Общественный строй русского государства.

Племенные князья, родственники и бояре – высшее князье.

Русский– буквально это прилагательное русский относится к Руси.

Челядь – сост. из тех, кого продавали и из тех, кого нельзя продавать.

 

Это было не племенное общество, а раннегосударственное. Люди отличались в правах и по классам. Начинают формироваться классы и сословиям. Князь Игорь еще был очень традиционен. Он пошел в полюдье к древлянам, собрал дань, реализовывал права князя. Но, поскольку он нарушил закон, попытавшись собрать дань, да еще пришел с маленькой дружиной, одним словом эти козлы его замочили. Государственность имела быть, древляне не хотели выйти из русского государственного образования.

 

Helga (Ольга) – принадлежала в знатному роду конунгов. Ольга повела себя, как мудрая правительница. Гибель Игорь показала, что нужно было вносить изменение в систему государственности.

 

 

Восточные славяне в VIII – X веках [страница 12] Реформы княгини Ольги

Ольга провела реформы (преобразования):

 

1. Она регламентировала взимание податей, чтобы не было возможности собрать их дважды.

 

2. Система полюдья была архаической, она встречается у разных народов разных государств. Новая система – уроки.

 

3. Ольга сменила племенное деление на территориальное и установила погосты (места, для сбора дани).

 

По-гост – от слова гостис. Гость приезжал для сбора дани.

 

Погост теперь становился местом постоянного пребывания княжеской власти, позднее там находился староста.

 

Вокруг города образовывалась волость (от слова володети, та территория, на которую распространялась княжеская власть из города). Остальная территория контролировалась погостами, защищенными укреплениями. Они теперь были

центрами административного управления.

 

В XVII веке произошли серьезные изменения, погосты были заброшены и пришли в упадок.

 

В XVIII веке погост обозначает кладбище при церкви (погост – синоним кладбища).

 

Ольга провела территориальную реформу, и в этом русском государстве она сама занимала высокое положение. У нее был двор в Киеве, села и пригород Киева.

 

Восточные славяне в VIII – X веках [страница 13] Распространение христианства

 

Христианство на Руси распространялось “сверху” и “снизу”. Путь распространения “сверху” заключался в том, что восточно-славянские князья или скандинавы совершали поход на Византийскую империю, принимали там христианство сами и крестили дружину.

 

Христианство – сложнейший комплекс философских, религиозных, эстетических и этнических представлений.

 

Христианство привлекало высшую часть общества, но мы не знаем знатных христианских погребений IX-X века. В Западной Европе, например, германские князья и короли несколько раз принимали христианство. В это время активно шел процессе его становления.

 

Путь распространения “снизу”. Послы, купцы, слуги и челядь, пленники попадавшие на территорию христианских государств принимали христианство.

К середине X векав Киеве существовала соборная церковь святого Ильи. Восточные славяне создавали свою христианскую общину, скандинавы свою, византийцы свою, купцы на западе и Средней Европе свою. В X веке так же появились различия в литургии у христиан и католиков. Именно поэтому и были создана церковь святого Ильи.


Пророк Илья был канонизирован, он был борцом за единобожие, повергал языческие капища. Его атрибутами были громы, молнии и даже землетрясения, он сталь альтернативой Перуну. Христиане заняли активную позицию, как пророк Илья, по отношению к многобожию.

 

Княгиня Ольга приняла христианство в 955 году в Киеве. Но, одно дело принять христианство, а другое укрепить его. В 957 году Ольга отправилась в Константинополь со своей свитой. Там она получила христианское имя Елена (так звали жену царя Константина Багрянородного). Затем она вела переговоры о создании епископии в Киеве, но в этой просьбе ей было отказано.

 

В 959 году Ольга отправляет своих послов к германскому королю Оттону, очень талантливому, умному и честолюбивому. Он назначил миссийского епископа, но тот умер, пока собирался. Вместо него они назначили Адальберта.

