Система макроэкономических показателей.
Международные классификаторы, используемые в статистике
Система макроэкономических показателей
Международные классификаторы, используемые в статистике
План
ТЕМА 2.9 ОСНОВЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАТИСТИКИ
В изучении товаропотоков на внешнем рынке классификация товаров является одним из основных вопросов. Для классификации и кодирования товаров в статистике внешнеэкономических связей применяется классификатор «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности» (ТН ВЭД). В нашей стране классификатор ТН ВЭД первоначально был введен как ТН ВЭД СССР, заменивший с 1 января 1991 г. Единую товарную номенклатуру внешней торговли стран-членов СЭВ. В настоящее время в России для статистических целей используется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности стран-участниц Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), принятая в качестве межгосударственного классификатора решением глав правительства стран-участников СНГ 3 ноября 1995г. (с 1 января 1997г. действует 2-е издание Товарной номенклатуры ВЭД СНГ.)
Товарная номенклатура ВЭД построена на базе Номенклатуры гармонизированной системы описания и кодирования товаров (НГС), разработанной Всемирной таможенной организацией, а также Комбинированной номенклатуры Европейского союза, и по существу является из национальной (российской) производной. В нашей стране ведение Товарной номенклатуры ВЭД возложено в соответствии с Таможенным кодексом РФ на таможенные органы России. Товарная номенклатура ВЭД, как любой экономический классификатор, имеет свою структуру. К ее основным элементам относятся системы классификации и кодирования.
Система классификации Товарной номенклатуры ВЭД предусматривает характеристику классифицируемых объектов (товаров) и уровней классификации. Объектом классификации в ТН ВЭД являются все товары, обращающиеся во внешней торговле страны. ТН ВЭД имеет 6 уровней классификации: разделы, группы, подгруппы, товарные позиции, субпозиции, подсубпозиции.
Назначение кодовой системы классификатора состоит в том, чтобы представить информацию в удобной для сбора и передачи форме, приспособить ее к обработке на ЭВМ, а также обеспечить поиск, сортировку и агрегирование конкретных данных. Для товарных классификаторов, используемых в международной практике, система кодирования позволяет устранить языковые барьеры при идентификации того или иного товара.
В Товарной номенклатуре ВЭД принято девятизначной цифровое обозначение кода, построенного на десятичной системе. Он включает код группы (две цифры), товарной позиции (две цифры) и товарной субпозиции (две цифры), причем каждый знак может варьировать от 0 до 9. Первые шесть знаков (цифр) соответствуют номенклатуре Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (НГС), а первые восемь - Комбинированной номенклатуре Европейского союза (КН ЕС). Представление о структуре кода ТН ВЭД дает рис. 11.2. В качестве примера приведем коды отдельных товаров по ТН ВЭД:
Код товара по ТН ВЭД | Краткое наименование товара |
010111 000 | Лошади чистопородные (чистокровные) племенные |
030549 45 0 | Форель копченая, включая филе |
650692 00 0 | Головные уборы из натурального меха |
730451 11 0 | Трубы холоднотянутые или холоднотканные (отжатые в холодном состоянии) прямые |
845830 10 0 | Машины для литья под давлением |
Классификацию товаров, поступающих во внешнеторговый оборот, осуществляют таможенные органы. Это достигается отражением в грузовой таможенной декларации (ГТД) наименования товара, пересекающего таможенную границу России, его характеристики, а также соответствующего ему кода. Для этих целей в грузовой таможенной декларации предусмотрена графа 33 «Код товара», в которой указывается 9-значный код товара по ТН ВЭД.
Современная технология обработки социально-экономической информации и обмен данными между различными системами базируется на комплексе государственных стандартов. Важнейшим комплексом, обеспечивающим информационную совместимость систем управления и баз данных, решение задач межрегионального, межотраслевого и отраслевого обмена данными, применение общих методологических подходов при формировании единого информационного пространства Российской Федерации, является система стандартных общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (ОК ТЭСИ), которые должны удовлетворять международным требованиям гармонизации с классификациями и стандартами ООН и Европейского Союза (ЕС).
Создание системы взаимоувязанных общероссийских классификаторов, гармонизированных с международными классификациями и стандартами, необходимых для обеспечения учета социально-экономических изменений в стране, адекватного описания реформируемой экономики и достижения сопоставимости статистической, финансовой, банковской и других видов экономической информации, а также проведения статистических сопоставлений на международном и национальном уровнях, является одним из главных направлений развития Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и унифицированных систем документации в Российской Федерации (ЕСКК).
В целях реализации государственной политики в области развития единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, соответствующей международным требованиям, Правительство Российской Федерации постановлением от 1 ноября 1999 года № 1212 определило обязательность применения федеральными органами исполнительной власти общероссийских классификаторов в действующих и вновь разрабатываемых нормативных актах, при создании унифицированных систем документации, формировании информационных ресурсов и разработке информационных систем на федеральном и региональном уровнях управления, недопустимость применения отраслевых (ведомственных) классификаторов при межотраслевом информационном обмене, необходимость замены до 1 января 2003 года общесоюзных классификаторов на соответствующие общероссийские классификаторы, гармонизированные с международными классификациями.
Классификатор технико-экономической и социальной информации (классификатор) - нормативный документ, представляющий систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации. В зависимости от области применения и уровня принятия (утверждения) классификаторы подразделяются на общероссийские, отраслевые (ведомственные) и классификаторы предприятий.
