ИСТОРИЯ КУБАНИ
Тезисы лекций для студентов дневной и заочной формы обучения
для направления подготовки бакалавров 131000 – «Нефтегазовое дело. Эксплуатация и обслуживание объектов добычи нефти»,
140400 – «Электроэнергетика и электротехника. Электроснабжение»,
151900 – «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств. Технология машиностроения»,
190600 – «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов. Автомобильный сервис», 230100 - «Информатика и вычислительная техника»
для студентов 1 курса дневной и заочной форм обучения
Армавир
Содержание
Лекция 1. Первобытнообщинный строй на Северо-Западном Кавказе. 5
Лекция 2. Греческая колонизация Северного и Восточного побережья Черного моря................................................................................................................. 8
Лекция3. Тмутараканское княжество на Тамани в X - XI вв............... 11
Лекция 4. Кубанские земли в период татаро-монгольского нашествия 16
Лекция 5. Черкессия в XIII - XY вв. Генуэзские колонии на Северном Кавказе. 18
Лекция 6. Русско-адыгейские отношения в XY - XYII вв...................... 22
Лекция 7. Социально - экономическое развитие, культура, быт, религия народов Кубани в XYI - XYIII вв............................................................................. 24
Лекция 8. Переселение Черноморских казаков на Кубань................... 27
Лекция 9. Заселение Казаками Старой и Новой Линии. Кавказская война 1817 - 64 гг.................................................................................................................... 31
Лекция 10. Декабристы на Кубани........................................................... 35
Лекция 11. Развитие капитализма на Кубани. Культура народов Кубани в XIXв......................................................................................................................... 38
Лекция 12. Кубань и Северный Кавказ в начале XX века.................... 44
Лекция 13. Гражданская война 1918-20 гг. на Кубани......................... 49
Лекция 14. Трагедия коллективизации на Кубани................................ 52
Лекция 15. Социально-экономическое развитие Северо-Кавказского Края в 1920 - 30 гг.................................................................................................................... 55
Лекция 16. Кубань в годы Великой Отечественной войны................... 61
Лекция17. Культура Кубани в XX в......................................................... 66
Лекция 1. Первобытнообщинный строй на Северо-Западном Кавказе.
Природа и географическое положение Кубанского края. Энеолит и бронзовый век. Племена Майкопской культуры. Прикубанская культура. Киммерийцы. Скифы и сарматы на Кубани. Меотские племена в рассказах античных авторов. Алланы и гунны на Северном Кавказе в II-V вв н.э. Народные верования Кубанских племен, проникновение мировых религий в I тыс. н.э.
Установлено, что Кубань является одним из древнейших очагов появления человека в Европе. Предполагается, что первые группы людей пришли сюда из более южных районов (Закавказье, Ближний Восток). На Таманском полуострове открыта стоянка Богатырка, возраст которой оценивается примерно в 1 млн. лет. Почти столь же древними (750-500 тыс. лет) являются находки в Треугольной пещере в верховьях р. Уруп. Эта эпоха получила название древнего или нижнего палеолита. Жившие тогда питекантропы пользовались орудиями из грубо оббитых галек (т.н. чопперами и чоппингами), но изготавливали и более совершенные ручные рубила и кливеры. Основными занятиями людей были охота и собирательство.
Начало самого сурового оледенения - вюрмского (150-100 тыс. лет назад) - совпало с появлением человека более совершенного вида - неандертальца. Пещерные стоянки этого времени найдены в ущелье р. Губе (Монашеская и Баракаевская пещеры, Губский навес № 1) и в районе Хосты (Ахштырская, Воронцовская, Навалишенская, Ацинская, Хостинские I и II пещеры). Останки искусственного жилища исследованы при раскопках древнего лагеря охотников на бизонов у пос. Ильского.
Конец ледникового периода или верхний палеолит (40-13 тыс. лет назад) знаменуется появлением человека современного вида. Памятники этого времени известны в Губском ущелье и районе современного г. Сочи. Основным занятием и источником питания оставалась охота. Жители Губского ущелья охотились на диких лошадей, а в Сочи-Адлеровском районе главной дичью были пещерные медведи.