 

В 960 году он отравился на Русь. Он же написал в Хронике, назвав Ольгу региной. Она для того чтобы добиться свой была готова на все. В 962 году король Оттон стал императором священной Римской Империи Оттоном I Великим.

 

Пока приходило посольство с Адельбертом, в Киеве произошел переворот, т.к. вырос князь Святослав. Адальберт пришел слишком поздно, и вынужден был бежать обратно.

 

 

Восточные славяне [страница 1] Правление Святослава

Зимой 961-962 годов княгиня Ольга провела территориальные реформы и отрегулировала взимание податей.

 

В государстве того времени существовала публичная власть в виде династии Рюриковичей, княжеского административного аппарата, дружины и регулярноговзимания податейX веке появляется подушная подать). Существует Русская Правда и войско-ополчение, набираемое по принципу воинской повинности, княжеская дружина и наемники. Княгиня Ольга, проведя реформу, создала эту единую государственную систему. В это же время идет тенденция к созданию епископии.

 

Но князь вырос Святослав, князь-воитель, доблестный воин, он поставил перед государством новые задачи. В то время очень большую важность имели пути “из варяг в греки” и “волжско-балтийский путь”.

 

Путь из Варяг в Грекишел из Балтийского моря через Западную Двину или реку Неву – Ладожское озеро – реку Волхов и Ловать, далее суда по системе волоков перетаскивались в Днепр и попадали в Черное море, а затем в Византию)

 

Волжско-балтийский путьот Финского залива в верховья Волги, по Волге в Каспийское море и страны мусульманского востока.

 

Святослав, вероятно, осознано поставил себе задачу контролировать полностью оба этих маршрута. Он остановил процесс укрепления христианства. В этом была стратегическая необходимость, т.к. он не хотел распри между христианами и язычниками. В 964-966 годах Святослав предпринимает грандиозный поход на Хазарский Каганат.

 

Существует два мнения по поводу его маршрута:

 

Мнение 1 – Первый поход он совершил на белую Вежу или Саркел, а потом на Волгу.

 

Мнение 2 – Сначала Святослав отправился на вятичей (на Оке), потом разгромил город Булгар (Столица Булгарии).

 

После чего отправился на Итиль – столицу хазар в низовьях Волги. Хазары собрали войско, но Святослав победил.

 

Разгромив центр Хазар Святослав повернул на запад. В 966 году он захватил Саркел.

 

Подводя итог этому походу, можно сказать, что Святослав подчинил вятичей, разгромилболгар, установил контроль над средней Волгой. Больше хазарский каганат не контролировал Болгарский и Днепровский пути.

Восточные славяне [страница 2] Правление Святослава

 

В Саркеле Святослав оставил гарнизон. Так же он захватил Таманский полуостров, выйдя, таким образом на границы Византийской империи. Очевидно, это натолкнуло его на мысль о дальнейших военных походах.

 

Он заставил Болгарского царя Петра II заключить с ним союз. На Балканы пришло русское войско.

 

Компания 968-971 годов – основное направление – Константинополь.

 

Они захватили город Филиппополь (Пловдив), который занимал важнейшее стратегическое положение. Тот, кто контролирует Пловдив, имеет выход к Константинополю.

 

В это время в Византии произошел государственный переворот. К власти пришел полководец Иоанн Цимисский, Никифор II был убит. Иоанн собрал всех возможных воинов, корабли, вооруженные греческим огнем, которые вышли на Дунай и перерезали средства коммуникаций. Тогда византийцы стали теснить Русско-Болгарское войско.

 

Иоанн Цимисский в начале напал на болгар, захватил их столицу - Переслав, разграбили город и захватили царя и царскую семью Петра II, заставив его заключить мир.

 

Русское войско осталось без поддержки, далеко от собственных границ, Святослав с боями стал отходить к Дунаю, но был окружен в городе Доростол. Заняв активную оборону, Святослав показал, что его войско победить невозможно.

