однако в 1996 году потребовались обоснования для замены существовавших приоритетов, которые были утверждены Правительством в 1992, так как перечень приоритетов состоял, из такого набора технологий, в качестве которых назывались часто целые отрасли экономики, такие, как атомная энергетика, судостроение, авиация и т.д. Началась новая работа по определению приоритетов, которая проводилась в несколько этапов. Вначале был составлен предварительный детализированный перечень объектов экспертизы, куда вошли 258 технологий базового перечня и новые наиболее интересные предложения экспертов, министерств, ведомств и регионов. Была разработана анкета, которую разослали в РАН и отраслевые академии, министерства и ведомства, научные фонды (всего более 40 организаций). На втором этапе были организованы сбор и обработка данных, получение интегральных оценок каждой технологии и составление перечня критических технологий. На основе анализа и обсуждения полученных материалов Правительственной комиссией по научно-технической политики Российской Федерации 21 июля 1996 г. были утверждены приоритетные направления развития науки и техники и перечень из 70 критических технологий федерального уровня. Также был определен период корректировки приоритетных направлений и критических технологий (2-3 года).

Второй Форсайт-прогноз. В первом полугодии 1998 года Миннауки России была проведена оценка состояния и перспектив развития критических технологий федерального уровня. Она проводилась на базе экспертного опроса 800 ученых, организаторов науки, ведущих специалистов научно-технической сферы, представляющих академический сектор науки, государственные научные центры, НИИ, КБ, промышленные предприятия, а также федеральные органы государственной власти.

В результате экспертного опроса оценены уровень каждой технологии по отношению к лучшим мировым аналогам, ее значимость для создания продукции, конкурентоспособной на внешнем рынке, обеспечения обороноспособности страны, улучшения экологической обстановки и качества жизни. Оценивалось также значение технологии с точки зрения практического использования конечных результатов, ожидаемый срок достижения существенных результатов, стадия жизненного цикла, требующая наибольших усилий для достижения практических результатов и др.

Эти исследования легли в основу следующего проекта (2000 год) - "Сценарного прогноза развития науки и технологий до 2010 года", который уже исходил из оценки глобальных тенденций научно-технологического развития и перспектив социально-экономического развития страны. Он включал прогноз ресурсного обеспечения науки, ее результативности, оценку конкурентоспособности технологий. В документах, подписанных Президентом, было перечислено около 50 критических технологий, в приоритетных программах фундаментальных исследований фигурирует более 20 программ. Тогда Россия не достигла большого прогресса. Но очень важным, полученным результатом, был тот вывод, что те многие технологические направления, которые были зафиксированы в России в качестве приоритетов политики, не имели серьезных перспектив ни для экспансии на мировом рынке, ни для обеспечения экономического роста и развития внутреннего рынка.

Поручение Президента Российской Федерации о подготовке нового перечня приоритетов направлений науки и техники, которое было реализовано Министерством образования и науки РФ в течение последних 2-3 лет, стимулировало разработку новых подходов к Форсайтам и нового Форсайт-проекта. Во главу угла были положены оценки перспективных инновационных рынков, тех инновационных продуктов и услуг, которые были связаны с ожидаемыми рыночными прорывами, и технологий, требуемых для создания и вывода на рынок инновационных продуктов.

Вместе с тем новые задачи государственной политики реализуются не в полной мере, особенно в области выработки инновационной, структурной, инвестиционной политики правительства. В связи с этим в России проводится третий Форсайт-проноз, в соответствии с которым были утверждены "Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года", и принята "Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года".

Целью реализации Стратегии является формирование эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста. Новый перечень критических технологий был утвержден Президентом РФ и включал девять направлений:

· Информационные и телекоммуникационные технологии;

· Биотехнологии, наука «живых систем»;

· Электроника;

· Энергетика;

· Нанотехнологии;

· Транспортные технологии, логистика;

· Космос и авиация;

· Оборонный комплекс;

· Экология.

В качестве критериев оценки для проведения опроса Дельфи были выбраны следующие показатели:

· Экономический эффект (повышение конкурентоспособности промышленности страны и экспортного потенциала, существенный вклад в будущие инновации и влияние на наиболее динамично развивающиеся отрасли экономики);

· Ожидаемый научный эффект;

· Потребность и возможность применения в социальной сфере (улучшение окружающей среды, развитие людских ресурсов, здравоохранение);

· Вклад в обеспечение обороноспособности страны;

· Масштабы и спектр практического использования технологий.

