Измерения избирательных систем
Независимые переменные выборов достаточно разнообразны. Каждый исследователь выделяет совершенно разные факторы, описывая независимые переменные: структура баллотировки, тип выборов (пропорциональные, мажоритарные, плюральные), число представителей в каждом округе, общее число представителей в законодательном органе; и зависимые переменные: пропорциональность партийного представительства и создание законодательного большинства. Аренд Лейпхарт при исследовании электоральных систем выделяет основные и второстепенные измерения. К основным он относит: электоральную формулу (тип системы), значимость избирательного округа, число избирательных округов, величину законодательной ассамблеи, легальный и действительный электоральный порог. Другие измерения включают: структуру баллотировки, непропорциональность распределения, различие между парламентскими выборами в парламентской и президентской системах, возможность связанных списков. Роберт Джэкман и Росс Миллер изучают влияние различных институциональных факторов на участие населения в выборах, которое измеряется процентом участвующих от всего взрослого населения, способного участвовать в выборах. Этот показатель фиксирует зависимую переменную. В качестве независимых переменных здесь берутся: показатель национальных избирательных округов, индекс диспропорциональности, показатель мультипартизма, количество парламентских палат, принудительное голосование.
Самыми общими сведениями, позволяющими описать избирательные системы, являются электоральная формула (тип системы), число избирательных округов, число мест в законодательных органах (обычно, нижняя палата парламента) и ряд дополнительных сведений (минимальный избирательный возраст, легальный избирательный порог, год введения всеобщих выборов, год предоставления избирательных прав женщинам и др.).
Электоральный порог используется как показатель ограничения участия в выборах маленьких партий. Он фиксирует минимум поддержки, которая необходима партии для представительства в парламенте. Обычно такой порог устанавливается на национальном уровне, но может так же применяться в округах или на региональном уровне. Определяется он обычно процентом необходимых голосов, определенным числом голосов или каким-либо иным способом, например, получением по меньшей мере одного места на местном уровне для получения мест на более высоких уровнях. Аренд Лейпхарт предложил объединить эту меру со значимостью округа в единый измеритель, который он назвал «действительный порог». Напомним, что обычно значимость округа определяется числом кандидатов, приходящихся на один округ. При операционализации действительного электорального порога Лейпхарт учитывает следующие проблемы. Во-первых, электоральный порог связан со значимостью округа тем, что значимость округа позволяет говорить о целой амплитуде возможностей быть представленным или быть исключенным из парламента. Порог представленности (или включения) выражает минимум доли голосов, который позволяет партии завоевать место в парламенте при наиболее благоприятных обстоятельствах. Порог исключения выражает максимум доли голосов, который может быть недостаточным для завоевания места в парламенте при наиболее неблагоприятных условиях. Если партия прошла минимум, то появляется реальная возможность завоевать место, если она прошла максимум, то место ей гарантировано. Так, в случае с трехман-датным округом и тремя конкурирующими партиями при пропорциональной системе с использованием формулы Д'Онта нижний порог составит 20% голосов, а верхний — 25%. Во-вторых, нижний и верхний электоральные пороги определяются не только значимостью округа, но и влиянием электоральной системы и числом конкурирующих партий. В-третьих, и значимость округа, и число партий могут значительно различаться от округа к округу. В целом измерительная формула «действительного порога» строится на подсчете средней величины между верхним и нижним электоральными порогами:
Т = 50%/(М + 1) + 50%/2М
Т — действительный порог,
М — значимость электорального округа.
1) Приведем конкретный пример: Выборы Национального собрания во Франции в 1986 г. (556 мест) проходили по 96 избирательным округам. Легально установленный электоральный порог на уровне округа составлял 5%. Подсчитаем действительный электоральный порог значимость электорального округа М = 556/96 = 5,79
2) действительный электоральный порог Т = 50/(5,79 + 1) +50/2 х 5,79 = 50/6,79 + 50/11,58 = 7,36 + 4,32 = 11,68
Изучение избирательных систем с помощью показателя действительного электорального порога позволяет сказать об уровне ограничения участия партий в избирательном процессе, о возможной диспропорциональности в соотношении мест и голосов. Действительный порог может подсчитываться упрощенным способом, учитывая лишь, порог репрезентации, т.е. нижнюю границу.