Памятником неолита древнейших скотоводов Кубани можно считать стоянку в Ацинской пещере VI тыс. до н.э., где найдены кости одомашненных собак, свиньи, быка, козы или овцы. Там же обнаружены кремневые орудия труда и фрагменты грубых глиняных горшков с круглым и плоским дном. Стоянки земледельцев, обрабатывавших поля мотыгами из расколотых галек открыты в районе Сочи.
В IV тыс. до н.э. население Кубани начало осваивать металл. Совершенно новым явлением стали курганы - погребальные памятники степных скотоводов, которые вели полуподвижный образ жизни. Именно из погребений под курганами происходят древнейшие медные изделия в регионе - небольшой кинжал и бляшки-подвески от ожерелья.
К концу IV-III тыс. до н.э. относятся памятники т.н. майкопско-новосво-бодненской культуры. Она сложилась на основе местных неолитических племен и выходцев из Закавказья. Мировую известность получили находки из курганов знати в г. Майкопе и у станицы Новосвободной. В них обнаружены золотые, серебряные и бронзовые сосуды, золотые украшения, балдахин на серебряном каркасе с покрывалом, расшитым золотыми бляшками, бронзовые и каменные орудия труда и глиняные горшки, которые уже изготавливались на гончарном круге, древнейший в Восточной Европе меч.
Черноморское побережье между 2700 и 1300 гг. до н.э. занимала т.н. дольменная культура. Известность ей принесли своеобразные погребальные сооружения - дольмены. Это четырехугольные каменные гробницы с плоской крышей. Считается, что их предки прибыли на Кавказ с побережья Средиземного моря и Атлантики. Осев на Черноморском побережье, они занимались мотыжным земледелием, домашним скотоводством, значительную роль в их хозяйстве сохраняли охота и рыболовство.
Степи правобережья Кубани в III тыс. до н.э. занимали полукочевые племена ямной и новотитаровской культур. От них сохранились только погребения под курганами, в которых обнаружены примитивные сосуды, немногочисленные орудия труда из камня, кости и реже - из бронзы, украшения. Интересны остатки повозок, которые служили древним скотоводам не только транспортом, но и жилищем. Кузов повозки собирался из деревянных плах или из брусьев, а четыре колеса были массивными, небольшими и не имели спиц. Считается, что носители ямной культуры переселились на территорию нашего края с Украины, а «новотитаровцы» пришли с юга.
Начало железного века на Кубани относится к кон. IX - нач. VIII вв. до н.э. К этому времени в регионе обитали племена, которые в античных источниках называются местами (по древнему названию Азовского моря - Меотида). Считается, что их происхождение связано с носителями кобяковской культуры бронзового века.
Меотскими древние греки считали племена Таманского п-ова и побережья Азовского моря: синдов, дандариев, тарпетов, ситтакенов, досхов, фатеев, псессов, торетов и керкетов. Упоминаются племена Черноморского побережья, в число меотов не включавшиеся: ахеи, зихи и гениохи.
Псессы, досхи, зихи и гениохи, вероятно, говорили на языках адыго-абхазского происхождения. Название «синды» имеет индоевропейское происхождение, а «дандарии» - иранское.
Меоты занимались земледелием и скотоводством. Они обрабатывали поймы Кубани и ее притоков, получая высокие урожаи. Меоты разводили крупный и мелкий рогатый скот, занимались свиноводством и коневодством. Развито было рыболовство. Значительные изменения произошли на рубеже II – III вв. н.э. В это время на Кубани исчезают памятники меотской и сарматской культур.
Лекция 2. Греческая колонизация Северного и Восточного побережья Черного моря.
Причины колонизации YII - YI вв. до н.э. Ольвия, Херсонес, Пантикапей. История Боспорского Царства ( Y в. до н.э. - IY в. Н.э.). Транзитная торговля - причина возвышения Пантикапея и Фанагории. Греческие колонии на Тамани. Археология Черноморского побережья Северного Кавказа о быте и религии греческих колонистов; терракоты Кубани. Начало Великого переселения народов и упадок Боспорского царства.
Не позднее VII в. до н.э. были установлены регулярные контакты племен Прикубанья с античным миром. Отметим, что освоение эллинами северо-восточных берегов Черного моря стало лишь этапом т.н. Великой греческой колонизации, начавшейся в VIII в. до н.э. и охватившей бассейны Черного и Средиземного морей.
