Второй вопрос
Первый вопрос
Основные принципы проектирования:
- полнота выполняемых функций: комплексность автоматизации и дополнительные возможности;
- соотношение цены и качества: лицензия;
- гибкость: возможность настройки на любой план счетов, любые проводки, ставки, возможность быстрой адаптации к изменениям законодательства;
- расширяемость: возможность изменения самого программного продукта, изменения меню;
- надежность: контроль на непротиворечивость данных, автоматическое восстановление системы при сбоях, защита от несанкционированного доступа, копирования, удаления данных;
- настройка и сервисные функции: календарь, будильник, записная книжка, калькулятор, встроенный редактор.
Методы проектирования:
- индивидуальный (оригинальный) используется при создании принципиально новой ИС, при отсутствии подходящих прототипов ИС, создании небольших и несложных по функциям ИС, наличие квалифицированного штата разработчиков, наличие эффективных средств разработки;
- типовой (индустриальный) применяется фирмами-разработчиками, которые специализируются на создании ИС определенного типа (промышленное предприятие, торговля, бюджетное учреждение; функции управления – учет, анализ, управление персоналом; информационных технологий определенного вида – компьютерные сети, базы данных, система управления делопроизводством.
Критерии выбора:
- цена;
- качество;
- функциональное наполнение, технологические возможности, эксплуатационные характеристики (сравнивают конкретные программы);
- быстрота внесения изменений;
- сопровождение;
- гибкость и открытость.
При одинаковом функциональном наполнении, близких технологических возможностях и эксплуатационных характеристиках предпочтение типовым программным продуктам, так как сокращается время проектирования, повышается уровень качества проектных решений.
Проектирование АИС – процесс разработки технической документации, связанный с организацией системы получения и преобразования исходной информации в результатную, т.е. с организацией АИТ.
Документ, полученный в результате проектирования – проект. Цель проектирования – подбор технического, формирование экономико-математического, информационного, программного и т.д. обеспечения.
Стадии и этапы проектирования
Предпроектный анализ - стадия | |
Обследование - Технико-экономическое обоснование (ТЭО) | Разработка ТЗ (Техническое задание) |
Разработка проекта | |
Технический проект | Рабочий проект |
Внедрение (Эксплуатация) системы | |
Опытная эксплуатация | Промышленная эксплуатация |
Первая стадия – предпроектный анализ
Первая стадия первый этап - Обследование – изучение и диагностический анализ существующей системы обработки информации. Материалы, полученные в результате обследования должны быть использованы для:
- обоснования разработки и поэтапного внедрения системы;
- составления технического задания на разработку системы;
- разработки технического и рабочего проектов системы.
Обследование проводится разработчиком совместно с заказчиком после издания приказа заказчика о проведении работ по предпроектному обследованию. Обследование начинается с изучения производственно-экономических характеристик объекта, основных функций, осуществляемых подразделениями и их руководителями. В процессе обследования должны быть выявлены инструктивно-методические и директивные материалы, на основании которых определяется состав системы и перечень задач (УП, схема документооборота).
При изучении функциональных задач управления рассматриваются:
- наименование задачи, сроки и периодичность решения;
- степень формализуемости задачи;
- источники информации, необходимые для решения задачи;
- показатели и их количественные характеристики;
- действующие алгоритмы расчета показателей и возможные методы контроля;
-принятая точность решения задачи;
- трудоемкость решения задачи;
- действующие формы представления исходных данных и результатов их обработки в виде документов;
- потребители результатной информации по задаче.
При обследовании документооборота составляют схему движения документов, которая должна отразить:
- количество документов;
- место формирования показателей документов;
- взаимосвязь документов при их формировании;
- маршрут и длительность движения документов;
- место использования и хранения данного документа;
- внутренние и внешние информационные связи;
- объем документа в знаках.
По результатам обследования устанавливают перечень задач, решение которых целесообразно автоматизировать и очередность их разработки. В отчете по обследованию (технико-экономическое обоснование) приводятся: основные технико-экономические показатели работы организации, схемы информационных связей и объем информации, схемы документооборота, данные об уровне автоматизации. В ТЭО обосновываются предложения по совершенствованию системы управления (системы БУ), выделяются функции (задачи), подлежащие автоматизации, указываются первоочередной комплекс задач и предварительный перечень средств системы, проводится ориентировочная оценка экономической эффективности создания ИС.
Первая стадия второй этап. Техническое задание на систему разрабатывается заказчиком при непосредственном участии разработчика.
Техническое задание – документ, утвержденный в установленном порядке, определяющий цели, требования и основные исходные данные, необходимые для разработки АИС и содержащий предварительную оценку экономической эффективности системы. Утвержденное ТЗ является документом, которым разработчик должен руководствоваться на всех этапах проектирования системы. Изменения, вносимые в ТЗ, должны оформляться протоколом, являющимся частью ТЗ (протокол утверждается заказчиком). При разработке ТЗ следует:
- установить общую цель создания АИС, определить состав подсистем и комплексов задач;
- разработать и обосновать требования, предъявляемые к обеспечивающим подсистемам;
- установить общие требования к проектируемой системе;
- определить этапы создания системы и сроки их выполнения;
- провести предварительный расчет затрат на создание системы и определить уровень экономической эффективности ее внедрения.