В настоящее время в России на федеральном уровне разрабатываются схемы Форсайта общего типа и специальные для области нанотехнологий, начата программа IT Форсайта (Форсайт информационных технологий).

Учреждения, ответственные за выбор приоритетов - федеральное агентство по науке и инновациям, научно-координационный совет федеральной целевой научно-технической программы.

Функции учреждений

Федеральное агентство по науке и инновациям находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации и выполняет следующие функции:

· Организация разработки прогнозов развития научной, научно-технической и инновационной сферы, рынков наукоемкой продукции и услуг, экспертизы и подготовки заключений по проектам федеральных целевых программ, межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных программ;

· Ведение единого реестра результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

· Управление деятельностью федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности и т.д.

Научно-координационный совет федеральной целевой научно-технической программы является совещательным органом Министерства образования и науки Российской Федерации, рассматривающим важнейшие вопросы формирования и реализации федеральной целевой научно-технической программы. Основными задачами совета является:

· Определение и реализация приоритетов в сфере проблемно-ориентированных поисковых и прикладных исследований в интересах получения новых знаний;

· Развитие системы, направленной на реализацию научных и технологических приоритетов, финансируемых из федерального бюджета, в том числе обеспечивающих национальную безопасность и конкурентоспособность экономики;

· Содействие развитию инфраструктуры инновационной деятельности (сети трансфера технологий, технопарков, инновационно-технологических центров), механизмов стимулирования инновационной активности организаций всех секторов экономики и совершенствованию системы финансовой поддержки инновационной деятельности и др.

Все рассмотренные элементы составляют слаженную систему механизма отбора и реализации научно-технологических приоритетов, что является залогом успеха в прогнозировании.

Форсайт Китая . Сегодня в Китае говорят о создании национальной инновационной системы. Достаточно активно развивается свой интеллектуальный продукт, на базе которого формируют отечественные производства. Во многих передовых технопарках сегодня больше половины товара выпускают на основании китайской интеллектуальной собственности. Началом формирования инновационной экономики в Китайской народной республике являются 80-е гг., когда правительство начало реализовывать реформы перехода от плановой экономики к рыночной. Важным моментом в этом процессе было перенос части ответственности в области исследований и разработок с центральной власти на университеты, предприятия, частные исследовательские центры. Но главенствующую роль в вопросах науки и технологии по прежнему играет правительство, которое реализует функции в области науки и технологии посредством следующих органов.

Учреждения, ответственные за выбор приоритетов.

Комитет по разработке национальной инновационной системы входит в состав правительства. К основным направлениям деятельности Комитета относятся:

координация и управление развития НИОКР;

совершенствования нормативно-правовой основы защиты прав на интеллектуальную собственность;

разработка стратегии и направлений развития технологий и научных исследований КНР;

развитие технологий и инновационной деятельности в КНР;

формирование рынка инновационного капитала и информационно-консультационных услуг КНР;

обеспечение инновационной экономики высококвалифицированными кадрами.

Сейчас в стране три академии: АН КНР, Академия инженерных наук и Академия общественных наук. Но естественно на вершине пирамиды - АН КНР, она главный поставщик знаний в сфере естественных наук. Она же - основной разработчик инновационных проектов государственного значения. И конечно, ни один серьезный вопрос в сфере экономики правительство не решает, не проведя экспертизу в академиях.

Государственные программы в сфере науки и технологии в Китае начали осуществляться с 1982 года и к 1996 году были реализованы следующие 10 крупных научно-технических программ, и проектов:

§ Программа овладения фундаментальными знаниями в области науки и техники (государственная программа ),начало реализации в 1983 году;

§ Программа Искра (первый план по развитию науки и техники в сельских районах в 80-ые годы), начало реализации в 1986 году;

§ Программа изучения и развития высокой техники (программа была разработана 4 учёными в марте 1986 года, поэтому и называется программой "863"), начало реализации в марте 1987 года);

§ Программа богатого урожая (Программа по повышению эффективности сельского хозяйства, скотоводства и рыбного хозяйства, которая была распространена по всей стране Министерством сельского хозяйства с 1987 года);

§ Программа Факел (программа развития индустрии высоких технологий, разработанная Госкомитетом науки, начало реализации в августе 1988 года);

