Пенсионная система России.

22.03.2012.

Пенсионное обеспечение.

В настоящее время пенсионная система России включает в себя 2 подсистемы:

1. подсистема пенсий для застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию. Им пенсии назначаются в соответствии с ФЗ 173 «о трудовых пенсиях». Данный закон предусматривает выплату трудовой пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

2. Подсистема пенсий по государственному пенсионному обеспечению,т.е. те которые финансируются за счет средств федерального бюджета ФЗ от 15.12.2001г. №166 «о гос пенсионном обеспечении». Она предусматривает выплату пенсий по старости для лиц пострадавших от техногенных катастроф, по инвалидности военнослужащим и лиц пострадавшим от техногенных катастроф, пенсию по случаю потери кормильца семьям военнослужащим и семьям лиц, пострадавших от техногенных катастроф, пенсию за выслугу лет гос гражданским служащим и космонавтам и выплату соц. пенсии нетрудоспособным. Соц. пенсии назначаются тем, кто не заработал другие виды пенсий. Помимо этого продолжает действовать закон 993г. о пенсионном обеспечении лиц проходивших военную службу и т.д. По этому закону пенсии назначаются за выслугу лет военнослужащим по контракту, по инвалидности для военнослужащих по контракту и пенсии по случаю потери кормильца для семей военнослужащих по контракту.

Эти две подсистемы появились с 1.01.2002г. (начало действия ФЗ 173 и 166). Подсистемы разделены по финансированию, это не основание для 2х законов, но почему так произошло?

Пенсионная реформа началась в конце 1980х гг. пенсионная система СССР была несправедливой, к концу 1980х гг. стала более справедливой (например, до 1956г. не было пенсий для колхозников). Соц. пенсий не было вообще.

Проблемы пенсионной системы в конце 1980х гг., которые сохранились до сих пор:

1. Низкий уровень пенсионного обеспечения. Уровень пенсионного обеспечения определяют два показателя: абсолютный размер пенсионного обеспечения (ПО); относительный уровень пенсионного обеспечения (коэффициент замещения) – показывает отношения назначенной пенсии к заработку пенсионера. Уровень определяется либо в целом по стране либо по региону. 40% заработка относительно з/п – коэффициент замещения – эта цифра установлена какой-то международной комиссией или еще чем-то.

2. Проблема выделения средств из бюджета.

3. Создание единой системы

1 этап. Пенсионная реформа началась с принятием в 1990г. «о пенсиях» в нем были заложены основы пенсионной системы, которая появилась в 1993, за союзным законом, появился законом на уровне РСФСР №340-1.

Была создана единая пенсионная система, не было больше привилегированных пенсий. В 1991г. было принято постановление о создании пенсионного фонда, т.е. средства были выделены из бюджета. Эта система просуществовала до 1993 до принятия ФЗ 166, снова появились привилегированные пенсии.

Уровень пенсионного обеспечения. Закон 1990г.

Коэффициент замещения 55% от з/п в течение 2х последних лет перед пенсией, или 5 лет подряд.

В 1998г. был введен индивидуальный коэффициент пенсионера, т.к. стаж не учитывался и з/п была ограничена. Закон 1998г. №113-ФЗ «о порядке исчисления и увеличения пенсий». Значительного эффекта не было. Осталась потребность радикально изменить систему. В результате: перешли от распределительной пенсионной системы к индивидуально возмездной.

Распределительная пенсионная система – базируется на принципе солидарности поколений, этот принцип означает, что пенсии настоящим пенсионерам финансируются за счет средств, которые уплачивают работающие граждане и второй принцип.

Индивидуально возмездная система – ведется учет всех отчислений, которые произвело конкретное лицо и с учетом этим отчислений ему выплачивается пенсий.

2 этап. 1.04.1996г был принят ФЗ-27, идея закона состояла в новом учете пенсий. Каждому работающему открывался свой лицевой счет (СНИЛС – это номер этого лицевого счета) и выдавалось свидетельство об обязательном пенсионном страховании (тот который сейчас не то же самое, сейчас СНИЛС только для получения гос услуг, в законе об этом нет). К концу 1998г. закончился процесс выдачи свидетельств всем работающим. На этом лицом счете числятся все уплаченные этим лицом отчисления.

3 этап. Накопительный элемент появился в законах 2002г. До 2002г для назначения пенсии по старости, возраст оставили прежний, а стажа нужно было только не менее 5 лет (до этого для женщин стаж 20 лет, для мужчин – 25). С 2002г. размер пенсии состоял из 3х частей:

· базовой размер не зависла от уплаченных взносов и трудовой деятельности, устанавливался для всех пенсионеров с учетом возраста, состояния здоровья и иждивенцев

· страховая часть ее размер зависел от суммы уплаченных за застрахованное лицо взносов. Финансируется по солидарному принципу.

· Накопительная часть будет впервые назначена женщинам, которые выйдут в этом году, т.к. она предусмотрена для женщин, родившихся в 1957г, а для мужчин, родившихся в 1963г. Это средства, перечисленные для накопительной части, в отличие от взносов для 2ой части, эти средства передаются в частную управляющую компанию, либо остаются в гос управляющей компании, они не выплачиваются, а остаются на рынке и приносят некоторый доход.

У нас смешанная система и накопительная и распределительная. Например, в Чили только накопительная система.