 

В 971 году Он заключил мир, согласно которому, русское войско с оружием и почетом пересекло Дунай и вернулось на Родину.

 

Святослав поступил мудро, перестановив распространение христианства, обеспечил экономическую стабильность. В 968 году он посадил трех своих сыновей князьями наместниками:

 

Ярополка – В Киеве

Второго – В Древлянской земле

Третьего – В Новгороде.

 

Государство было политически-единым, политическая ось Новгород-Киев, путь из “варяг в греки” - экономическая ось русского государства.

 

Святослав посадил своих сыновей в разных городах, для сохранения единства государства.

Восточные славяне [страница 3] Правление Святослава

 

В 971 году Святослав отправил на Русь но, судя по всему, решил отдохнуть, а потом продолжить свои походы. Он не стал возвращаться в Киева, а отправив туда свое войско, оставшись в Белобережье.

 

Византийцы собрали в Крыму (провинции Византии) войско и блокировали Святослава. Византийцы так же поддерживали союзные отношения с печенегами. В итоге Святослав попал в печенежскую засаду в 972 году и погиб.

 

L Я Плакаю!!!

 

Восточные славяне [страница 4] Династический кризис конца X века

На Руси осталось три брата – старший из них, Ярополк – правил в Киеве. Теперь все зависело от того, станут ли подчинятся воле старшего младшие. Кроме того князья подвергались давлению со стороны местного населения.

 

В Новгороде сложилась своя знать, которая не хотела выплачивать подати Киеву. Ежегодно Новгород должен был выплачивать Киеву 3000 гривен, 1000 оставалась у князя-наместника, для содержания дружины. А 2000 уходили в Киев.

(Гривна – или 51 грамм или 196 грамм серебра)

 

Таким образом становится понятно, почему Владимир отказался подчиняться Ярополку.

 

Ярополк, в качестве старшего брата и правителя Киева стал собираться походом на Новгород. Владимир бежал за море, к шведам и вернулся оттуда с наемным войском. Теперь ситуация изменилась, на стороне Владимира была новгородская тысяча и мощное наемное войско.

 

Но, Владимир сразу не пошел на Киев. В начале он подчинил своей власти Полоцк и весь Северо-Запад. Полоцк, видимо, захватил скандинавский конунг Рогвальд, но варяги были там недолго. Владимир захватил Полоцк, Рогвальд и его сыновья были убиты и только потом Владимир отправился на Ярополка, который был предательски убит, когда пришел заключать мир.

 

По закону Леварата, имущество должно было сохраниться в большой семье. Владимир взял в жены жену Ярополка, а Святополк стал его сыном.

 

В это время распространяется единая материальная культура, культура древне-русского периода. Появляется единая денежная система.

 

Восточные славяне [страница 5] Религиозно-идеологические верования

Владимир собирает пантеон самых чтимых богов:

 

Перун – повелитель грома и молний, ему подвластны дожди и грозы, град и снег.

Хорс (слово иранского происходжения) – бог солнца.

Сварог – бог неба.

Стрибог – бог ураганного ветра. Имя его означает “свистящий, воющий”

Даждьбог– божество солнца. Имя балтийского происхождения

Мокош – Богиня дождя, покровительница мелкого домашнего скота. Охранительница дома, благополучия, покровительница полей и женского ремесла.

 

Он собрал их в единый пантеон, а потом перенес этот пантеон из княжеского дворца, чтобы все могли им поклоняться.

 

В начале его правления происходили гонения на христиан. Но, оказалось, что возможности язычества были исчерпаны. Пришлось вернуться к тому, что начала делать Ольга.

 

Появилась объективная потребность в принятии христианства, со сложившейся идеологией, которая утверждала, что всякая власть есть от бога.

 

Владимир Святославич улавливает сложившуюся в это время острую военно-политическую ситуацию.

