Отличительные особенности и общая характеристика смешанной избирательной системы.

Модифицированный метод Сен-Лаге

Метод Сен-Лаге

Механизм тот же, что и при подсчёте по методу д'Онта, но делителями выступают 1, 3, 5 и так далее. Такое деление даёт получить парламентские места шанс малым партиям.

 

Делителями в данном случае являются 1,4, 3, 5 и так далее. Первый делитель является дробью, поскольку это даёт шанс получить парламентское представительство средним партиям. Подсчёты в данном случае идут так же. как и при методах д'Онта и обычном Сен-Лаге.

 

 

7. Смешанные избирательные системы. Система единого непереходящего голоса (ЕНГ) 2 часа

 

7.1. Отличительные особенности и общая характеристика смешанной избирательной системы.

7.2. Связная смешанная избирательная система (Германия).

7.3. Несвязная смешанная избирательная система (Россия).

7.4. Японский опыт применения избирательной системы единого непереходящего голоса (ЕНГ).

 

 

Для преодоления недостатков мажоритарной и пропорциональной избирательных систем создаются разного рода смешанные избирательные системы, они отличаются следующими характеристиками

- Определяется нижний предел для ограничения представительства мелких партий – избирательный метр. Пример: бундестаг ФРГ, где представительство ограничено для партий, набравших менее 5 % голосов. Таким образом, исключается участие мелких партий, что создает условия для создания более стабильного правительства, хотя благодаря этому ограничению от парламентского представительства может отсекаться до 2 млн. граждан ФРГ. По такому же принципу осуществляется ограничение избранных партий избирательных блоков и объединений в России.

- Вместо многомандатных создаются маломандатные округа. Право на участие в выборах предоставляется 4-5 партиям, причем в качестве победителей могут рассматриваться только 2-3 партии. Такая система способствует созданию устойчивых партийных блоков весьма эффективных для проведения избирательных кампаний и завоевания политической власти, а также создает условия для отсечения крупных партий, оппозиционных официальному курсу.

- В списки кандидатов вносятся не партии, а их представители, поэтому при голосовании происходит отбор прежде всего персоналий, а не только выбор партийной программы.

- В масштабе страны создается система, при которой часть депутатских мандатов завоевываются на основе принципов мажоритарной системы, а другая часть – распределяется в зависимости от голосования по партийным спискам. Таким способом удается избежать существенных недостатков как пропорциональной, так и мажоритарной избирательной системы и в полной мере использовать их достоинства. Именно такая система в наибольшей степени соответствует особенностям современной России: сохранению привычки избирателей к мажоритарной системе и одновременно развитию в стране многопартийности.

 

2. Связная смешанная избирательная система (Германия).

 

Каждый избиратель имеет в бюллетене право на 2 голоса, так называемые первый и второй голоса. По опросам большинство граждан Германии не совсем понимают, как действует их избирательная система. Только 1/5 часть граждан Германии разбирается в собственной избирательной системе, а из активных сторонников партий, помогающих вести избирательную компанию понимают избирательную систему менее половины.

В 1949 г. США и Великобритания настаивали на введении мажоритарной системы, чтобы не было сильной партийной раздробленности, но немцы отказались полностью принять это предложение. Таким образом, половина Бундестага избирается по системе «всё забирает победитель» (это первый голос в бюллетене), а другая по пропорциональной системе (это второй голос). Оба голоса опускаются в урну в одном бюллетене.

Для мажоритарной системы вся страна разделена на небольшие округа, число которых соответствует половине мест в парламенте. Побеждает тот кандидат, который набирает большинство.

Для пропорциональной системы по партийным спискам предназначен второй голос. Избирательными округами в данном случае являются земли. Ранг кандидатов в списках определяется партийным руководством.

Каждый избиратель может отдать голоса как одной партии в пропорциональном голосовании и её же представителю в мажоритарном, так и по пропорциональному списку проголосовать за список одной партии, а в мажоритарном округе выбрать кандидата от другой партии. Кандидаты могут участвовать сразу в двух видах выборов, что усложняет ситуацию. Если кандидат победил в мажоритарном округе, он отказывается от места в партийном списке.

Второй голос определяет общее количество мест, которые партия получила в парламенте пропорционально количеству голосов в общенациональном масштабе.

Количество кандидатов, прошедших в парламент по мажоритарным округам, отнимают от общего числа мест, полученных партией. остальные занимаются представителями партии согласно партийных списков. Например, в 1987 г. социал-демократы набрали 37 % голосов, что дало право занять 186 парламентских мест. Из них отняли 79 мест, поскольку именно столько кандидатов от социал-демократов стало парламентариями по мажоритарным округам. Оставшиеся 107 мест распределили на основании партийного списка.