Структура баллотировки относится к показателям, которые фиксируют способ распределения своих предпочтений избирателем. Избиратель может отдавать свой голос только одной партии, и тогда этот способ может именоваться категорическим. Избиратель может распределять свои голоса между партиями, указывая на порядок своих предпочтений. Подобный способ баллотировки получил наименование ординального. Рае высказал гипотезу о том, что ординальный способ, позволяя рассеивать голоса избирателей, благоприятствует усилению плюрализма в партийной системе.
Структура парламента в аспекте отношения его двух палат (уникамерализм, бикамерализм) используется для изучения избирательных систем. В качестве показателей, позволяющих оценивать эту переменную, используют состояние симметрии или асимметрии между двумя палатами и подобие или различие их композиций (конгруэнтность), включая различия в отражении интересов. Для оценки используется шкала от 0 до 4 баллов: 4 балла получает парламент при уникамерализме, 3 балла — конгруэнтные и очень ассиметричные двухпалатные парламенты (сильнее нижняя палата), 2 балла характеризуют неконгруэнтные и очень ассиметричные парламенты, 1 балл выставляется парламенту за наличие двух палат, 0 баллов получает парламент с сильным бикамерализмом.
Принудительное голосование оказывает влияние на избирательный процесс и его измеряют обычно по шкале 0 — 1. Ноль выставляется системе, где нет принудительного голосования, один — где оно имеется. Принудительное голосование отмечается в таких странах, как Австралия, Бельгия, Греция, Венесуэла, Италия. Используются различные меры морального и материального принуждения. Например, в Италии в документах не участвовавшего в выборах выставляется надпись «Не голосовал». Показатели участия в выборах для этих стран достаточно высокие. В Австралии этот показатель в среднем после войны составлял 95,4%, для Бельгии — 92,5%. В Нидерландах, где принудительное голосование было упразднено в 1967 г., показатель участия упал с 94,7% до 1967 г. до 83,5% после. В восьмидесятые годы показатель участия в выборах составлял для Австралии — 83%, Бельгии - 87, Греции - 87, Италии - 93%.
Одним из распространенных измерителей избирательного процесса, который позволяет оценить динамику электоральных предпочтений от выборов к выборам, является индекс электоральной подвижности. Он подсчитывается как половина модульной суммы разницы в процентах голосов, полученных партиями на двух последовательных выборах.
V= ½*|Pi1 - Pi2|, где
V — индекс электоральной подвижности,
Pi1 — процент голосов, полученных партией на первых выборах,
Pi2 — процент голосов, полученных партией на следующих выборах.
Пусть имеется три партии, голоса между которыми распределились на первых выборах в следующей пропорции 20:45:35. На последующих выборах ситуация с распределением голосов изменилась, и пропорция составила 25:30:45. Индекс электоральной подвижности в этом случае составит: V = 1/2 х (5+15+10) = 15. Для различных стран индекс электоральной подвижности в 90-е годы характеризовался следующими показателями
Страна | Индекс электоральной подвижности |
Австрия | 7,45 |
Бельгия | 7,10 |
Болгария | 20,00 |
Чехия | 19,90 |
Дания | 8,90 |
Финляндия | 9,20 |
Франция | 19,15 |
Германия | 6,90 |
Греция | 10,75 |
Венгрия | 25,00 |
Ирландия | 15,05 |
Люксембург | 5,10 |
Нидерланды | 19,55 |
Польша | 27,60 |
Португалия | 10,10 |
Словакия | 25,90 |
Испания | 6,30 |
Швеция | 11,25 |
Великобритания | 5,10 |
Данные, приведенные в таблице свидетельствуют, что страны различаются по уровню стабильности электоральной поддержки и поведения. Среди них явно выделяются страны, осуществляющие переходные процессы (Болгария, Чехия, Венгрия, Польша, Словакия). Но и среди других стран можно отметить большие различия по данному показателю (сравни Францию с индексом 19,15 и Великобританию и Люксембург с индексами 5,10). Для анализа динамики избирательного процесса используются так же индексы подвижности политических блоков (коалиций) и внутриблоковой подвижности, подсчет которых основан на исходной формуле электоральной подвижности.