Разделы технического задания:
- введение
1. Основание для разработки системы;
2. Общие положения;
3. Функциональная подсистема;
4. Обеспечивающие подсистемы;
5. Организация работ и исполнители;
6. Этапы разработки и внедрения системы;
7. Предварительный расчет затрат на создание системы и экономической эффективности от ее внедрения.
Вторая стадия первый этап – разработка технического проекта. Основанием для разработки ТП является ТЗ, утвержденное заказчиком. Технический проект системы– это техническая документация, утвержденная в установленном порядке, содержащая общесистемные проектные решения, алгоритмы решения задач, а также оценку экономической эффективности АИС и перечень мероприятий по подготовке системы к внедрению. ТП включает в себя следующие документы:
- Пояснительная записка.
- функциональная и организационная структура системы.
- постановка задач и алгоритм решения.
- организация информационной базы.
- альбом форм документов.
- система математического обеспечения.
- принцип построения комплекса технических средств.
- расчет экономической эффективности системы.
- мероприятия по подготовке объекта к внедрению системы.
- ведомость документов.
Постановка задач и алгоритм решения (документ 3) выполняются для каждой отдельной задачи или подзадачи, остальные документы являются общими для всей системы. Кроме того, документы 1, 2, 5, 8, 9 – могут разрабатываться для отдельных подсистем. Все перечисленные документы можно сгруппировать в четыре основные части технического проекта: экономико-организационная (1, 2, 3, 8, 9), информационная (4,5), математическая (6), техническая (7).
Постановка задач и алгоритм решения:
- организационно-экономическая сущность задачи (наименование, цель решения задачи, краткое содержание, метод, периодичность и время решения задачи, способы сбора и передачи данных, связь задачи с другими задачами);
- экономико-математическая модель задачи (структурная и развернутая форма представления);
- входная оперативная информация (характеристика показателей, их значность, формы представления);
- нормативно- справочная информация НСИ (содержание и формы представления);
- информация, хранимая для связи с другими задачами;
- информация, накапливаемая для последующих решений данной задачи;
- алгоритм решения задачи (последовательность этапов расчета, схема, расчетные формулы);
- контрольный пример (набор заполненных данными входных документов, условные документы с накапливаемой и хранимой информацией, формы выходных документов, заполненные по результатам решения задачи).
Вторая стадия второй этап – разработка рабочего проекта. Рабочее проектирование заключается в разработке материалов, обеспечивающих эксплуатацию автоматизированной системы обработки информации. Рабочий проект системы– это техническая документация, утвержденная в установленном порядке, содержащая уточненные данные и детализированные общесистемные проектные решения, программы и инструкции по решению задач, а также уточненную оценку экономической эффективности АИС и уточненный перечень мероприятий по подготовке системы к внедрению. Рабочий проект разрабатывается на основе технического проекта, утвержденного заказчиком. На этапе рабочего проектирования заказчик должен закончить работы по подготовке объекта к внедрению системы, подготовить помещения для установки компьютеров, организовать учебу сотрудников. Разработчик уточняет сетевой график выполнения рабочего проекта, обосновываются дополнительные проектные решения, разрабатывается технологический процесс сбора и обработки информации, составляется рабочая документация.
РП включает в себя:
1. Пояснительная записка (как в техническом проекте).
- функциональная и организационная структура системы (как в техническом проекте).
- должностные инструкции.
- инструкция по заполнению входных оперативных документов.
- инструкция по использованию выходных документов.
- инструкция по организации и ведению НСИ.
- инструкция по организации хранения информации в архиве.
- инструкция по подготовке информации к вводу в ПК.
- расчет экономической эффективности системы (как в техническом проекте № 8).
- мероприятия по подготовке объекта к внедрению системы (как в техническом проекте № 9).
- ведомость документов (как в техническом проекте № 10).
Третья стадия. Внедрение системы – процесс постепенного перехода от существующей формы бухгалтерского учета к новой, предусмотренной документацией рабочего проекта. Внедрение отдельных задач и подсистем может проводиться параллельно с разработкой рабочего проекта на всю систему.
Третья стадия первый этап. Опытная эксплуатация заключается в проверке алгоритмов, программ и звеньев технологического процесса обработки данных в реальных условиях. Она проводится для окончательной отладки программ и отработки технологического процесса решения задач; проверки подготовленности информационной базы; отработки взаимосвязи задач системы, приобретения навыков работы персоналом предприятия. Срок проведения опытной эксплуатации устанавливается в каждом конкретном случае (3 месяца). Опытную эксплуатацию осуществляют на основе полного объема реальной информации в установленном режиме функционирования с необходимым дублированием. После окончания опытной эксплуатации системы составляется отчет о внедрении. При положительных результатах опытной эксплуатации система сдается в промышленную эксплуатацию.