Исторические этапы развития Средневековой философии, проблема отношения веры и разума.

Философия в эпоху Средневековья и Возрождения.

1. Исторические этапы развития Средневековой философии, проблема отношения веры и разума.

2. Статус и функции философии в Средневековой культуре. Основные принципы Средневековой философии.

3. Философия Эпохи Возрождения.

Предпосылки средневековой философии:

· кризис рабовладельческого строя, формирование сословных отношений, распространение христианства;

· утверждение социально-политической и духовной монополии церкви;

· признание Библии в качестве основного регулятора всех социальных отношений.

Хронологические рамки. V – XV вв. (II – XV вв.).

Основные периоды. 1) Апологетика (II – IV вв.); 2) Патристика (V – VIII вв.); 3) Схоластика (IX – XIV вв.).

Апология (лат.) – защита. Тертуллиан, Ориген. Защита христианского учения в аргументах «за» и «против». Отстаивание христианства перед язычеством и апологией. Характерно: противопоставление веры разуму, толкование Библии рациональному познанию. Формула периода: «Верую, ибо абсурдно». Ориген – единство тела и духа.

Патристика – отец. Учение отцов церкви, разработка христианской догматики, систематизация церковной доктрины. Начинает действовать лозунг «Философия – служанка богословия». Именно в патристику философия как род духовной деятельности теряет самостоятельность. Функция философия – экзогетическая (искусство толкования Библии). Патристика: западная / латинская патристика (Августин Блаженный), восточная / греко-византийская (Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов). Систематизировалось церковное знание на три блока: теология, христология, учение о человеке, о его судьбе. Августин Блаженный – единственный в период патристики философ. 354-430 гг. «О граде Божьем», «Исповедь». Формула – «Верую, чтобы понимать».

Основные идеи:

- широкая трактовка религиозной веры;

- противопоставление души и тела;

- идея стрелы времени;

- идея свободы человека (выбирать между добром и злом);

- концепция теодицеи (оправдание Бога за существование зла). Бог создал только добро, а зло – недостаток добра;

Схоластика. Рациональное обоснование западно-христианского вероучения. Синтез католического богословия и логики Аристотеля. Время университетов, где преподается богословие. Ранняя схоластика. Ансельм Кентерберийский и Росцеллин. Зрелая схоластика. Фома Аквинский. Поздняя схоластика. Пьер Абелиар и Уильям Оккам.

Фома Аквинский. Монах-доминиканец. Идея гармонии веры и разума. 1225 – 1274 гг. Истина одна. Идти к истине можно двумя путями: путь веры (правильный и короткий) и путь разума (длинный, тернистый, сложный). Но оба пути все равно приведут к истине. Вывел 5 основных доказательств бытия Бога.

Вся схоластика: спор между реализмом и номинализмом о первичности понятий и вещи. Реализм: понятия существуют реально, до вещей. Кентерберийский, Аквинский. Номинализм: понятия существуют после вещей как их имена. Абелиар, Оккам.

Оккам. «Сущности не следует преумножать без необходимости».

19.09.2012

Принципы средневековой философии.

û Теоцентризм. Бог – центр мироздания, абсолютная ценность, наивысшие бытие.

û Креационизм. Принцип сотворения Богом мира.

û Персонализм. Человек – наивысшее, наиболее совершенное творение Бога. Бог создал человека по своему образу и подобию.

û Супранатурализм. Человек ставится во главу природы. Природное в человеке упраздняется.

û Символизм. «Через вещи видимые раскрыть вещи невидимые». Мир полон тайных знаков Божьих.

û Провиденциализм. Бог не только создал мир, но он правит миром на основе своей воли.

û Принцип откровения. Знания можно получить только путем веры.

û Эсхатологизм. Мир конечен.