В ХI-X в. до н.э. появляются первые античные колонии на Тамани и в Крыму. К их числу относятся Фанагория (совр. пос. Сенной), Гермонасса (совр. Тамань), Кепы, Патрэй, Тирамба (совр. Пересыпь), Бата (р-н Новороссийска) и Торик (р-н Геленджика). В IV в. до н.э. на месте Анапы появилась колония Горгиппия. Колонисты, вероятно, заключили соглашения с синдами и керке-тами, на землях которых обосновались. О мирных отношениях греков с племенами Кубани свидетельствуют находки расписной античной посуды VI в. до н.э. на меотских поселениях. Впрочем, отношения эллинов с варварами нельзя назвать идиллическими. Об этом, например, свидетельствует появление крепостных сооружений у колонистов, начиная с VI в. до н.э.
В 480 г. до н.э. (по сообщению греческого историка Диодора Сицилийского) ряд греческих колоний Восточного Крыма и Тамани сплотился вокруг правителя Пантикапея (совр. Керчь), создав единое Боспорское царство. Пантикапей являлся к тому времени богатейшей греческой колонией региона. Именно он стал первым чеканить здесь свою собственную монету. Боспором греки называли Керченский пролив, по обоим берегам которого раскинулась территория первого в истории всего Кавказа государственного образования. Правящей династией на Боспоре стали Археанактиды, представители которой сменяли друг друга на престоле до 438 г. до н.э. Однако не все колонии согласились лишиться политической и экономической самостоятельности. Поэтому в дальнейшем территория царства расширялась не только за счет земель варваров, но и колоний, непокорных Пантикапею.
Греки и племена Прикубанья одинаково страдали от сезонных перемещений скифов. Поэтому уже в 479 г. до н.э. синды помогли грекам в строительстве вала, перегородившего Керченский п-ов и положившего конец скифским набегам. Колонии укрепляли свое положение в рамках единого государства. Этому способствовала, например, торговля с Грецией. Долгие годы главным торговым партнером Боспорского царства являлись Афины. Статьями вывоза являлись зерно (поставки которого носили стратегический характер), рыба, кожи, мед, строевой лес и пр. Позорную страницу в истории освоения греками Причерноморья является работорговля, всемерно поощряемая ими в среде местного населения. На Боспор ввозились предметы роскоши, вина, ткани, оружие и т.д.
Греки стремились к развитию мирных отношений и выгодного обмена с племенами Прикубанья. По греческому образцу была укреплена столица одного из местных племен - Лабрита. Под влиянием греков меоты уже к кон. V в. до н.э. освоили гончарный круг. В свою очередь, греки переняли у местных племен костюм, приемы боя, элементы вооружения. Под влиянием «варваров» частично изменился греческий похоронный обряд.
В 438 г. до н.э. власть на Боспоре перешла к новой династии - Спартокидов, возможно, уже «варварского», а не греческого, происхождения. В конце V до н.э. цари Боспора закрепились на Кубани и начали постепенное подчинение меотских племен. Подчинение меотских племен только способствовало их дальнейшему развитию.
К кон. IV в. до н.э. Боспорское царство ослабело. Походы Филиппа II и Александра Македонского препятствовали нормальной внешней торговле Боспора. В 310 г. до н.э. разгорелась междоусобная война сыновей царя Перисада за боспорский престол. В войне, согласно письменным свидетельствам, участвовали греки, фракийцы и скифы.
Очень скоро боспорские колонии и союзные Боспору племена Кубани оказались втянутыми в войны, которые Митридат вел против Рима в 89-63 гг. до н.э. В источниках упоминается меотский вождь Олфак, пытавшийся хитростью убить римского полководца Лукулла. Митридатовы войны, неизменно заканчившиеся победами Рима, истощили ресурсы греческих городов, вызвав недовольство и дворцовый переворот. Правителем Боспора стал сын Митридата Фарнак II. Фанагория, возглавившая восстание против Митридата, получила из рук Рима автономию.
В III в. н.э. на Боспоре начался затяжной кризис. Он был связан как с общим кризисом античного рабовладения, так и с уходом значительной части местных варваров, обеспечивавших ранее греков продуктами сельского хозяйства и рабами. Кроме того, в III в. на Причерноморье обрушились набеги германцев-готов и их союзников. Власть в Пантикапее захватили узурпаторы. В это время погибли многие сельские поселения, в 230-е гг. разгрому подверглась Горгиппия. Наконец, в 370-е гг. боспорские города подверглись вторжению гуннов, вышедших из глубин Азии.