 

В 986 году в Византийской империи к власти пришли Василий II и Константин VIII (легитимных правителей, Никифор и Иоанн Цимисский были узурпаторами).

 

Но, против них восстал патриций Варда Фока, он направился на Константинополь, собрав огромное войско.

 

Василий II (старший из братьев), запросил помощи у сильного русского князя, и Владимир Святославич отправляет им в помощь шеститысячное войско.

 

Объединившись русско-византийское войско разбило армию Варды Фоки.

 

За эту помощь Владимир потребовал в жены Анну (христианку). И это так же, подвигло Владимира к принятию христианства.

 

Но Анна не хотела уезжать из Константинополя. Тогда Владимир предпринимает поход на Херсонес, и после долгой осады захватывает город. Тогда принцесса Анна со свитой на кораблях отправляется в Херсонес, там Владимир принимает крещение и получает христианское имя Василий.

 

Потом, взяв в Херсонесе священников, коней и статуи он отправляется обратно, в Киев.

 

 

Восточные славяне [страница 6] Религиозно-идеологические верования

 

 

Архиепископия первоначально была автокефальная (самоуправляющаяся). Но, автокефальную церковь создать было нельзя. Поэтому Русская метрополия стала составной частью Константинопольской патриархии.

 

Владимир отправил своего дядю Добрыню крестить новгородцев, тот половину города сжег, а остальных заставил креститься.

 

Стали образовываться епископии: В Новгороде, Полоцке, Ростове, Владимире.

 

Появилось единое церковное пространство, потом была создана система народного православия.

 

Владимир, как правитель, обозначает пределы своего государства: Галицию и Волынь. Он строит город-маркер: Владимир.

 

Владимир чеканит свои монеты, с императорскими регалиями (венец, императорский трон, одеяние, но у Владимира нет державы). Не обратной стороне этих серебряников был изображен Христос Пантакратор.

 

Союзные отношения с Византией ослабевают, в 1011 году умирает Анна. Владимир женится на немецкой принцессе.

 

Владимир строит церковь Святой Богородицы, он заимствует католическую десятину. Это реальные денежные поступления. Церковь Святой Богородицы становится десятинной. Владимир Святославич идет в Десятинную церковь через особый вход, на хоры. В куполе Христос Пантакратор, потом – архангелы, потом евангелисты, нижи сомны святых, потом находился князь и, ниже всякая ерунда.

 

 

Восточные славяне [страница 7] Правление Владимира Святославович

 

 

До 1013 года Владимир Святославович пользовался полным авторитетом и единовластием.

 

Но, в 1013 году Польский король Болеслав Храбрый напал на Волынь. Польша в то время была сильным государством, она, например, воевала со священной Римской Империей.

 

Русское государство отбилось и Владимир Святославич заключил мир с Болеславом Храбрым. Произошел династический брак, Святополк женился на дочери польского короля.

 

Мир был заключен зимой 1013-1014 годов, Владимир надеялся установить долгие мирные отношения, но получилось иначе.

 

Польская принцесса приехала со своим духовником, епископом Ребибергом. Который, вероятно, знал славянский язык и они вместо союзных отношений, организовали заговор вместе с Святополком.

 

Владимир, узнав об этом, в 1014 году приказал арестовать Святополка с женой и Ребибергом, который вскоре умер в заключении.

 

В этом же году (1014 г.) Ярослав поднял восстание в Новгороде, так как его не устраивало сложившееся положение и он не хотел платить Киеву. В Новгороде собирались огромные пошлины: торговые, проездные. Новгород имел гораздо более выгодное торговое положение, до него было быстрее и легче добираться, этим объясняется его богатство.

 

3 000 гривен – это средняя цифра собираемых податей. 2 000 отправлялись в Киев, а на 1 000 князь содержал служивых людей.