§ Программа проблемного исследования (программа, разработанная Госкомитетом науки в 1982 году, которая определила функции руководящей законодательной и исполнительной власти);

§ Программа Ляоюань (начало реализации в 1989 году), которая была разработана Госкомитетом просвещения для подготовки технических работников в выполнении программы Искра и программы богатого урожая, а также для создания основы развития);

§ Программа по внедрению важных государственных научно-технических достижений – Первый Форсайт-прогноз (в 1990 году официально приступили к реализации этой программы);

§ Программа Достижение вершины (начало реализации в 1992 году), которая является государственной программой фундаментального исследования в период восьмого пятилетия, в области организации и руководства производством);

§ Программа "Ста вожаков" (программа была разработана Академией наук Китая в 1994 году с целью подготовить и выбрать руководителей в выполнении научно-исследовательских программ на рубеже веков);

§ «Научно-техническая программа социального развития» - Второй Форсайт-прогноз (1996 г.).

С целью укрепления контактов в области проблемных исследований в Китае с мировыми исследованиями в Фонде наук Китая было постепенно разработано 5 направлений международного обмена в рамках международных исследований на основе сотрудничества, был создан Специальный фонд на "Временную работу, и чтение лекции обучающихся за границей". Китайский фонд наук участвовал также в определённых программах межгосударственного сотрудничества. До настоящего времени страна установила отношения в области научно-технического сотрудничества с 150 странами и регионами, заключила Соглашения по государственному научно-техническому сотрудничеству и экономико-техническому сотрудничеству. Всё более и более оживляется международное научно-техническое сотрудничество. Китайская ассоциация наук и подчинённые ей общественные организации принимали участие в 244 международных научно-технических конференциях; Государственный фонд естественных наук заключил Соглашения по сотрудничеству с государственными научными фондами и организациями 36 стран.

Основы модели “имитационного развития” были заложены еще Японией, которая достигла высоких результатов в экономическом развитии в условиях ограниченности ресурсов, опираясь на заимствованные технологии. Основная особенность имитационной модели экономического развития, прежде всего, состоит в том, что она отдает предпочтение не созданию, а селекции технологий, созданных зарубежными странами. Понимая, что правильный выбор заимствованной технологии может позволить стране преодолеть ограничения на пути экономического развития, Китай придавал особенно важное значение четкой постановке экономических задач, для решения которых осуществлялся поиск новых технологий в общемировом масштабе. Причем с изменением внутренней и внешней среды происходило соответствующее изменение задач и, следовательно, корректировалось содержание технологической политики.

Селекция технологий происходила в различных вариантах. Это не только лицензионные соглашения с зарубежными странами или приобретение патентов, но и приглашение высококвалифицированных специалистов, а также приобретение современного оборудования.

В 2002 году в Китае начинается третий Форсайт-прогноз, задачами которого является:

§ Анализ экономических и социальных потребностей Китая;

§ Содействовать реализации проекта в области высоких технологий в последующие 10 лет;

§ Сфокусироваться на развитии технологии в Китае.

Эксперты рассматривали каждую критическую технологию и в последующем выбирали перспективные направления с помощью метода Дельфи в 3 этапа.

1. Подготовительная работа: анализ социально-экономических потребностей и развитие технологий;

2. Обобщение полученных данных;

3. Обсуждение направлений по следующим аспектам:

· Экономическая целесообразность;

· Значение для индустрии высоких технологий;

· Значение для традиционной промышленности;

· Вклад в защиту окружающей среды;

· Повышение качества жизни;

· Международная конкурентоспособность.

4. Выбор направления.

В общем, в исследовании участвовало около 3000 человек из научных центров, предприятий, государственных университетов (в изучении одной критической технологии участвовало около 500 чел.) и в результате были выбраны следующие направления:

· Информационные и телекоммуникационные технологии;

· Биотехнологии, наука «живых систем»;

· Здравоохранение и питание;

· Электроника;

· Энергетика;

· Нанотехнологии;

· Новые материалы;

· Производственные системы;

· Жилищное строительство;

· Экология.

В китайским Правительством был взят курс на формирование собственной инновационной индустрии Hightech-технологий. Первым шагом в реализации курса стал государственный закон «Об инновационной политике КНР», предусматривающий четкое законодательное и финансовое обеспечение. В соответствии с разработанной программой к 2010 году в Китае должна быть создана собственная инновационная система. До 2020 года КНР по десяти основополагающим направлениям научно-технического прогресса обязана выйти на мировой уровень, а по трем - пяти позициям в каждом направлении занять лидирующее место в мировой науке. По планам китайского правительства к 2050 году в стране должна быть создана экономика знаний.

