Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. М., 1991.

Экономические издания как качественный тип печати. Общая характеристика изданий экономического профиля и тематики. Популярные и специальные экономические издания. Особенности подачи информации и характер сотрудников экономических изданий. Аналитическая функция данного типа. Центральная и местная пресса экономической «ниши». Характер аудитории изданий экономико-тематического плана. Периодичность. Способы распространения. Реклама в изданиях подобного типа. Юридические основания издания подобных типов газет и журналов.

Развлекательные издания как массовый тип печати. Общая характеристика развлекательных изданий. Особенности аудитории и сотрудников редакций развлекательных изданий. Место развлекательной тематики в общественно-политических изданиях общего профиля. Развлекательные издания и "желтая пресса": общее и различное. Формы подачи информации и функциональные особенности развлекательных изданий. Периодичность и качество оформления развлекательных изданий

Специализированные качественные издания. Специально-научные журналы и еженедельники. Тематическая направленность. Особенность фундаментальной информации в научных и научно-популярных изданиях. Специфика аудитории. Отраслевые отделы научных изданий. Исторические аспекты становления научной периодики. Сложности периодичности научно-популярной периодики. Литературно-публицистические журналы и еженедельники. История становления системы литературных и театральных журналов в России. Особенности подачи информации и стиля. Феномен критики в прессе. Критика и публицистика. Характер учредителя и аудитории литературно-публицистических изданий.

Промышленные и сельскохозяйственные издания. Традиционные исторические предпосылки существования промышленных и сельскохозяйственных изданий. Общая характеристика многотиражной газеты. Масштаб редакции многотиражной газеты, характер информации, жанры и стиль. Аудитория многотиражных промышленных изданий. Сельскохозяйственные издания. Особенности подачи информации и аудитории. Масштаб сельских газет. Тип районной газеты. Особенности периодичности районных газет сельскохозяйственных районов. Сравнительно-сопоставительный анализ промышленных и сельскохозяйственных изданий в общей типологической системе.

Рекламно-информационные издания. Общая характеристика типа рекламно-информационного издания. Особенности подачи рекламной информации, способы распространения, характер аудитории. Специфика моделирования рекламно-информационных изданий. "Плотность" информации. История становления рекламного дела и рекламно-информационных изданий в России. Функционально-тематический подход к данной типологической группе.

Издания гуманитарной направленности. Издания социально-гуманитарного характера: общая характеристика. Характер учредительства и особенности распространения «гуманитарных» изданий. Особенности информации и аудитории изданий данного типа. Жанры, стиль, методы работы с внештатными корреспондентами. Молодежные издания: особенность существования данного типа изданий в России. История возникновения детской и молодежной печати в России. Особенности аудитории, жанрово-тематические и функциональные характеристики информации в молодежной прессе. Масштаб и периодичность. Взаимодействие молодежной прессы с другими типами СМИ.

Гендерная типология печати. Влияние возрастных и половых особенностей аудитории на становление определенных типологических групп изданий. Издания для мужчин и издания для женщин. Военно-патриотические издания. Особенности тематики и подачи информации. История военной печати в России и современная военная пресса. Издания воинских частей, уровень технического оснащения и характер аудитории. Патриотическая тематика в изданиях смежного типа. Спортивные издания: стиль информации, жанры, специфика отраслевых отделов. Особенности аудитории спортивных изданий. Взаимодействие спортивных издания с другими типами СМИ. Журналы мод и издания по домашнему хозяйству. Женская тема в других изданиях. Массовость, масштаб распространения, периодичность и качество оформления женских изданий. Тема любви мужчин и женщин как принцип подачи информации в изданиях «по интересам». Соотнесение «гендерных» типов печати с развлекательной и «желтой» прессой.