 

Если перевести 2 000 гривен в эквивалент серебру, из расчета 1 гривна = 196 грамм серебра, то мы получим почти 400 000 килограмм серебра, ежегодно отправляемых в Киев. В это время шел огромный товарооборот.

 

Если причиной заговора Святополка была династическая причина, то в Новгороде она была экономической.

 

В это время экономическая / политическая / идеологическая оси Киев - Новгород работали в полную силу, а Ярослав их нарушал.

 

Владимир начинает собирать войско для похода на Новгород, но умирает.

 

Восточные славяне [страница 8] Династический кризис 1014 – 1018 годов

Реальные политические события, охватывающие район центральной и восточной Европы.

 

Ярослав Владимирович в Новгороде

Изяслав Владимирович в Полоцке

Судислав Владимирович в Пскове

 

Мситислав владел Тмутараканским княжеством, он контролировал низовья Дона, Азовское море и Северное Предкавказье, таким образом ему платили дань ясы и косоги.

 

Борис Владимирович сидел в Ростове.

Глеб Владимирович считался князем в Муроме.

 

Система посажения княжеских сыновей работала в то время.

Святополк, скорее всего, содержался в Вышгороде (на Днепре), вероятно, не в тюрьме и он оказался ближе всех к Киеву, он перехватил политическую инициативу. Он вернулся в Киев, стал раздавать меха и деньги, чтобы горожане его поддержали.

 

Святополк стал чеканить монеты, как Владимир, но со своими лицом, а на обороте княжеский герб.

 

 

Он восстановил княжеский знак своего отца, помня, что ОН – Святополк Ярополкович, а Владимир – узурпатор.

 

Для укрепления власти Святополк должен был или подчинить свой власти сыновей Владимира или убить их. Борис, Глеб и Святослав были убиты, но не случайно, Святополку нужно было восстановить единство. Чем он и занимался.

 

Борис и Глеб были канонизированы РПЦ, так как по христиански приняли смерть.

 

В этот момент нужно было восстанавливать единство, или из Киева или из Новгорода. И в сложившихся обстоятельствах Ярослав Владимирович показал себя мудрым политиком. Он послал гонцов к варягам еще, когда готовился к войне со своим отцом.

Восточные славяне [страница 9] Династический кризис 1014 – 1018 годов

 

 

Прибывшие на Русь варяги сидели без дела в Новгороде и домогались до новгородских женщин. На этой почве вспыхнуло восстание, часть варягов была перебита, остальные спаслись и Ярослав, для того, чтобы восстановить власть в Новгороде, пригласил руководителей новгородской тысячи в себе на двор, где их перебили, теперь настало время мириться.

 

В Новгороде князь собирает общегородское собрание, за городом, где варяги мирятся с новгородцами.

 

Нужно отметить, что Ярослав был женат на дочери шведского короля, следовательно он был его зятем и свояком Норвежского короля Олова Светлого. Поэтому он мог быть спокоен за свои тылы.

 

Ярослав готовится к борьбе со Святополком. Он собирает новгородскую тысячу, свою дружину и варягов. С этим мощным войском он отправляется на Святополка, который вышел ему на встречу.

 

Святополк, проиграв сражение, бежал к печенегам, а затем к Болеславу Храброму, его тестю, могущественному князю польскому.

 

Ярослав прибывает в Киев, восстанавливает в свою очередь, так же, с его точки зрения, легитимную власть, так как его отец правил Киевом достаточно долгое время. (В этом заключается династическая коллизия)

 

Но, он князь Новгородский, ему необходимо укрепить свои позиции в Киеве. Ярослав вырабатывает первую письменную “Русскую Правду”, из устной “Русской правды” выбираются нормы, позволяющие контролировать события в городе.

 

Первые 18 статей: об убийстве, о воровстве, о бегстве зависимых людей и о разного рода оскорбления. Письменный закон содержит очень ограниченное количество норм, он предназначен для урегулирования отношений в городской среде.

