Модернизация и незападные цивилизации СЛ.23 САМОСТОЯТЕЛЬНО

Процесс модернизации (переход к индустриальному обществу) для западной цивилизации носил эндогенный характер. Для других цивилизаций модернизационный импульс во многом исходил извне, что заставило (в ряде случаев заставляет и сейчас) приспосабливаться к ситуации, развиваться в "до-гоняющем" режиме, в сжатые по сравнению с западным опытом исторические сроки. Это сложная цивилизационная задача, связанная с необходимостью преодоления инерции, тысячелетиями складывавшихся культурных традиций, в ряде случаев была успешно разрешена, а в некоторых – привела к воз-никновению значительных социальных и экономических дисбалансов.

Реализация модели догоняющего развития в большинстве стран третьего мира не привела к запланированным результатам. Цель модернизации – ускоренное достижение жизненных стандартов развитых стран мира – оказалась недостижимой по целому ряду причин, связанных с институтами и ценностями отдельных цивилизаций.

Во-первых, главным субъектом модернизации выступает государство, которое в развивающихся странах представляет собой институт, находящийся в стадии формирования, с преобладающими деформированными представлениями реформаторов о функциях и задачах государственного регулирования. Поэтому в подавляющем большинстве развивающихся стран были созданы предпосылки для развития бюрократиизации, коррупции, местничества, гипертрофированного контроля за хозяйственными и общественными процессами, сужения свободного рыночного пространства, подавления предпринимательской инициативы.

Во-вторых, западная цивилизация, сумевшая создать условия для появления Галилея, Декарта, Ньютона, Канта, которые заложили основы нового типа знаний, базирующихся на обращении к самоанализу, осуществлении самокритики, внутренних преобразований, открыла дорогу к мощным сдвигам в технологии, хозяйственной жизни, социальности, культуре. Разграничение сферы теоретического и практического разума нашло выражение также в отделении церкви от государства, права от нравственности, публичного от частного и пр. Незападные общества до сих пор не вполне завершили подобное разделение, что ограничивает возможности эволюции, приводит к всплескам религиозного фундаментализма, национализма, популизма, вождизма [7].

В-третьих, идея отказа от свыше предписанного статуса человека, признание «достоинства, базирующегося на состязательном социальном процессе» с трудом воспринимается и сейчас в незападных цивилизациях. Исторически она находила отклик лишь в отдельных социально-культурных анклавах Юга (часть креольской верхушки Латинской Америки, калькуттский интеллектуальный круг, просвещенные бюрократы и представители христианских меньшинств Османской империи), ограничивалась элитарными проявлениями, встречая сопро-тивление со стороны традиционного корпоративизма и коллективизма [7].

Подобное «торможение» ограничивает возможности самореализации личности, снижает предпринимательскую активность, деформирует рыночную среду.