Территориальная типология печати. Центральные издания: общая типологическая характеристика. Особенности учета аудитории в центральной прессе. Понятие «среднестатистического читателя» и затруднения в социологических исследованиях аудитории. Характер информации в центральном издании и штат сотрудников. Зависимость тиража от масштаба издания и характера аудитории. Отечественные «долгосрочные» издания и причины их долговременного успеха у читателя (исторический аспект). Местные издания: общая типологическая характеристика. Система местных изданий в их сравнительном соотношении по тематике, периодичности, масштабу и учредительству. Социальная "ниша" на уровне местной прессы. Местный читатель, особенности его восприятия и взаимодействия с местной прессой.

Комплексный подход в современной типологии печати. Проблема отсутствия единых оснований типизации газет. Различный характер типологических признаков: административно-территориальное деление, целевое назначение, национально-языковые особенности, периодичность; время выхода; отражаемая в содержании сфера деятельности, родовая принадлежность, характер аудитории. Три типологических формирующих фактора - издатель, назначение, аудитория. Вторичные признаки: программа издания, авторский состав, жанры, объем, тираж, оформление. Типологические признаки журналов. Формирующие (издательский орган, цели и задачи, характер информации, аудитория); вторичные (авторский состав, внутренняя структура рубрик издания, жанры, оформление); формальные (периодичность, объем, тираж). Видовые варианты основных признаков.

Отечественная и западная типология печатных изданий. Доминирование формальных признаков над содержательными в отечественной типологии. Пропорциональность типологических факторов в западной типологии. Учет места издания и масштаба распространения (национальные, региональные и местные), периодичности (ежедневные и не ежедневные), времени выхода (утренние и вечерние), степени и широты отражения действительности (специализированные и общеполитические), характера отражения действительности и социального предназначения (массовые, качественные и качественно-массовые). Преимущественное предпочтение для современной системы СМИ атрибутивно-реляционных определений (качества и свойства), но возможность генетических и функциональных определений.

 

Литература, имеющаяся в библиотеке ЧелГУ:

Типология печати: проблемы теории и практики. Под ред. Б.Я.Мисонжникова. СПб., 1999.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2000. Гл. 7.

 

 

29. Базовые профессионально-этические принципы журналистики.

 

См. материалы к вопросу 1. Дополнительные материалы:

Журналистика в системе социальных отношений. Устоявшиеся методы и новые условия. Не универсальность и локальность требований профессиональной морали. Ситуативность деятельности журналиста. Понятия «принцип», «норма», «критерий». «Работающие» и «неработающие» принципы и нормы. Этические коллизии журналистики (экономические, юридические, деонтологические, внутрипрофессиональные). Формула журналистики как «четвертой власти». Опасность буквального понимания статуса и узкая функциональная основа формулы.

«Пограничные» методы и приемы в журналистике. «Пограничность» как возможность выйти за пределы дозволенного, как крайность любого вида социальной деятельности. Феномен сенсации. Скрытые методы наблюдения. Конфликтное общение. Принципы скандальности «желтой прессы». Документальное закрепление некоторых частных правил и конкретных методов работы журналиста. Учет социально-исторических и политических условий в оценке степени этичности того или иного приема (метода).

Интеллигентность журналиста и его морально-нравственное сознание. Этические нормы в сфере закона: оскорбление, клевета. Правовой статус и моральная ответственность журналиста. Профессиональный «моральный облик». Частное и общее в поведении журналиста: формирование принципов.

«Оценочные» темы и жанры в журналистике. Сатира, политическое обозрение, критика, полемика, реклама (как жанр). Диалектика оперативности и поверхностности, отстраненности и глубины, объективности и субъективности. Взаимосвязь операциональной и ценностной стороны деятельности в тех или иных жанрах и методах. Методы перевоплощения в журналистике. Понятия «роли» и «ситуации», функции и позиции. Цель и средства. Внутренне противоречивые ситуации. Роли журналиста, источника, героя, читателя (зрителя, слушателя). Моральная и юридическая ответственность за действия в определенной ситуации.

