Исторические формы самоуправления

3.1. Магдебургское право – форма самоуправления городов и местечек.

Яркой страницей белорусской истории XIV- 1-й половины XVII в. была история городской жизни. Городская культура всей Западной Руси принадле­жала к числу высших достижений православного цивилизационного региона. На этом ярком фоне города Беларуси выделялись своими особенностями.

Кроме городов Туровской земли они не подверглись татаро-монгольс­кому разгрому и сохранили непрерывную культурную традицию со времен Древней Руси. Их торгово-ремесленное население даже умножилось за счет переселенцев из разоренных местностей. Геополитическое промежуточное положение белорусских городов на рубеже Восточной и Западной Европы открывало возможность чрезвычайно выгодной посреднической торговли. Будучи единоверцами и единоплеменниками с Великой Русью белорусские купцы пользовались торговыми привилегиями в России и перепродавали на Запад чрезвычайно ценимые там русские товары: меха, кожи, мед, воск, мор­жовую и мамонтовую кость, красную рыбу, восточные товары. В Россию на продажу шли цветные металлы, сукно, ремесленные изделия западноевро­пейских и белорусских мастеров.

Уровень урбанизации Беларуси был существенно выше, чем в России. К середине XVII в. из 2,8 млн. всего населения в городах и местечках прожива­ло около 12-13% (350-370 тыс. человек). Это было примерно вдвое больше, чем в Русском государстве, где в городах жило 5-6% населения. В Беларуси насчитывалось 37 городов и 377 местечек.

Сегодня города того времени по числу населения подразделяют на три группы. К первой группе относят города с населением более 8 тыс. человек (таких насчитывалось 5 - Витебск, Могилев, Пинск, Полоцк, Слуцк), ко второй группе - города с населением от 5 до 8 тыс. человек (Брест, Быхов, Минск, Гродно, Мстиславль, Новогрудок и др.), к третьей группе - города с населением от 2 до 5 тыс. человек (Бобруйск, Кобрин, Кричев, Лида, Не-свиж, Орша, Слоним, Туров и др.).

Городские торгово-ремесленные поселения с числом жителей от 200 до 2 тыс. назывались местечками. Около половины (приблизительно 40%) всех городов и большинство местечек принадлежали крупным магнатам. К чис­лу таких городов относились Слуцк, Быхов, Шклов, Клецк, Копыль и др. Кроме того, во многих великокняжеских городах находились администра­тивно обособленные частные владения светских и духовных феодалов -так называемые "юридики".

Основным занятием горожан было ремесло и торговля. К концу XVI в. было известно до 200 ремесленных профессий. В крупных городах в среднем их на­считывалось свыше 50™. Изделия белорусских кожевников (гарбаров), седель­ников, сабельников, ценинников (мастеров, изготовлявших цветные изразцы), резчиков по дереву, шорников (рымарей), скорняков (кушнеров), портных (крав-цов), сапожников (шевцов) и других мастеров были известны далеко за предела­ми страны. В то же время горожане не порывали с сельским хозяйством. На прилегавших к городам территориях у них располагались земельные участки и выпасы. Горожане держали огороды, разводили скот, птицу. Натуральное хо­зяйство оставалось основой существования большинства жителей.

Города выполняли роль административных центров и военных крепос­тей. В центральной части городов возводились замки, обычно из деревянных рубленных конструкций, иногда с забутовкой глиной и диким камнем. Они были приспособлены к длительной осаде. С XV в. на стенах замков размеща­лись пушки.

С древнерусских времен города обладали традициями вечевого самоуп­равления и корпоративной организации ремесла и торговли. Эти традиции первоначально носили характер неписаного обычая и поэтому детально ос­тались незафиксированными в источниках. Известно только, что, например, в Полоцке вечевое устройство было организовано по новгородскому типу. Это подтверждалось привилеями первых литовских князей.

Впоследствии традиции вечевого самоуправления получили развитие в "магдебургском праве", которое с конца XIV в. великие князья начали предо­ставлять белорусским горожанам по образцу самоуправления немецких горо­дов. Причинами появления "магдебургского права" явились слабость вели­кокняжеской власти и своевольства крупных феодалов. Поскольку города наряду с государственными имениями были основными источниками пополне­ния казны, это вынуждало власти идти на уступки городским корпорациям. В то же время городское самоуправление ограждало жителей от феодального произвола и гарантировало поступление в казну городских сборов. Горожане получали права на вооруженное городское ополчение.

"Магдебургское право" в белорусских городах не следует идеализиро­вать. Они отнюдь не были самоуправляющимися городскими коммунами, подобными имперским городам Германии, тому же Магдебургу, городской устав которого был принят за образец. В белорусских городах избиратель­ным правом пользовалась лишь горстка наиболее состоятельных горожан из гильдейского купечества и ремесленных цеховых старост. Войт, распола­гавший всей полнотой власти, назначался владельцем города из числа круп­ных феодалов.

Как и во всех обществах, лишенных прочных правовых устоев, на прак­тике многое в жизни города зависело от случайных личностных причин. Один феодал был милостив, другой - наоборот. Даже исполнение законного су­дебного решения горожанину можно было добиться, лишь располагая влия­тельными покровителями. История белорусских городов пестрит многочис­ленными примерами самого разнузданного феодального произвола. И тем не менее горожане дорожили даже этим весьма ограниченным правом. Следует признать: оно в известной мере содействовало развитию городской жизни.

В соответствии с привилеями на "магдебургское право" в городах со­здавались магистраты. Магистрат состоял из рады, городской управы, суда по гражданским делам и лавы-суда по уголовным делам. В раду выбирались бурмистры и радцы (райцы), в лаву - лавники. Городские избиратели еже­годно избирали из своей среды только кандидатов в бурмистры, радцы и лавники, из которых затем войт по своему усмотрению назначал должност­ных лиц. Все ранее избранные оставались в составе магистрата и по истече­нии срока полномочий.

Постепенно в каждом городе власть оказалась монополизированной не­сколькими богатыми семействами, годами удерживавшими в своих руках все избираемые должности. Это порождало многочисленные злоупотребле­ния, с которыми горожане пытались бороться, создавая специальные конт­рольные органы из "присяжных посполитых". Они были наделены правом контроля за городскими расходами. Однако "присяжные посполитые" выби­рались из той же среды, что и члены магистрата, а потому быстро находили с ним взаимопонимание. Как всегда страдали бедняки - "лезные люди", "най­миты", "гультяи", как их называют источники.