Общероссийский классификатор (ОК) - классификатор, принятый Госстандартом России и обязательный для применения при межотраслевом обмене информацией.
Классификатор международный - классификатор, принятый международной организацией.
Гармонизация классификаторов - это процесс согласования (установления необходимого соответствия) состава, структуры и содержания национальных классификаторов с классификаторами, разработанными международными организациями.
Ведение общероссийских классификаторов обеспечивают Госстандарт России, Госкомстат России и другие федеральные органы исполнительной власти, ответственные за ведение отдельных общероссийских классификаторов.
Основными задачами ведения общероссийских классификаторов являются:
- научно-методическое и организационное обеспечение работ по ведению общероссийских классификаторов;
- поддержание общероссийских классификаторов в достоверном состоянии;
- информационное обслуживание заинтересованных юридических и физических лиц в части общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 1 ноября 1999 года № 1212 в части замены общесоюзных классификаторов на соответствующие общероссийские классификаторы разработан новый, удовлетворяющий международным требованиям, Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), предназначенный для замены морально устаревшего Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) и не обеспечивающего адекватное описание российской экономики в условиях рыночных отношений.. Постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 года. № 454-ст ОКВЭД вводится с 1 января 2003 г. в практику российской экономики и, в том числе, в информационную систему государственной статистики (приказ Госкомстата России от 07.12.2001 г. № 164).
Характеристика российской экономики по ОКОНХ значительно отличается от описания рыночной экономики развитых стран в соответствии с классификациями по видам экономической деятельности хозяйствующих субъектов и в современных условиях она не позволяет получать достоверное отражение реально существующей инфраструктуры и существенно затрудняет международные сопоставления статистических данных по важнейшим макроэкономическим показателям в соответствии с методологией Системы национальных счетов.
ОКВЭД построен на основе гармонизации с официальной версией на русском языке Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейской экономическом сообществе (КДЕС Ред1) путем сохранения в ОКВЭД из КДЕС кодов и наименований соответствующих четырехзначных позиций. Особенности, отражающие потребности российской экономики по детализации видов деятельности, учитываются в группировках ОКВЭД с пяти- и шестизначными кодами.
ОКВЭД включает перечень классификационных группировок видов экономической деятельности и их описания, раскрывающие содержание группировок и/или дающие отсылки к другим группировкам классификатора (Приложение А).
Основными направлениями внедрения ОКВЭД в информационную систему государственной статистики являются:
- пересмотр и внесение изменений в формы отчетно-статистической документации и инструктивно-методические материалы по организации государственных статистических наблюдений;
- загрузка в Автоматизированный банк общероссийских классификаторов (АБК) ОКВЭД и переходных ключей ОКОНХ-ОКВЭД и доведение их до территориальных органов Госкомстата России; предоставление пользователям в установленном порядке текстов ОКВЭД на машинных носителях;
- осуществление перекодирования с ОКОНХ на ОКВЭД свыше 3,5 млн. хозяйствующих субъектов, учтенных в Едином государственном регистре предприятий и организаций (ЕГРПО), а также присвоение кодов ОКВЭД хозяйствующим субъектам с 1 января 2003 года;
- установление принципов статистического наблюдения и расчетов системы макроэкономических показателей по видам экономической деятельности;
- определение согласованных с Минэкономразвития России перечней показателей и видов экономической деятельности по ОКВЭД, по которым будут представляться информация для осуществления мониторинга и прогнозирования социально-экономического положения страны, осуществляться официальные публикации статистических данных Госкомстата России (доклады, сборники, бюллетени и т.п.);
- формирование системы статистических показателей для пересчета динамических рядов по ОКВЭД и установление длительности этих рядов;
- подготовка публикаций и информирование пользователей статистической информации о внедрении ОКВЭД в информационную систему государственной статистики.
В целях обеспечения внедрения ОКВЭД в российскую экономику в целом, Минэкономразвития России совместно с Госстандартом России и Госкомстатом России утвержден 26.12.2001г. Комплексный план мероприятий. В их числе, анализ нормативных правовых актов и внесение в них изменений в связи с переходом к ОКВЭД в части налогообложения, финансовой и бухгалтерской отчетности, страховой деятельности, прогнозирования социально-экономического развития, включая прогнозные расчеты общеэкономических показателей системы национальных счетов.
Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по внедрению ОКВЭД осуществляет Минэкономразвития России.
Ведение ОКВЭД Минэкономразвития России осуществляет во взаимодействии с ВНИИКИ Госстандарта России.
Госкомстат России является организацией обязательного согласования проектов изменений к ОКВЭД.
СНС как система счетов и как система показателей может быть охарактеризована на примере блока сводных счетов. Схема взаимосвязей важнейших показателей СНС дается для макроуровня и макроэкономики.
Одним из основных показателей СНС является Валовой национальный продукт. Характеризуя ВНП как "наиболее точный суммарный измеритель товаров и услуг, которые сможет произвести страна" (П. Самуэльсон), западная экономическая мысль разработала три метода его измерения: по расходам на созданную в стране продукцию, по доходам, полученным в результате производства продукции, а также методом добавленной стоимости.
Общая схема национальных счетов
чистый экспорт | |||||
Амортизация | |||||
косвенные налоги | |||||
без налогов плюс трансферты | |||||
Сберегается | |||||
валовой национальный продукт | валовой внутренний продукт | Чистый национальный продукт | национальный доход | Располагамый доход | Потребляется |