В настоящий момент страна переживает бум развития практически всех реальных секторов экономики, но наибольший успех наблюдается в сфере информационных технологий (ИТ).

Стимулирование частного сектора. За масштабными программами китайцы не забывают о потребностях в инновациях и передовых технологиях малых и средних предприятий. В декабре 2005 года правительство КНР представило новые правила, призванные стимулировать инвестирование венчурного капитала в малые и средние предприятия страны, которые вступили в силу в марте 2006 года. Именно малые и средние предприятия КНР стали самой эффективной командой по реализации технических инноваций. В последнее время недостатка во внимании со стороны китайских властей к стимулированию инновационной деятельности не было.

Результаты. Ценой 50-летних усилий Китай достиг впечатляющих успехов в ряде важных областей науки и техники. Были проведены испытания атомной и водородной бомб, баллистических ракет; осуществлены запуски и возвращение на Землю искусственных спутников Земли; запуск ракет-носителей; впервые в мире осуществлен искусственный синтез бычьего инсулина, рибонуклеиновой кислоты на основе трансформации аланина дрожжей; был выведен высокосортный гибридный рис. Начиная с 80-х гг., научные исследования китайских ученых вполне отвечали мировым требованиям. К числу таких достижений относятся исследования в области сверхпроводимости, циклотрона на встречных протоноэлектронных пучках, новой технологии по добыче нефти путем заводнения скважин, конструирования солнечного имитатора модели КМ-4, имитационных и аэродинамических технологий, контроля и технологического процесса на уровне атома, робототехники, а также трансформации генов для культивации элитных сортов сельскохозяйственных культур.

 

Характеристика форсайт-процесса Страны
Япония Китай Россия
Год начала применения Форсайта 1970 г. 1990г. 1992 г.
№ программы
Начало действия послед-ней Форсайт-программы с 2001 с 2003 с 2006
Заказчик Министерство обра-зования, культуры, спорта, науки и тех-нологии, Совет по науке и технологиям Министерство науки и техники Правительство
Законодательное закрепление Основной план по науке и технологиям Основные положения государственного пла-на средне- и долго-срочного развития науки и техники Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года
Исполнители Форсайт центр науки и технологии при институте науки и технологии, институт будущих технологий Комитет по разработке национальной инно-вационной системы, национальный иссле-довательский центр науки и технологии Федеральное агентство по науке и технологиям, научно-координационный совет
Число основных направлений
Временной горизонт До 2030 До 2020 До 2015
Лаг корректировка каждые 5 лет Каждые 5 лет Различен
Число вовлеченных экспертов в первом раунде - 4448 3000 (500 чел. участвовало в изу-чении одной крити-ческой технологии) Нет данных
во втором - 3016
Методы отбора приоритетов Метод Дельфи, мозговой штурм, сценарии Метод Дельфи, сценарии Метод Дельфи, фокус-группы

Мировые прогнозы развития науки и техники. В последние 10-15 лет во всех развитых странах произошла перестройка дисциплинарной структуры науки: снизился удельный вес технических знаний, возросла доля комплекса “Наук о жизни” – биологии, генетики, всех отраслей медицины, а также биохимии, биофизики, т.е. междисциплинарных исследований, создавших принципиально новые области применения.

Ключевые направления современной научно-технической революции - информатика и электроника, новые материалы и биотехнологии, машинный интеллект и робототехника, генная инженерия и сверхпроводимость, гибкое автоматизированное производство - ведут не только к появлению новых видов товаров и услуг, радикальному преображению технологических процессов, но и формируют новый технологический способ производства. Он базируется на электронике, вычислительной технике, телекоммуникациях, малоотходных и наукоемких производствах. Ядром производства является информатизация общества, всех сторон его жизни и трудовой деятельности на базе телекоммуникаций, информационных компьютерных сетей с использованием космических средств связи и волоконно-оптических кабелей, факсимильных аппаратов, электронной почты, сотовой связи. С помощью средств мультимедиа (синтеза компьютеров, аудио- и видеотехники), компьютерной графики создается виртуальный мир, виртуальная реальность, где для человека открывается широкая дорога для творчества, быстрого освоения и обновления знаний.