Понятие логистической системы. Принципы построения логистических систем

Логистическая система представляет собой упорядоченную структуру, в которой осуществляются планирование и реализация движения и развития совокупного ресурсного потенциала, организованного в виде лоигстического потока, начиная с отчуждения ресурсов у окружающей среды вплоть до реализации конечной продукции.

Логистическая система может допускать относительную изолированность от внешней среды в информационном аспекте (ноу-хау, коммерческая тайна и т.д.); в материально-энергетическом аспекте границы ЛС должны быть абсолютно проницаемы (возможность установления хозяйственных связей ограничивается лишь существующим законодательством и интересами самой фирмы).

Логистическая система характеризуется следующими свойствами:

Способность взаимодействия с окружающей средой;

Наличие органа управления;

Управляемость системы;

Вариантность поведения;

Наличие информационных коммуникаций как в самой ЛС, так и между системами и средой;

Наличие контуров обратных связей в каналах информации;

Целенаправленное поведение системы.

Логистическая система обладает внутрисистемными связями со внешней средой. Внутрисистемные связи обычно имеют циклический характер, поскольку отражают стадии последовательной передачи материального потока между контактирующими подсистемами.

Уровень охвата логистическими системами может варьироваться от регионального до межрегионального, от отдельной фирмы до народного хозяйства страны. Организационная структура логистических систем обусловлена видом отрасли и принятой концепцией управления, размерами предприятий и масштабами их деятельности.

Основные принципы построения логистических систем, которые наиболее полно сформулировал канадский ученый Р. Робертсон:

Все технологические операции как по производству, так и по его материально-техническому обеспечению должны быть непосредственно связаны со стратегией развития фирмы;

В каждой фирме целесообразно создавать специализированную логистическую структуру, ведающую снабжением, транспортом, управлением запасами, складированием, информацией о закупках, при этом отвечать за результаты работы данной структуры должно одно лицо;

В фирме должно быть в наличии как необходимое и достаточное информационное обеспечение, так и опыт его квалифицированного использования;

Снабженческо-сбытовые службы фирмы должны быть укомплектованы специалистами, обладающими теоретической подготовкой в сфере логистики, а также навыками ее практического применения;

Каждая фирма должна иметь надежные связи со своими смежниками и партнерами, а также отлаженные связи между собой и окружающей средой и между внутрифирменными подразделениями;

Работу производственных подразделений фирмы целесообразно оценивать по конечному результату (рост получаемой прибыли, объем реализации и т.д.);

Главным ориентиром деятельности фирмы должно быть достижение оптимального уровня обслуживания потребителей;

Фирма должна иметь тесный контакт с большим числом малых предпринимательских структур, что повышает надежность и бесперебойность материально-технического обеспечения;

Необходим постоянный поиск возможностей увеличения объемов партий продукции, что способствует увеличению прибыли;

Необходимы поддержание значимости и престижа как снабженческо-сбытовых структур, так и их работников, гласная оценка и поощрение их деятельности.

Исходя из самой логистической концепции в любой фирме логистическая структура, независимо от ее размера, должна отвечать за планирование, управление, контроль потока товаров и материалов как внутри фирмы, так и за ее пределами. Организуя снабжение и сбыт как единый комплекс материального обеспечения производства, логистическая структура фирмы должна добиваться снижения затрат на изготовление продукции, повышать приспосабливаемость фирмы к запросам рынка и гарантии клиента.

Логистические системы классифицируются по следующим признакам:

По масштабу сферы деятельности логистические системы подоразделяют на макрологистические системы, мезологистические системы и микрологистические системы.

Макрологистическая система включает в себя предприятия и организации промышленности, снабженческо-сбытовые структуры транспортные организации разных ведомств, в различных регионах. В качестве таковых можно рассматривать транснациональные корпорации, трансконтинентальные фирмы, региональные промышленные объединения, территориально-производственные комплексы.

Иерархия макрологистических систем может выглядеть следующим образом:

Международные межконтинентальные системы охватывают этапы логистического процесса, протекающего на разных континентах.

Трансконтинентальные системы складываются в пределах одного континента.

Транснациональные системы функционируют на всей территории одной страны.

Межрегиональные системы охватывают логистические процессы, протекающие в двух и большем числе регионов: между областями, краями, автономными республиками.

Региональные крупные системы функционируют в одном крупном регионе.

Узкорегиональные системы функционируют в одной области, крае, автономной республике.

Городские системы функционируют в границах одного города.

Межрайонные системы охватывают логистические процессы, протекающие в двух и большем числе районов одной области, края, автономной республики.

Районные системы функционируют внутри одного района.