Лекция3. Тмутараканское княжество на Тамани в X - XI вв.
Походы Святослава против хазар, ясов и касогов. Тмутаракань - убежище князей - изгоев. Победа Мстислава Владимировича над касогами, включение Кубанской дружины в войско князя. Вражда тмутараканского князя с Византией. Находка черноморскими казаками “тмутараканского камня”. Потеря русскими князьями Тамани из-за половецкого нашествия. Сходство военных обычаев скифов и печенегов. Следы половецких кочевий на Северном Кавказе; “половецкие бабы” - памятники кочевников Прикубанья XI - XII вв.
Закубанье и Тамань в хазарское время населяли предки адыгов, объединенных в два племенных союза: зихский и касожский. Зихи расселялись на побережье Северо-Восточного Причерноморья вплоть до Тамани. Касоги занимали внутренние территории Закубанья.
Судьба касогов была иной. Самым известным вождем касогов стал князь Инал, сумевший на непродолжительный период подчинить зихов. Память о нем сохранилась в адыго-кабардинских родословных. По преданию он стал родоначальником большинства адыгских княжеских родов. Касоги верно служили хазарам, принимая участие на их стороне во всех войнах, сдерживая алан и зихов от набегов на земли каганата. Зихи отличались воинственностью и упоминаются среди наемных воинов византийской армии. К X в. территория черноморского побережья от Абхазии до Тамани называлась Зихией. Южным соседом их была Абхазия.
Предки адыгов оставались основным оседлым населением Кубани и в Х-Х1Н вв. Объединения зихов и касогов распадаются на отдельные племена, расселившиеся в Северо-Восточном Причерноморье, в Закубанье и в Юго-Восточном Приазовье.
В Прикубанье таким раннегосударственным образованием стала Великая Болгария. Еще в начале VII в., после крушения первого Тюркского каганата, на Северном Кавказе, возникли новые племенные объединения. На востоке региона набирал силу племенной союз во главе с хазарами. В центральной и западной части Предкавказья и в горах усиливались аланы, а в Восточном Приазовье складывалось объединение кочевников во главе с болгарами. В византийских исторических сочинениях приазовские кочевники выступают под разными именами: гунны, гунногундуры, утигуры, оногуры и т.д. Страну их часто называют Оногурией, а с VII в. еще и Черной Болгарией
Этим воспользовались их восточные соседи хазары, которые к этому времени стояли во главе сильного молодого государственного образования, занимавшего степи Восточного Предкавказья и Северного Прикаспия. В течение второй половины VII в. хазары сломили сопротивление болгар и подчинили себе степи западной части Северного Кавказа и Северного Причерноморья.
В такой ситуации христианство стало для многих народов Северо-Восточного Причерноморья символом духовной независимости. Здесь христианство уже имело длительную историю. Согласно христианскому преданию, жителей Северо-Восточного Причерноморья крестил апостол Андрей Первозванный. Тайные общины первых христиан существовали в боспорских городах. Уже в начале IV в. н. э. на территории Боспорского царства возникает христианская епархия, которую возглавляет епископ Домн.
В X в. епархиальный центр переносится в Таматарху (ныне станица Тамань), которая стала одним из основных христианских центров на Северо-Западном Кавказе. Византийские священники проповедовали среди зихов и касогов и содействовали храмовому строительству в регионе Этот важный статус Таматархская или Зихская епархия сохраняет и позднее, в XI в., когда Таматарха под именем Тмутаракани вошла в число уделов Киевской Руси. Впервые город Тмутаракань упомянут в «Повести временных лет» под 988 г., когда князь Владимир Святославич выделил это княжество в удел своему сыну Мстиславу, бывшему тогда еще ребенком. Тмутаракань, как считают многие ученые, располагалась на месте современной станицы Тамань. Впрочем, пути для массовой славянской колонизации Подонья, Приазовья и Причерноморья открыл не «креститель Руси», а его великий отец - Святослав Игоревич, разгромивший в сер. 960-х гг. Хазарский каганат.