 

Ярослав вел активную политику, он не просто сел на княжеский стол, он правил.

 

Но и Святополк не дремал. Болеслав Храбрый однажды пытался, пользуясь родственными связями включить в состав Польши Чехию, и в тут он решил повторить свой опыт, решив подчинить русское государство.

 

Он собрал войско, нанял 300 немецких рыцарей, 300 венгерских рыцарей, 1000 печенегов и двинулся на Русь через волынские города: Червень, Перемышль, Владимир.

 

 

Восточные славяне [страница 10] Династический кризис 1014 – 1018 годов

 

 

Ярослав, со своим войском выходит на встречу из Киева. Он был чужим для киевлян, поэтому они не очень стремились его поддерживать.

Ярослав потерпел поражение и был вынужден бежать в Новгород, а Болеслав со своим войском и Святополком устремился в Киев.

 

Болеслав Храбрый повел себя совсем не так, как ожидалось. Он отстранил Святополка от власти, захватил богатую Киевскую казну, которой хватило на оплату всего войска и наемников, а оставшуюся часть отправили в Польшу.

 

В Польше Болеслав чеканил монеты, на которых было написано Болеславус, а на Руси он чеканит их с надписью Болеслав, провозглашая себя сюзереном (верховным правителем), т.к. только верховный правитель имеет право чеканить монеты.

 

Таким образом, Русь должна была теперь платить дань (Древняя столица Польши - Гнезно), а Святополк должен был поставлять войска по требованию Болеслава.

 

На покорм войско было распределено по окрестным городам. Это оскорбляло национальные чувства населения. Начались восстания, поляков начали потихонечку убивать. У Святополка был выбор – поддержать Болеслава или стать на сторону восставших и попытаться восстановить свою власть.

 

Он выбрал второе и примкнул к восставшим. Болеслав был вынужден отправиться обратно в Польшу. Но он оставил свои гарнизоны в Галиции и Волыни. Так кончился его поход на Русь.

 

Святополк начинает чеканить свои монеты в Киеве со своим православным именем: Петр. Эти монеты практически не содержали серебра, почва ушла из под его ног.

 

Ярослав снова собрал войско и пошел на Киев, Святополк бежал и умер где-то между чехами и поляками. А Ярослав вновь стал править в Киеве, отстраивая его, так как город очень пострадал. В 1017 году на него напали печенеги и часть города была сожжена.

 

Теперь тяжелым положением Ярослава решил воспользоваться его брат Мстислав Владимирович. Он собрал войско, нанял печенегов и отправился на Киев.

 

Восточные славяне [страница 11] Великое княжение Ярослава Мудрого

Теперь тяжелым положением Ярослава решил воспользоваться его брат Мстислав Владимирович. Он собрал войско, нанял печенегов и отправился на Киев.

 

Ярослав вышел на встречу со своим войском.

1024 год – Ночью при Листве произошла битва, а на утра оба князя увидели множество убитых и было решено заключить мир.

 

Они разделили владения. Киев и западные земли относительно Днепра отошли Ярославу, а восточные, относительно Днепра, к Мстиславу.

 

Мстислав делает столицей город Чернигов, находящийся примерно в 140-200 км от Киева. Он строит там храм, посвященный святому спасу, и если раньше церковная десятина вся шла в Киев, то теперь часть идет Святой Богородице, а часть Спасу.

 

Ярослав живет в Новгороде, так как опасается близости Мстислава, а Киевом управляет через своих посадников. Ярослав, так же, подчиняет эстов и строит на их территории город Юрьев, названый его христианским именем.

 

В 1030 году из Киева он отправляется походом на запад, чтобы вернуть себе Галицию и Волынь, но это ему не удалось. Так как русское государство двуединое. Нужно было объединенное войско.

