Храмовый комплекс Акрополя, Афины

К наиболее значительным архитектурным комплексам относится центральный афинский архитектурный ансамбль Акрополь, представляющий собой мастерское произведение строительного искусства, возведенный виднейшими мастерами в середине и первой половине V в. до н. э.

Асимметричный ансамбль Акрополя, блестящий пример единого композиционного замысла, включал в себя следующие сооружения:

- главный храм Парфенон (447—438 гг. до н. э., Иктйн и Калликрат);

- парадный вход на западном склоне Акрополя — Пропилеи (437—432 гг. до н. э., Мнесикл);

- грандиозную статую Афины-воительницы - Промахос, созданную скульптором Фидием;

- построенные позже небольшой храм Афины-Победительницы, или Нике Аптерос ("Бескрылая") (449—421 гг. до н. э., Калликрат) и Эрехтейон — храм посвященный Афине и Посейдону (421—407 гг. до н. э. Архилох и Филокл).

Парфенон. Поперечный разрез и план

Эрехтейон. Поперечный разрез и план

Парфенон (447-438 гг. до н.э.) — крупнейший дорический храм Акрополя и всей греческой метрополии, построен из пентелийского мрамора на вершине Акрополя и посвящен покровительнице полиса богине Афине. Размеры его стилобата 30,89 X 69,54 м. Предполагают, что название храма, которое переводится как "помещение для девушек", возникло от того, что именно в этом храме избранные афинские девы ткали пеплос, которые на торжественной церемонии преподносили богине Афине. Подлинной гармонии в сочетании элементов ионийской и дорической архитектуры удалось достичь его строителям - Иктину и Калликрату. По типу Парфенон — октастильный (восьмиколонный) на коротких фасадах периптер, высота колонн — 10,4 м - как и в храме Зевса в Олимпии, но на смену тяжелым пропорциям «сурового» стиля пришли стройность, изящество. Целлу, выложенную из тесаных мраморных блоков, по периметру окружают 46 колонн (8 X 16 с каждой стороны). Входы в два внутренних зала - квадратный (западный) и прямоугольный (восточный) - расположены с противоположных сторон; между внешней галереей и залами размещены два полузакрытых одинаковых портика с 6 дорическими колоннами и антами каждый. Два ряда дорических двухъярусных колонн разделяли на три части прямоугольный зал, в его глубине размещалась знаменитая статуя богини Афины. Квадратный зал, называвшийся "парфенон", от которого получил название весь храм, служил сокровищницей. Влияние ионийских традиций сказалось в появлении фриза с внешней стороны западной части сооружения. Верхняя часть целлы по всему периметру опоясывала лента длинной 160 м, украшенная барельефным изображением Панафейского шествия, проходящего в честь богини Афины раз в 4 года. Сосредоточенная в верхних частях здания раскраска восковыми красками (энкаустикой) по мрамору подчеркивала тектонику.

К соединению обоих стилей стремился и архитектор Мнесиклет, создатель величественного комплекса сооружений, создающих торжественный вход на Акрополь , — Пропилеев (437—432 гг. н. э.) Ионийские колонны соседствуют здесь с дорическими: между двумя крупными дорическими портиками - западным и восточным (высота колонн 8,81 и 8,57 м) в закрытой части сооружения установлены два ряда ионических колонн, в обрамлении которых впервые перед посетителем представала колоссальная статуя Афины Воительницы, поставленная Фидием против Пропилей, которая, по сути, являлась центром пространственной композиции Акрополя.

Ансамбль Афинского Акрополя (V в. до н.э.). Реконструкция общего вида

В архитектуре красивого миниатюрного храма Афины-Победительницы (Нике Аптерос) возведенном на высоком выступе крепостной стены - пиргосе, преобладают ионийские черты, хотя построил его тот же Калликрат, что вместе с Иктином прославил город дорическим монументальным Парфеноном. Строительство его было начато в 449 г., в честь победы Афин над персами. Это храм типа амфипростиль, размеры его стилобата (основания) 5,4 Х 8,14 м, колонны высотой 4 м. Трехчастный антаблемент и колонны - классический пример греческого ионического ордера, хотя пропорции колонн несколько утяжеленные. В отделке храма монументальность сочетается с тонкой и богатой пластикой.

Также в духе ионийских традиций сооружен был во время Пелопоннесской войны несимметричный храм из пентелийского мрамора Эрехтейон - последняя по времени постройка Акрополя (421-405 гг. до н.э.). Этот храм расположен весьма живописно рядом с Парфеноном. Он имеет значительно меньшие размеры (11,63 Х 23,5 м по стилобату), но более сложную многоуровневую структуру. Шестиколонный портик с восточной стороны и четырехколонный с северной решены в ионическом ордере. Фриз выложен из темного элевсинского мраморовидного известняка, на фон которого наложены высеченные из белого мрамора рельефные скульптуры. С юга расположен знаменитый портик кариатид, где роль опор играют изображения девушек (кор). В V веке средний западный портик и северный портик были пересечены невысокой сплошной каменной оградой, которая обрамляла священный дворик перед западной частью Эрехтейона и начало которой примыкало к портику кариатид. Богато декорированная северная дверь Эрехтейона многократно служила образцом для подражаний. По тонкости орнаментальных деталей она является лучшим созданием последней четверти V века.

Акрополь стал композиционным центром города. Его характерная черта - свободное размещение отдельных сооружений. Посетитель подходил к ним не по центральной оси, а сбоку, и они постепенно разворачивались перед его глазами.