Живопись.

Скульптура.

Пути развития скульптуры неразрывно связаны с архитектурой. И. П. Мартос (1752-1835) в 1780-1890 гг. прославился своими надгробиями, излучающими величие и тишину. В 1804-1818 гг. он работает над созданием памятника Минину и Пожарскому, средства на который собирались по общественной подписке. Вместе с Ф. Щедриным И. П. Мартос работает над скульптурами для Казанского собора. Степан степанович Пименов (1784-1833) и Василий Иванович Демут-Малиновский (1779-1846) работали над скульптурами воронихинского Горного института. Они создали Колесницу Славы Триумфальной Арки. Знаток античности, особенно гомеровской Греции, Федор Толстой создает знаменитые рельефы-медальоны, посвященные войне 1812г.

В середине века скульптура либо движется к сухости академизма, либо стремится отобразить многогранный мир. Но в том и другом случие она постепенно утрачивает монументальность Петр Карлович Клодт создает композицию «Укрощение коней» для Аничкова моста.

Ведущее направление в живописи – романтизм. Огюст А. Кипренский – первый романтик в русском искусстве, портретист. На его знаменитой картине «Портрет Евграфа Владимировича Давыдова» показан сплав военной доблести, светского изящества и возвышенности поэтической души. Этот портрет – жертва музейного недоразумения. Сто лет считали, что изображенный – поэт-партизан Денис Давыдов.

Сельвестр Щедрин (1791-1830). Академия художеств с детства была его родным домом – отец Федеос Щедрин, известный скульптор, был адъютант-ректором Академии, ее профессором был и дядя пейзажист Семен Щедрин. Сельвестр поступил в Академию в 9 лет, закончил с золотой медалью, дававшей право на заграничную поездку. В Риме он жил недолго, переехал в Неаполь. Навыки свободной живописи он обрел на пленере. Свет и воздух сделались героями его живописи. Здесь темная глубина гротов контрастирует с ярким солнцем. С. Щедрин оттягивал свое возвращение в Петербург, т. к. до него дошли слухи о декабрьском восстании 1925 г., до конца жизни он так и не вернулся в Россию.

Василий Тропинин (1776-1857) – самый популярный московский портретист пушкинской эпохи. Он бывший крепостной, только в 47 лет получает от отца вольную. За всю жизнь написал почти 3000 портретов. Нарядные и приятные образы – это не четкое следование оригиналу. Живописец старался избегать хмурых лиц. Его модели: мечтательные дамы, которым он подправлял носы и уменьшал рты; военные, которых он делал сильнее и энергичнее; дородные купцы и значительные сановники. Он неоднократно повторял своих застенчивых золотошвеек, кокетливых кружевниц, сентиментальных мальчиков с птичками. Наследник сентиментализма XVIII в., он не остался в стороне от романтических веяний и считался предшественником передвижничества.

Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847) – художник, в чьем творчестве бытовой жанр впервые в русском искусстве получил форму стройной концепции. С 1819 г. Венецианов жил в имении Сафонково Тверской губернии, наблюдал крестьянскую жизнь, подчиненную размеренному ритму. Его герои пребывают в бесконфликтном, вневременном мире. Самобытный русский пейзаж с сереньким небом, бескрайними полями напоминают стихи Тютчева «Край родной долготерпимый» («Спящий пастушок»). В имении он обучал местных ребятишек рисованию. И в среде художников появилось много его последователей. Их называли венециановцами.

Карл П. Брюллов (1799- 1852) – выпускник Петербургской Академии художеств (окончил в 1822 г.). Уехал в Италию, в 1834 г. представляет картину «Последний день Помпеи». В русской исторической живописи до Брюллова главным действующим лицом был герой, совершающий свой поступок в присутствии оттеняющих его лиц. В картине Брюллова представлено романтическое переживание исторического события как движения народных масс. В художнике с коробкой кистей на голове художник запечатлел самого себя.

Александр Андреевич Иванов (1806-1858) после окончания Академии едет в Италию, где не ищет светских развлечений, поводя свои дни в стенах мастерской и на этюдах. За картину «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» (1835) получает звание академика и его срок пенсионерства продляется на три года. Картина «Явление Христа народу» писалась в Риме. Первые эскизы датируются 1833 г. В 1837 г. Иванов начал работать над большим полотном и посвятил картине 20 лет. В последнее десятилетие жизни у Иванова возникает идея создания цикла библейско-евангельских росписей для какого-либо общественного здания. Неоконченные, выполненные акварелью библейские эскизы органически завершают творчество Иванова. Эти эскизы представляют новые возможности графики, ее пластического и линейного ритма, акварельного пятна, необычайную свободу в трактовке сюжетов.

Павел Федотов (1815-1852). Картина «Сватовство майора» экспонировалась на выставке 1849 г. и была дебютом художника. Он получил за нее звание академика. П. Федотов – бывший офицер Финляндского полка, самоучка. Особенность картины – точность мимики, жестов, поз, пауз между фигурами. Помимо занятий живописью, художник пел, писал стихи, в том числе и к картинам. Он их называл рацедиями. Его картины нравоучительны, они вызывают улыбку и восхищение «изяществом» преподнесения морали.

Лекция. Искусство второй половины XIX в.

Л Байрамова. И. Н. Крамской // «Смена», №8, 2000, С. 98-115.

Л Байрамова. Верещагин В. В. // «Смена», №2, 2001, С. 78-95.

Л Байрамова. Шишкин И. И.. // «Смена», №6, 2000, С. 103-121.

А. Алексеева. Поленов В. Д. // «Смена», №12, 1996, С. 124-131.

В середине и во второй половине XIX в. основополагающим является принцип правдоподобия, который в архитектуре выразился в точной имитации деталей исторического стиля, будь то барочный картуш, мавританская арка или готический проем. Ведущим становится историзм, а позднее – эклектика, основанные на признании равенства всех исторических стилей.