ЦИТАТА 3.

Вопрос: КАК ПРОИСХОДИТ ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ ОПЫТА НОВОГО ЧЕЛОВЕКА?

ЦИТАТА 2.

ЦИТАТА 1.

Главная проблема, связанная с феноменом человека, заключается, по-видимому, в том, что помимо видового пространства жизни, в котором он живет, как и любое другое существо, его окружает еще некое особое ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ, предполагающее в немтакие способы поведения и самоосуществления,которые выводят его далеко за границы видовой целесообразности.…культура – это то, что делает одинаково рожденных людей сущностно разнымив результате полученного ими второго рождения(А.М. Лобок. Антропология мифа, 1997. – С.24).

ПРЕДПОЛАГАЮЩЕЕ В НЕМ…. ЧТОБЫ ЖИТЬ В КУЛЬТУРЕ, НУЖНО УМЕТЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СРЕДУ. В СРЕДЕ НАХОДЯТСЯ ПРЕДМЕТЫ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ МОЖНО УДОВЛЕТВОРЯТЬ СВОИ ПОТРЕБНОСТИ. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ УДОВЛЕТВОРЯЮТСЯ НЕПРЯМЫМ СПОСОБОМ.

Из курса «Психология развития и возрастная психология»:

Поворотным пунктом в филогенезе является употребление и «изобретение» орудий у человекообразных обезьян – основная психологическая предпосылка исторического развития поведения. (Лурия, 1928) «Человек отличается от животных тем, что может изготавливать и использовать орудия» (цит. по Коулу, с.131). Эти орудия «не только радикально меняют условия его существования, они даже оказывают на него самого обратное действие в том смысле, что порождают изменения в нем самом и его психическом состоянии» (с. 493).

Ч.Х. Джадд, соученик Вильгельма Вундта: Орудия, изобретенные человеком, оказываются мощными факторами, определяющими ход цивилизационной жизни….Он больше не должен просто набрасываться на добычу, чтобы добыть пропитание. Он не развивает навыки использования собственных когтей и зубов, чтобы лучше управляться с окружающей средой. Он принял непрямой способ действия. Он использует инструменты, изобретенные им самим, унаследованные от предков или позаимствованные у соседа» (цит. по Коулу, с.132).

«…мы живем от рождения до смерти в мире людей и вещей, который в большой мере таков, каков он есть, благодаря тому, что было порождено и передано нам предшествующей человеческой деятельностью … вне индивида существуют источники, порождающие развитие опыта» (Джон Дьюи, 1963, с. 39. Цит. по Коулу).

(Большой психологический словарь. – Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков и В.П. Зинченко. – М., 2009. - С.224)

Объект в предметной форме, приданной ему исторической деятельностью людей, несет в себе … не только материал и силу природных процессов, использованных при ее создании: в формепредмета людям представлены их же собственные способы и навыки деятельности и общения. Общественная форма природных объектов всегда есть и предметная форма собственно общественной, историко-культурной жизнедеятельности человека – ее предметно закрепленный образ и образец.

… создавая свое первое орудие, наши далекие предки использовали физические свойства кремня, но орудием этот кремень был только в их целенаправленных действиях, предметно закрепленных в устойчивых формах общения (В ЗНАЧЕНИЯХ???). Безотносительно к целям первобытного человека он, несмотря на свою «орудийную форму», просто камень, вещество природы, разрушающееся от взаимодействия с другими ее веществами.

Общественный, или культурный, образ любого предмета человеческой жизнедеятельности – это образ общественного способа жизни людей, представший перед ними во всем своем чувственно наглядном виде.

Этот образ – только для человека существующий образец способа его же собственной жизнедеятельности, овладевая которым в онтогенезе он овладевает своими собственными способностями.

Каждый родившийся человек вступает в мир образов-образцов,и именно они, точнее – в общении реализуемое общественное их значение (значение и смысл) определяют и направляют жизненную активность индивида, формируя ее мотивационную сферу.

 

ОВЛАДЕНИЕ «видом», образом предмета (как образцом целенаправленной и лишь в общении совершаемой жизнедеятельности) есть одновременно и овладение тем, что реально предстает перед человеком в качестве предмета и средств его жизнедеятельности. Тем самым это и процесс образования его психики, образования всех его представлений и чувств, мотивирующих его поступки. К тому же каждым предметом культуры он овладевает как образцом всех подобных предметов, и именно в его образе он видит то, что значат они для человечества и каждого отдельного индивида. … именно общественная, самой природе не присущая форма предмета, есть форма природного содержания человеческой жизни.