Время правления Мстислава Владимировича - расцвет Тмутараканского княжества и одновременно - рост территории Киевской Руси. В этой связи необходимо подчеркнуть, что несмотря на отсутствие общих границ с Древнерусским государством, Тмутараканское княжество являлось русским княжеством и, соответственно, частью Киевской Руси. Считается, что границы Тмутараканского княжества доходили до низовьев Дона, где в состав княжества входил город Белая Вежа. В состав Тмутараканского княжества (первоначально небольшого по размеру - примерно 25-30 кв. км) входил также Керченский п-ов с городом Корчевом (ныне г. Керчь).
В правление Мстислава княжество определяло политику, пожалуй, на всем Северном Кавказе. Ведется оживленная торговля с Византией, остальной Русью, народами Северного Кавказа. Город был обнесен крепостными стенами из сырца (необожженного кирпича). В нем чеканится собственная монета.
Население города Тмутаракани, как и княжества, было многонациональным. Здесь жили греки, славяне, евреи и хазары. Следует отметить, что в правление Мстислава Владимировича значительную часть населения княжества составляли адыги, в т.ч. христиане, выходцы из причерноморских и прикубанских адыгских общин.
Между 1016 и 1017 гг., Мстислав совершил первый поход против касогов (предков адыгов). Предводитель касогов Редедя предложил решить исход войны единоборством. Мстислав, согласившись, одолел касожского князя, приказав возвести и ознаменование победы в Тмутаракани каменный храм в честь Пресвятой Богородицы. Это был один из первых каменных храмов на Руси. Касоги, покорившись, были включены в состав дружины Мстислава. Примечательно, что Мстислав, действуя как талантливый политик, не расправился с семьей убитого им врага. Сыновья Редеди, согласно некоторым русским родословным преданиям, были воспитаны князем, который выдал позже за одного из них свою дочь. Так, используя распространенный среди касогов социальный институт аталычества (воспитания) и брачные узы, Мстислав сумел на деле упрочить свое влияние не только в роду Редеди, но и во всей адыгской общности.
Вскоре после победы Мстислав вступил в борьбу за великокняжеский престол со своим братом Ярославом Мудрым. В сражении у Листвена близ Чернигова дружина Мстислава одержала победу. Русские земли были разделены на две части: Ярослав остался княжить в Киеве, а Мстислав стал князем в Чернигове. В 1036 г. Мстислав, поехав на охоту, заболел и вскоре умер, не оставив наследника. Единство Руси было восстановлено. Летописцы с похвалой отзывались о Мстиславе, подчеркивая его храбрость и щедрость к дружине. Другой тмутараканский князь - Ростислав Владимирович -хотел совершить поход против Византии. Однако византийский котопан (чиновник) отравил князя во время пира. Другой тмутараканский князь - Глеб Святославич - прославился тем, что «мерил море по льду от Тмуторокани до Корчева». Сведения об этом дошли до нас благодаря находке знаменитого Тмутараканского камня - мраморной плиты с соответствующей надписью. Плита была найдена в станице Тамань при строительстве крепости в 1792 г.
После этого Тмутаракань надолго становится прибежищем князей-изгоев. Так называли князей, которые потеряли право на престол. Одним из самых ярких таких князей был Олег Святославич.
Княжество становится для Руси «землей незнаемой». Предпосылки и причины исчезновения княжества складывались десятилетиями: 1) отсутствие общих границ с центром; 2) слабые пути коммуникации (главным образом по церковным каналам) и сама, что называется «инфраструктура» княжества, включая аппарат управления; 3) общерусская смута времен феодальной раздробленности, 4) завоевание южнорусских степей половцами; 5) разрушительное землетрясение конца XI в. в Приазовье, мощные волны которого, добивая город, перекинулись даже через Керченский пролив.
Память о Тмутаракани сохранилась лишь в преданиях. Не раз упоминался этот город в «Слове о полку Игореве». Князь Игорь Святославич, отправляясь в поход против половцев, хотел «поискати града Тмуторокани». Упоминается в «Слове» и загадочный «тмутороканский идол». Князь-чародей Всеслав «за ночь доскакивал от Тмутороканя до Полоцка». Вскоре княжество становится византийским владением.
Лекция 4. Кубанские земли в период татаро-монгольского нашествия