 

Он договорился с Мстиславом и они вместе пошли на Волынь. Они прошлись по Польше, захватили много пленников. Оба князя вернулись на Русь. Ярослав посадил польских пленников на границе государства (они не были рабами, их просто перегоняли с одного места на другое). Мстислав вероятно, так же стал укреплять границы с помощью захваченных пленников.

 

Ярослав продолжал объединительную политику. А сам Мстислав Владимирович, очень неожиданно умер, что значительно облегчило Ярославу задачу. Территориальное единство было восстановлено, а остальные братья подчинились Ярославу. Он вернулся в Киев, расширяет и укрепляет защищенную территорию.

 

Ярослав строит Колокольный собор Святой Софии, который становится главным кафедральным собором. Этот собор строится по образу Святой Софии в Константинополе.

 

В куполе Христос Пантократор. В барабанах – архангелы. В парусах – Евангелисты. Ниже Богоматерь Оранта, она защищала людей перед богом. Ниже ярусом сцена евхаристии, причащения учеников Иисуса Христа крови и плоти.

 

В Главном Нефе, центральной часть была построена перемычка, была написана фреска, на ней изображен идущий Ярослав, который несет модель собор Храма

 

Восточные славяне [страница 12] Великое княжение Ярослава Мудрого

 

 

Святой Софии к Христу, а за ним мужская часть его семьи. А с другой стороны движется Ингигерт (Ирине – христ. имя) и дочери.

 

Строение собора повторяет десятинную церковь. В Константинополе на хоры вел пандус, а на Руси строились лестницы, так вот, в Соборе Святой Софии было две лестницы, с башнями. Женщины шли в северную башню, мужчины, в южную, украшенную прекрасными фресками.

 

Как только они выходили на хоры, князь оказывался с семьей между богом и всем остальными. Объективная потребность заключалась в том, чтобы поднять князя. Его так же называли царем и каганом (цесарем).

 

Ярослав, как князь, восстановил единое государство. Он маркирует пределы государства своим городами. Он строит еще один Юрьев на границе с печенегами, и Ярославль на Волге, нависающей над Булгарией (волжскими болгарами).

 

В это время учреждаются епископии в Новгороде, Переяславле, Смоленске.

 

Сам Киев продолжает традиции Константинополя, но он и бросает ему вызов. В Киеве появляются золотые ворота, создается церковь Святой Софии, аналогичная константинопольской.

 

Возникает активная переводческая деятельность. Переводятся византийские произведения. Появляются древние летописные и, возможно, краткая запись летописной “Русской правды”.

 

В военном отношении Ярослав укрепляет границы. Он устраивает походы на печенегов, которые откочевали на запад, в Венгрию и Болгарию. Новые тюркские народы, Огузы, торки, селились на границах с русскими землями и становились федератами. Только когда пришли половцы, у них хватило сил для войны с Русью.

 

В 1043 годуЯрослав отправил своего сына, Владимира на судах в Константинополь, но он потерпел неудачу. Был заключен мир и восстановлены дружеские отношения.

 

Стоит так же отметить, что Ярослав устанавливал династические связи с западными государствами Европы.

 

Его сын Изяслав Ярославович был женат на дочери польского князя Мешка II, Гертруде. Благодаря этому браку Польша отказалась от претензий на Голицию и Волынь.

 

Дочь Анастасия была выдана за венгерского короля Андрея I.

 

Восточные славяне [страница 13] Великое княжение Ярослава Мудрого

 

 

Сам Святослав Ярославович был женат на принцессе Оде. Дочери графа Леопольда фон Штаде, который был потомком императора Оттава I.

 

Всеволод Ярославич был женат на дочери византийского императора Константина Мономаха.

 

Елизавета вышла за муж, за норвежского короля Харальда Жестокого.

 

Анна Ярославовна в 1051 годубыла выдана за муж, за Генриха I и стала Матерью короля Филиппа I.

 

 

Социально-экономический строй Руси XI – первой половины XIII [стр. 1]