Коллективность, взаимозависимость и связанные с ними этические проблемы. Особенности "официальной" информации. Индивидуальное и коллективное мнение. Коллективные письма, "массовое авторство" как способ ухода от моральной ответственности. Кодексы (уставы) журналистских коллективов и заложенные в них стандарты и правила. Формальный договор журналиста и редакции и неформальное вхождение его в коллектив. Профессиональный и служебный (должностной) этикет. Моральная атмосфера коллектива как малой группы. Нравственный климат редакции. Профессиональное журналистское достоинство, честь и «честь мундира» (должностные обязанности).

Личностное начало в профессиональной этике журналиста. Психологические и социальные основы журналистской этики. Журналист во взаимоотношениях с коллегами-журналистами, аудиторией (адресатом), источниками информации и героями своих произведений. Четыре типа этических взаимоотношений журналиста. Особый тип взаимоотношений – «журналист и власть». Три мировоззренческих позиции журналиста по отношению к аудитории: преимущество (доминирование), равнозначность (равноправие) и подстройка (заигрывание). Концепция Л.Варустина о взаимоотношениях журналиста с аудиторией (героем произведения)

 

Литература, имеющаяся в библиотеке ЧелГУ:

Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. М., 1999.Гл.1,4-6.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2000. Гл. 4,10.

Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. М., 1991.

 

 

33. Зарождение и развитие профессиональной морали журналистского сообщества. Состояние профессиональной этики в настоящий момент.

 

Философская теория морали и журналистика. Морально-этическая тематика как предмет особенного интереса журналистов во все времена. Моральные аспекты экономики, политики, культуры. Профессиональное и личное начало в журналистской этике. Этика как личный выбор и этика как свод правил. Духовные ценности общества в противоречии с профессиональной спецификой деятельности журналиста. Общечеловеческие, групповые и личностные компоненты профессиональной морали и этики. Механизм действия профессиональной морали. Категории «нравственной зрелости», «профессионального долга». Субъективные и объективные компоненты журналистского долга. «Голос» совести, внутреннее негативное и позитивное побуждение к определенным действиям.

Исторические различия в понимании свободы слова и распространения информации. Свобода как социальная необходимость (Б.Спиноза, Г.Гегель), как «рынок идей» (Дж.Мильтон), как возможность выражения мнения (М.Робеспьер). Периоды «свободной журналистики» в кратком очерке отечественной и мировой истории. Типы цензуры: государственная (социально-политическая), духовная (церковно-религиозная), общественная (негативное мнение большинства), внутренняя (самоограничение). Понятия «благонадежности» и «неблагонадежности» в российской истории и их современные аналоги. Краткий очерк «запретных тем». Крестьянский вопрос, право собственности, еретические высказывания о религии, политические теории утопического и революционного типа, неуважение к власти, государственному строю и конкретному чиновничеству. Феномен самиздата.

Очерк становления представлений о частных аспектах журналистской этики. М.Ломоносов, В.Белинский, Д.Писарев, М.Лемке и их взгляды на журналистский долг, честь и совесть. Общее просветительское представление о журналисте как «учителе». Феномен «грошовой прессы» XIX века и проблема «мелкотемья». Полемическое начало в журналистике. Дебаты о профессии журналиста как репортера и скандалиста в начале XX века. Социализация морально-этических норм. Журналистский «суд чести». Дискуссии о «бульварной прессе» в 20-х годах XX века с участием С.Ингулова, М.Кольцова, В.Зорича и др. журналистов. Идеологизация журналистики. Жанровая специфика публицистики в середине XX века. Этика в мировоззрении «шестидесятников». Публицистическое творчество А.Гудимова, А.Аграновского и др.

 

Литература, имеющаяся в библиотеке ЧелГУ:

Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. М., 1999.Гл.2-3.

 

 

35 (б). Организационные принципы редакции печатного издания.