Построение макрологистических систем и управление ими способствуют решению следующих задач:

Выработка общей концепции распределения продукции;

Выбор вида транспорта, определение характера взаимодействия транспортных средств, организация технологии транспортного процесса;

Определение рациональных направлений движения материальных потоков;

Выбор пунктов поставки и партнеров-поставщиков сырья, материалов, полуфабрикатов, энергоносителей;

Определение границы зоны обслуживания, обеспечивающей выполнение поставок по принципу «точно в срок»;

Проектирование и организация сети складских систем: центральных, региональных, перегрузочных, с учетом оптимизации материальных потоков.

Микрологистические системы тоже иерархичны: можно говорить о логистических системах предприятия, производства, цеха, участка, рабочего места.

Микрологистическая система строится с позиций стратегических целей фирм и оптимизации основных оперативных процессов, она охватывает сферу деятельности отдельного предприятия и обеспечивает решение локальных вопросов в рамках отдельных функциональных элементов логистических систем. По функциональному назначению микрологистические системы подразделяются на системы первого и второго уровней.

Микрологистическая система первого уровня отражает логистику предприятия, охватывающую как внутрипроизводственную деятельность предприятия, так и его внешние контакты и связи; она охватывает все этапы микрологистического процесса, приведенные на рис. 2.

Микрологистическая система второго уровня отражает внутрипроизводственную логистику, которая интегрирует процессы планирования, производства, сбыта и снабжения, транспортно-складских и загрузочно-разгрузочных работ внутри предприятия. Эта система охватывает лишь те этапы микрологистического процесса, которые на рис. 2 охвачены пунктирной линией.Этапы макрологистческого процесса осуществляются в общественном производстве адекватно по стадиям. (рис. 1.).

 

 

Рис. 1. Связь этапов макрологистического процесса со стадиями общественного производства

 

 

 

 

 

Рис. 2. Этапы микрологистического процесса

 

В течении последних десятилетий, в хозяйстве наиболее экономически развитых стран и в мировом хозяйстве в целом наблюдается процесс структуризации больших групп предприятий в конгломераты, связанные единой логистической системой. Такие конгломераты получили название корпораций или финансово-промышленных групп (ФПГ), так как в конгломерат обычно входит крупный банк и имеет место объединение финансового и промышленного капиталов.

Указанные корпорации могут быть национальными (охватывают одну страну) и транснациональными (ТНК), внедряясь в хозяйство многих стран. Процесс образования подобных конгломератов разного уровня получил название корпоратизации. В области финансового капитала также наблюдается процесс корпоратизации – создание крупных международных банковских объединений.

Хозяйственная деятельность корпораций отличается от микро- и макроэкономики, образуя область среднего звена экономики – мезоэкономику.

Структуризайция среднего звена экономики совпала с интенсивной информатизацией мирового хозяйства на основе глобальных вычислительных сетей, которые стали естественным инструментарием логистики корпораций, отдельные предприятия которых разбросаны по всему миру или по всей стране. Логика же глобальных сетей позволяет организовывать логистическую систему корпорации вне зависимости от географического положения предприятий. Для этой логики безразлично, находится ли управляемый объект в соседней комнате или на другом континенте.

В зависимости от вида логисстических цепей логистические системы подразделяются на системы с прямыми связями, гибкие и эшелонированные.

Логистическая система с прямыми связями – система, в которой материальный поток доводится до потребителя без участия посредников, на основе прямых хозяйственных связей.

Гибкая логистическая система – это система, в которой доведение материального потока до потребителя осуществляется как по прямым связям, так и с участием посредника. Примером подобной системы может служить снабжение запасными частями; в этом случае отгрузка деталей редкого спроса производится с центрального склада непосредственно в адрес получателя, а отгрузка деталей стандартного и повышенного спроса – со склада посредника.

Эшелонированная (многокаскадная) логистическая система – многоуровневая система, материальный поток в которой, на пути от производителя к потребителю, проходит, по меньшей мере, через одного посредника.

Таким образом, комплексность логистики требует признания ее целостной системой со взаимоувязанными элементами. Логистика предполагает оценку процесса обращения материальных ресурсов, как единого целостного процесса, протекающего на всех стадиях общественного производства, во всех подразделениях и цехах фирмы с учетом процессов хранения и перемещения ресурсов на каждом рабочем месте.

В зависимости от структуры материалопотока :

Монопродуктовые

Многопродуктовые (многономенклатурные)

 

В зависимости от целевой направленности :

Заготовительная (закупочная)

Производственная

Информационная

Финансовая

Транспортно-складская

Сбытовая, распределительная