Национальной безопасности России.
Вопрос 1. Общая характеристика сил и средств обеспечения
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года определяет: силы и средства обеспечения национальной безопасности формируют систему обеспечения национальной безопасности.
Согласно Стратегии в состав сил обеспечения национальной безопасности входят:
- Вооружённые Силы Российской Федерации;
- другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба;
- федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации.
Правовую основу создания и функционирования сил обеспечения национальной безопасности составляют Конституция РФ, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента и Правительства Российской Федерации.
Федеральный закон «Об обороне» определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.
Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом составляют основу оборонного потенциала страны. Другие войска, воинские формирования и органы привлекаются к совместной с Вооружёнными Силами Российской Федерации оперативной и мобилизационной подготовке в целях подготовки к выполнению задач по защите Российской Федерации от вооруженного нападения[1].
В Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба.
В соответствии с федеральным законом военная служба – это особый вид федеральной государственной службы. Военная служба исполняется гражданами в Вооружённых Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - другие войска), в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях. Закон допускает прохождение военной службы гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях[2].
Силы национальной безопасности, федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации, а также правовая основа их функционирования представлены в приведённой ниже таблице.
Наименование | Принадлежность | Правовая основа |
Вооружённые Силы Российской Федерации | Минобороны России | Положение о Министерстве обороны Российской Федерации / Утверждено Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082. |
Внутренние войска МВД России | МВД России | Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 06.02.1997 № 27-ФЗ. |
Инженерно-технические, дорожно-строительные воинские формирования | Федеральное агентство специального строительства при Минобороны России | Положение об инженерно-технических воинских формированиях и дорожно-строительных воинских формированиях при Федеральном агентстве специального строительства / Утверждено Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1084. |
Спасательные воинские формирования | МЧС России | Положение о спасательных воинских формированиях МЧС России / Утверждено Указом Президента РФ от 30.09. 2011 № 1265. |
Служба внешней разведки РФ | - | Федеральный закон «О внешней разведке» от 10.01.1996 № 5-ФЗ |
Федеральная служба безопасности РФ | - | Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации / Утверждено Указом Президента РФ от 11.08.2003 № 960. |
Федеральная служба охраны РФ | - | Положение о Федеральной службе охраны Российской Федерации / Утверждено Указом Президента РФ от 07.08.2004 № 1013. |
Главное управление специальных программ Президента РФ | Президент РФ | Положение о Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации / Утверждено Указом Президента РФ от 07.09.2004 № 1146. |
Руководство перечисленными выше силами и государственными органами обеспечения национальной безопасности в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом[3] и Указом[4] осуществляет Президент Российской Федерации.
Средства обеспечения национальной безопасности в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации – это технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приёма информации о состоянии национальной безопасности и мерах по её укреплению. Указанные вопросы находятся в ведении Службы специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации.
Производство и поставку вооружений, военной техники, снаряжения, средств связи и т.д. осуществляют предприятия и организации оборонно-промышленного комплекса России (ОПК).
Указом Президента РФ в 2006 году учреждена Военно-промышленная комиссия при Правительстве РФ (ВПК)[5].
ВПК является постоянно действующим органом, осуществляющим:
а) организацию и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам:
- разработки концепций, программ и планов в области военно-технического обеспечения обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства, реализации этих концепций, программ и планов и контроля за их исполнением;
- разработки, производства и утилизации вооружения, военной и специальной техники;
- мобилизационной подготовки государства;
- развития оборонно-промышленного комплекса, науки и технологий в интересах обеспечения обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства;
- осуществления экспортно-импортных поставок продукции военного и двойного назначения;
б) функции по мобилизационной подготовке экономики Российской Федерации и формированию государственного оборонного заказа.
Деятельность Комиссии позволила к началу 2011 г. в основном завершить формирование новой структуры оборонных предприятий и организаций, объединённых в составе Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии».
В задачи госкорпорации в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ и Указом Президента РФ от 10 июля 2008 г. № 1052 входит организация выполнения государственной программы вооружения, государственного оборонного заказа и мобилизационного плана, федеральных целевых программ и программ военно-технического сотрудничества.
Следующий этап структурных преобразований ОПК (до 2015 года) предполагает создание мощных научных комплексов, работающих в интересах обеспечения обороны и безопасности страны.
Важными характеристиками системы национальной безопасности являются параметры состояния национальной безопасности и её готовность к отражению внешних и внутренних угроз.
В качестве параметров состояния национальной безопасности Стратегия национальной безопасности РФ называет:
- уровень безработицы (доля от экономически активного населения);
- децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения);
- уровень роста потребительских цен;
- уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта;
- уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта;
- уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники;
- уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами.
Перечень основных характеристик состояния национальной безопасности может уточняться по результатам мониторинга состояния национальной безопасности.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (п. 8) устанавливает: силы и средства обеспечения национальной безопасности сосредоточивают свои усилия и ресурсы на обеспечении национальной безопасности во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в сфере общественной безопасности.
Готовность системы национальной безопасности состоит в её способности: а) эффективно противостоять любым существующим угрозам по любому из перечисленных выше направлений, какую бы природу они не имели и откуда бы эти угрозы не исходили и б) оперативно перераспределять имеющиеся и изыскивать новые необходимые ресурсы в целях отражения вновь возникающих угроз – также с учётом их природы, происхождения и опасности для государства.
Алгоритм решения обеих задач формулирует Стратегия национальной безопасности РФ.
Основой эффективного противодействия существующим угрозам является сильная экономика России, которая позволяет поддерживать должный уровень сил и средств системы национальной безопасности.
В заключение отметим: формирование и достаточно высокая эффективность функционирования основных элементов системы национальной безопасности России оказались возможными в условиях экономического роста, начиная с 2000 года и вплоть до 2008 года.
Мировой финансово-экономический кризис 2008 – 2009 годов, конечно, негативно отразился на темпах и качестве роста потенциала системы национальной безопасности России, однако и в этих условиях Президент и Правительство Российской Федерации не допустили заметного спада и тем более отката от ранее завоёванных позиций. Напротив, кризис способствовал консолидации усилий по обеспечению безопасности как внутри страны, так и на международной арене.