 

Принципы организации работы редакции газеты как малой социальной группы. Особенности труда журналиста-газетчика. Индивидуально-коллективный и производственно-творческий характер труда. Социальная ответственность печатного издания. Ролевая и функциональная специализация сотрудников (тематическая, жанровая, организационная и т.д.) и ее сочетание с профессиональным универсализмом, разносторонним развитием личности. Централизованное управление редакцией издания и демократические принципы взаимоотношений в коллективе. Формальные и неформальные отношения в редакции.

Информационный поток как предпосылка существования редакции газеты и ориентирующий фактор. Принцип оперативности. Ограниченность действий журналистов во времени и опасность поверхностного отношения к теме и предмету публикации. Внутренняя редакционная активность и организация условий оптимального сотрудничества с внешними редакционными источниками информации. Система внештатных работников редакции.

Структура редакционного коллектива как подвижная система взаимозаменяемых элементов. Планирование и творческие факторы, приспосабливающие редакционный коллектив к меняющимся реалиям жизни. Виды редакционных нормативных документов (констатирующих, регламентирующих, стимулирующих, обеспечивающих информационную конкуренцию и др.). Зависимость структуры редакции от типа издания, периодичности, объема номера, актуальных проблем современности, характеристик региона, читательской аудитории и других факторов.

Система управления редакцией. Функции редактора и редакционной коллегии. Право редактора на принятие окончательного решения. Связь с учредителем издания, руководство текущим и перспективным планированием, ориентационная, организаторская и творческая работа. Формы работы редколлегии как совещательного и управляющего органа. Совещание, планерка, «летучка», дежурство по номеру. Количество членов редколлегии в редакциях изданий разного типа. Редколлегии многотиражных и районных газет как общее собрание редакции. Заместители редактора и их функции. Традиционное тематическое направление деятельности зам. редактора. Первый заместитель как заведующий важнейшим отделом.

Система исполнения в общей структуре редакционного коллектива. Отделы редакции газеты. Виды отделов: тематически-отраслевой, жанровый, функциональный, региональный. Количество отделов редакции. Зависимость числа отделов от типа издания. Структура отдела. Заведующий и корреспонденты. Общие редакционные обязанности отделов: подготовка информации, работа с почтой и внештатными авторами. Собственные корреспонденты редакции, их особый статус и функции как полноправных представителей, выступающих от имени редакции в другом месте (регионе). Организаторская работа и личная корреспонденция. Спецкоры - разъездные корреспонденты. Отсутствие (совмещение) элементов в системе редакции.

Служба выпуска редакции. Секретариат и его аналоги на телевидении и радио. Современная оргтехника в редакции. Многократный путь информации через секретариат от источника до номера и его техническое упрощение. Основные элементы оформления и дизайна печатного издания. Комплексный подход как принцип работы секретариата. Точность как критерий действия секретариата. Специальные технические службы (наборные, выпускающие, корректирующие, стенографирующие, контролирующие, архивирующие). Роль службы выпуска в разрешении должностных, технологических и личностных конфликтов в редакции.

Особенности развития современной российской печати. Новые типы изданий и изменение характера редакций. Аудитория, учредитель, назначение как совокупность трех ведущих факторов издания. Типологические факторы, принципы и характеристики как поиск новых возможностей издания и своего места в системе печати. Социальная структура и современная система печати. Разделение полномочий, сфер влияния, источников информации между однотипными изданиями. Информационный рынок России и основные тенденции его развития на примере конкретных периодических печатных изданий. Разветвление системы печати за счет новых творческих и организационных редакционных форм (филиалов, приложений, вкладок, специальных выпусков и т.д.). Газетный маркетинг и проблемы моделирования изданий в условиях рынка и конкретных задач издания. Целевое программирование будущего издания. Методика разработки целевых программ. Концепция издания. Виды моделей - экономические, структурные, концептуально-содержательные, оформительские (дизайнерские). Проблемы комплексного типологического моделирования печати.

 

Литература, имеющаяся в библиотеке ЧелГУ: