Новгородское зодчество XIV – XV веков.

С конца XII века в новгородском зодчестве наметились серьезные перемены. Меняется материал и техника кладки. На смену плинфе приходит местный волховский плитняк, который в сочетании с валунами и кирпичом формирует пластичные силуэты новгородских построек. Шире используются полукоробовые своды. Из трех апсид остается одна. (ц. Спаса на Ковалеве, 1342 г.; ц.Успения на Волотове, 1352 г.)

Расцвет зодчества приходится на вторую половину XIV века. В этот период построена церковь Федора Стратилата на Ручью, 1360 – 1361, - четырехстолпный одноглавый храм. В церкви Спаса Преображения на Ильине улице (1374 г.) декоративные элементы не вторят конструкции, им отводится более значимое место.

В конце XIV – начале XV веков поиски выразительного облика храма происходят в границах сложившегося архитектурного типа (ц. Иоанна Богослова в Раковицах, 13384 г; ц. Петра и Павла в Кожевниках, 1406 г.). Но в целом архитектура не выдвинула ничего нового, опираясь на классику XII – XIV веков. Отстаивая независимость перед Москвой, новгородское боярство поднимало на щит все, что так или иначе ассоциировалось с «золотым веком» Новгорода.

XIV век - «золотым век» новгородской монументальной живописи. ЕЕ развитие осуществлялось на основе местной самобытной школы и в тесном контакте с живописцами византийско-славянского мира (Феофан Грек; сербские мастера, расписавшие церковь Спаса на Ковалеве).

Феофан Грек (1330-е - 1405?) наделен необыкновенным темпераментом, индивидуальной творческой манерой, открытым и проницательным умом. На Руси его называли «философом». Он работал без иконографических «образцов», в постоянном движении, не прерывая разговоров с любопытными, окружавшими его.

В 1378 году Феофан по желанию боярина Василия Даниловича Маликова и уличан Ильиной улицы расписал церковь Спаса Преображения. Вседержитель в куполе преисполнен энергии демиурга. Особая черта мастера – яркие белые блики на фигурах, полных экспрессии и душевного напряжения (Макарий Египетский, Троицкий предел церкви).

Росписи церкви Федора Стратилата и церкви Успения на Волотовом поле близки по технике к феофановским, но колорит говорит о принадлежности их работе новгородских мастеров.

Своей зрелости новгородская иконопись достигла во второй половине XIV – начале XV веков. В XV веке живопись выходит из тени монументальной живописи. С этого времени очень популярными становятся изображения избранных святых – по 2-3, по 4 и более во весь рост и по пояс. Изображались полезные «скоропомощники» в важных делах: Илья-громовержец – податель дождя; Никола – покровитель путешествующих и страждущих, защитник от пожаров: Георгий, Василий, Флор и Лавр – патроны земледельцев и домашнего скота; Параскева Пятница и Анастасия – покровительницы торговли. Одним из любимых был образ воина-змееборца Георгия.

Тематика икон иногда непосредственно связана с миром - «Молящиеся новгородцы», 1467 г. Ее композиционное поле разделено на два яруса. В верхнем – деисусный чин, в нижнем – молящиеся бояре (Георгий, Макария, Яков, Стефан, Тимофей и Олфим). Икона «Знамение» трактует события новгородско-суздальской войны 1169 года.