Партия, не взявшая мажоритарные места, может заполнить места по партийным спискам. Так, например, было в 1987 г. с зелёными.

Для представительства партии в парламенте необходимо преодолеть 5 %-ный барьер или победить в 3 мажоритарных округах.

 

 

3. Несвязная смешанная избирательная система (Россия).

В отличие от связанной избирательной системы в несвязанной количество мест в парламенте в целом не рассчитывается только из того, сколько голосов получили политические партии на выборах.

При несвязанной смешанной избирательной системе представители партий, выступающие кандидатами в мажоритарных округах, завоёвывают дополнительные места для своих партий в парламенте. Партии распределяют между собой, согласно поданным за их списки голосам половину мест в парламенте, а вторая половина вакансий закрывается по мажоритарной системе, причём, если партийные представители победили в мажоритарных округах, они, придя в парламент, войдут в состав своей партийной фракции. Таким образом, количество мест у партии прошедшей по партийным спискам и по мажоритарным мандатам увеличивается, что может дать в конечном распределении мандатов между представителями партий совершенно неожиданный эффект. Допустим, если партия победила по спискам и потенциально претендует стать самой большой в парламенте, то мажоритарное голосование может всё изменить. Например, если эта партия проиграет мажоритарные выборы, то по общему количеству мест её может обогнать следующая за ней во время пропорциональных выборов, которая суммируя свои места, полученные по партийным спискам и по мажоритарным округам, может стать первой по общему количеству мест в парламенте. Такая ситуация требует от партии разных стратегий при проведении выборов в пропорциональных и мажоритарных округах. Если партия обладает поддержкой среди населения, то для максимального успеха ей необходимо выдвинуть по мажоритарным округам наиболее значимых представителей, пользующихся поддержкой и известностью у избирателя, которые в силу своих личных качеств могут победить в мажоритарном голосовании. Так можно одержать победы по большинству мажоритарных округов. В пропорциональных округах партия может победить лишь благодаря поддержке населением её как таковой, даже если в партийном списке не будет известных политиков, ушедших бороться за мажоритарные мандаты. Однако может возникнуть ситуация, что именно из-за отсутствия в списках партии популярных политиков, она не наберёт достаточного количества голосов. С другой стороны, если сконцентрировать всех известных политиков в партийном списке, то партия может проиграть мажоритарные выборы. Реальные результаты деятельности несвязанной политической системы показывают, что даже если партия уступает в пропорциональных округах, то она может наверстать упущенное за счёт мажоритарных. Особенно эффективно это действует в бывших союзных республиках, поскольку там традиционно избиратели ориентируются не на партию, а на персоналии. В качестве примера можно привести результаты парламентских выборов в России 1993 г. при которых ЛДПР по партийным спискам завоевала 26,2 % мест, а блок «Выбор России» – всего 17,8, но в мажоритарных округах ЛДПР завоевала всего 2,3 % мест, а «Выбор России» – 13,2. После чего общая ситуация в парламенте изменилась и общее количество мест распределилось следующим образом: ЛДПР – 14,4 %, «Выбор России» – 15,5.

 

 

4. Японский опыт применения избирательной системы единого непереходящего голоса (ЕНГ).

В бюллетень вписывается несколько кандидатов, на округ предоставляется 3 – 5 мест. Победителями становятся те из кандидатов, кто набрал большинство голосов, независимо от партийной принадлежности. Каждый избиратель имеет право голосовать за одного кандидата. При такой системе для маленьких партий, которые не могут претендовать на большое количество мест в парламенте, существует одна стратегия: в каждом избирательном округе выдвинуть одного кандидата, в надежде, что по некоторым округам они могут выиграть выборы. Для крупных партий задача более сложная. Ели они выставляют несколько своих кандидатов в одном округе, то существует опасность, что голоса избирателей распыляться между ними, и не один из кандидатов не наберёт нужного количества голосов. Если же выставлять по одному кандидату в округе, то они войдут в число победителей, поскольку партия крупная, но тогда окажется, что партия потеряет потенциальные парламентские места, которые она смогла бы набрать, если бы выставила несколько кандидатов в округе. Сколько бы голосов партия не получила в округе, она не может провести в парламент больше кандидатов, чем выдвинула. «Лишних» голосов при такой системе не существует. Кроме того, партии нужно позаботиться, чтобы никто из её кандидатов, выдвинутых в округе, не был слишком влиятельным, иначе он стянет на себя голоса потенциальных избирателей и победит с большим отрывом, а его коллеги по партии, баллотирующиеся в этом же округе, попросту не доберут голосов, и остальные места займут представители других партий. Такая система используется только в Японии при выборе в нижнюю палату парламента.